Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 марта 2016 г. N 2-57-2290/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов комиссии
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С.Бруева,
при участии представителей:
ФГКУ комбинат "Сигнал" им. А.А. Григорьева Росрезерва: Шитикова К.Д., Астафьева С.А., Федина А.В.,
ООО "Экология Центрэнергоцветмет": Овчинникова И.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Экология Центрэнергоцветмет" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ комбинат "Сигнал" им. А.А. Григорьева Росрезерва (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту газовой котельной (Закупка N 0373100049416000028) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 17.03.2016 NМГ/9988 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, являются избыточными и противоречат положениям соответствующих стандартов.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым при выполнении работ, в нарушение норм Закона о контрактной системе, поскольку:
1) в п. 78 "Угольник соединительный" установлено требование "Материал изготовления угольника должен быть: полипропилен. Тип установки угольника должен быть: сварной. Плотность материала изготовления угольника: не менее 0,9 г/см3. Температура начала плавления материала изготовления угольника: не менее 135 °С. Напряжение разрыва материала изготовления угольника: более 35 Н/мм2. Удлинение при разрыве материала изготовления угольника: менее 820 %. Твердость при вдавливании материала изготовления угольника: более 35 Н/мм2. Модуль упругости материала изготовления угольника: не менее 750 Н/мм2. Коэффициент теплового расширения материала изготовления угольника: не менее 0,1 мм/м°С. Теплопроводность при 20 °С материала изготовления угольника: менее 0,3 Вт/м°С. Удельная теплоемкость материала изготовления угольника: менее 2 кДж/кг°С. Температура самовозгорания материала изготовления угольника: более 350 °С. Предел текучести при растяжении материала изготовления угольника: не менее 21 Н/мм2". Таким образом, Заказчиком установлено требование к характеристикам Полипропилена, что не является объектом закупки и установление требования к товару "полипропилен" свидетельствует о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, согласно доводам Заявителя аналогичные требования установлены для товаров п. 61 "Угольник пластиковый тип 1", п. 62 "Угольник пластиковый тип 2", п. 61 "Угольник пластиковый тип 3", п. 79 "Тройник соединительный", п. 81 "Муфта комбинированная тип 1", п. 82 "Муфта комбинированная тип 2".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную настоящего Федерального закона. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика представлены сведения производителей вышеуказанных товаров, а именно: "Угольник", "Тройник", "Муфта" подтверждающие возможность указания значений данных характеристик в составе заявки на участие в Аукционе.
2) в п. 39 "Кабель силовой тип 2" Заказчиком установлено: "Материал изготовления изоляции поливинилхлоридный пластикат. Материал изготовления внутренней оболочки поливинилхлоридный пластикат пониженной пожарной опасности с низким дымо-, газовыделением. Материал изготовления оболочки поливинилхлоридный пластикат пониженной пожарной опасности с низким дымо-, газовыделением", требование о соответствии данного товара ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 23286-78, ГОСТ 22483-2012. Согласно доводам жалобы по установленным Заказчиком критериям невозможно определить требуемый тип кабеля, поскольку согласно п. 42 ГОСТ 31996-2012 "Кабели в соответствии с настоящим стандартом подразделяют на следующие типы: кабели с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката или сшитого полиэтилена, с наружной оболочкой или защитным шлангом из поливинилхлоридного пластиката и кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена с защитным шлангом из полиэтилена (общепромышленное исполнение); кабели с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката или сшитого полиэтилена, с наружной оболочкой или защитным шлангом из поливинилхлоридного пластиката пониженной горючести (исполнения "нг"); кабели с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности или сшитого полиэтилена, с наружной оболочкой или защитным шлангом из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности (исполнения "нг-LS"); кабели с изоляцией из полимерных композиций, не содержащих галогенов, или сшитого полиэтилена, с наружной оболочкой из полимерных композиций, не содержащих галогенов (исполнения "нг-HF"); кабели огнестойкие с изоляцией, наружной оболочкой или защитным шлангом из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности (исполнения "нг-FRLS"); кабели огнестойкие с изоляцией из полимерных композиций, не содержащих галогенов, или сшитого полиэтилена, с наружной оболочкой из полимерных композиций, не содержащих галогенов (исполнения "нг-FRHF")".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованость доводов жалобы, в том числе свидетельствующие об установлении Заказчиком вышеуказанных требований как не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя жалобы в части неправомерного установления требований к товарам п. 39 "Кабель силовой тип 2", п. 61 "Угольник пластиковый тип 1", п. 62 "Угольник пластиковый тип 2", п. 61 "Угольник пластиковый тип 3", п. 79 "Тройник соединительный", п. 81 "Муфта комбинированная тип 1", п. 82 "Муфта комбинированная тип 2".
Кроме того, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком допущены нарушения при формировании Аукционной документации, поскольку:
1) в п. 39 "Кабель силовой тип 2" установлены требования: "Материал изготовления жилы должна быть: медь. Номинальное напряжение должно быть: 0,66 кВ. Сечение токопроводящей жилы должно быть: 16 мм. Тип жилы: многопроволочная. Максимальное электрическое сопротивление жилы при температуре 20 °С: не менее 4,6 Ом", что противоречит ГОСТ 22483-2012 "ЖИЛЫ ТОКОПРОВОДЯЩИЕ ДЛЯ КАБЕЛЕЙ, ПРОВОДОВ И ШНУРОВ" (электрическое сопротивление 1 км жилы при температуре 20 °C для сечения токопроводящей жилы 16 мм
составляет не более 1,15 для жил без покрытия; не более 1,16 для жил с металлическим покрытием).
Кроме того, по мнению Заявителя Заказчиком установлено требование: "Номинальное напряжение должно быть: 0,66 кВ. Сечение токопроводящей жилы должно быть: 16 мм2. Номинальная толщина изоляции: не менее 0,6 мм. Материал изготовления изоляции поливинилхлоридный пластикат", при этом согласно ГОСТ 22483-2012 при указании в Аукционной документации значений для данных характеристик номинальная толщина составляет - 0,9мм.
Так же согласно доводам жалобы Заказчиком установлено требование: "Количество жил должно быть: 5 шт. Номинальная толщина оболочки: не более 1,18мм", при этом согласно требований п. 5.2.1.14 ГОСТ 22483-2012 номинальная толщина оболочки для многожильных кабелей составляет не менее 1,8мм, что по мнению Заявителя не позволяет участнику закупки предоставить значения характеристик, соответствующие как требованиям аукционной документации, так и требованиям ГОСТ 31996-2012.
По мнению Заявителя Заказчиком установлено: "Минимальное удельное объемное электрическое сопротивление изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил: не более 12 1·1010 Ом·см" без указания минимального показателя, что противоречит требованиям п. 5.2.2.3 ГОСТ 31996-2012, согласно которому - "Удельное объемное электрическое сопротивление изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил должно быть: для изоляции из поливинилхлоридного пластиката - не менее 1· 1010 Ом·см".
2) в п. 83 "Бетон" Заказчиком установлено требование "Модуль крупности мелкого заполнителя: более 2,2. Полный остаток мелкого заполнителя на сите с сеткой N063: менее 75 % по массе. Содержание в мелком заполнителе зерен крупностью свыше 10 мм: не более 5 % по массе. Содержание в мелком заполнителе зерен крупностью свыше 5 мм: не более 15 % по массе. Содержание в мелком заполнителе зерен крупностью менее 0,16 мм: не более 10 % по массе. Содержание в мелком заполнителе пылевидных и глинистых частиц: не более 10 % по массе. Содержание в мелком заполнителе глины в комках: не более 2 % по массе. Группа песка: крупный или повышенной крупности или средний. Класс песка: II или I", что по мнению Заявителя является неправомерным требованием, поскольку характеристики песка не относятся к объекту закупки, кроме того аналогичные нарушения, по мнению Заявителя, допущены при установлении требований к товар
3) п.89 "Бетон".
3) в п. 40 "Кабель силовой Тип 6" Заказчиком установлено требование: "Минимальная температура эксплуатации: не ниже -65 °С. Материал изготовления изоляции должен быть: поливинилхлоридный пластикат. Материал изготовления внутренней оболочки: поливинилхлоридный пластикат пониженной горючести или поливинилхлоридный пластикат. Материал изготовления оболочки: поливинилхлоридный пластикат или поливинилхлоридный пластикат пониженной горючести", требование о соответствии данного товара ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 23286-78, ГОСТ 22483-2012, ГОСТ 18690-2012. По мнению Заявителя вышеуказанное требование вводит участников закупки в заблуждение, поскольку согласно требований п. 5.2.4 ГОСТ 31996-2012 "Кабели должны быть стойкими к воздействию пониженной температуры окружающей среды до минус 50 °С".
4) в п.52 "Песок" Заказчиком установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 8735-88, также установлено требование к характеристике "Содержание комков глины в песке: не более 1,5 % по массе. Содержание комков глины в навеске песка фракции от 1,25 до 2,5 мм: более 3 %". При этом значения параметра "Содержание комков глины в навеске песка фракции от 1,25 до 2,5 мм: не более 3 %" нормируется ГОСТ 8735-88. Песок для строительных работ Методы испытаний (с Изменениями N 1, 2), который относится к методам испытаний, соответственно и заявленную характеристику Заказчика возможно указать только по результатам испытания готовой продукции в лабораторных условиях.
5) в п. 43 "Кабель силовой тип 5" Заказчиком установлено: "Число жил: не менее 2. Сечение жилы кабеля, не более 2 мм", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно требований ГОСТ 22483-2012 "Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров", предусмотрены сечения: 1,5 мм и 2,5мм
.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в соответствии с какими нормативными и техническими регламентами установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Экология Центрэнергоцветмет" на действия ФГКУ комбинат "Сигнал" им. А.А. Григорьева Росрезерва обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 39 "Кабель силовой тип 2", п. 83 "Бетон", п. 40 "Кабель силовой Тип 6", п.52 "Песок", п. 43 "Кабель силовой тип 5".
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии З.У. Несиев
Д.С. Бруев
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 марта 2016 г. N 2-57-2290/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2016