Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 ноября 2016 г. N 2-57-13139/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ": М.С. Чингаевой, С.В. Гущина,
ООО "Альянс-эксперт": И.В. Арищенкова,
рассмотрев жалобу ООО "Альянс-эксперт" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту 1 этажа 4 корпуса (Закупка N 0373200017416000403) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным
регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.11.2016 N МГ/52727 документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение Закона о контрактной системе, а именно, в части установления в аукционной документации требований к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявителя указано, что требования к товарам Технической части аукционной документации установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
-установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, в частности по пп. Муфта переходная, Кирпич, Кабель силовой тип 1, Муфта соединительная, Герметик, Тройник полипропиленовый, Гвозди, Арматура, Кабель силовой тип 2, Кабель силовой тип 3, Выключатель, Труба, Труба гофрированная, Раствор, Муфта переходная, Муфта соединительная.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанным товарам установлены в соответствии с нормативной документацией, так, например, по п.Кирпич (Предел прочности при сжатии средний для пяти образцов; Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии) требования установлены в соответствии с ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камни керамические и силикатные. Методы определения водопоглощения, плотности и контроля морозостойкости".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно ГОСТ 530-2012 значения таких параметров как "Предел прочности при сжатии средний для пяти образцов; Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии" определяются методом испытаний, в частности по ГОСТ 8462-85 "Материалы стеновые. Методы определения пределов прочности при сжатии и изгибе", ГОСТ Р 56623-2015 "Контроль неразрушающий. Метод определения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
-в п.2 "Плитки керамические" и п.20 "Керамический гранит" установлены характеристики к товарам, при этом в аукционной документации установлено требование о соответствии характеристик товаров ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов" и ГОСТ 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен", что, по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет определить какому из государственных стандартов необходимо соответствие предлагаемого товара.
-в Технической части аукционной документации установлены требования к ГОСТ 30971-2012 "Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия" и ГОСТ Р 52749-2007 "Швы монтажные оконные с паропроницаемыми саморасширяющимися лентами", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку данные государственные стандарты устанавливают требования к процессу выполнения работ, а не к товарам, используемым при выполнении работ.
-в п.4 "Кабель силовой тип 1", п.10 "Кабель силовой тип 2", п. 14 "Кабель силовой тип 3" установлены характеристики к товарам, при этом в аукционной документации установлено требование о соответствии характеристик товаров ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ", ГОСТ 22483-2012 "Жилы токпроводящие для кабелей, проводов и шнуров", ТУ 16.К71-310-2001 "Кабели, не распростаняющие горение, с низко дымо- и газовыделением", что, по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет определить необходимо представить характеристики товара в соответствии с ГОСТ или ТУ, поскольку значения параметров в нормативных документах различны. Кроме того, по п.4 "Кабель силовой тип 1" установлены требования:
·"Номинальное сечение токопроводящих жил не менее 2,5 и не более 5 мм2", что противоречит ГОСТ 31996-2012, согласно которого "номинальное сечение токопроводящих жил 5 мм2" отсутствует;
·"конструктивное исполнение токопроводящих жил - многопроволочное или однопроволочное круглое", что противоречит ГОСТ 31996-2012, согласно которого у требуемого сечения не может быть многопроволочных жил;
·"номинальное переменное напряжение между каждой из основных токопроводящих жил и землей (Uo) не более 0,66 кВ", "Номинальная толщина изоляции кабеля не более 0,7 мм", "Номинальное сечение токопроводящих жил не менее 2,5 и не более 5 мм2", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку согласно ГОСТ 31996-2012" номинальное напряжение кабелей устанавливают из ряда: 0,38/0,66; 0,6/1; 1,8/3 кВ, однако исходя из требований к толщине изоляции и сечению кабеля параметру "номинальное напряжение U" соответствует значение исключительно "0,66 кВ", а также "Uo" исключительно 0,38 кВ;
·"допускаемый ток односекундного короткого замыкания - не менее 0,21 и не более 0,3 кА", "Номинальное сечение токопроводящих жил не менее 2,5 и не более 5 мм2", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку Заказчик расширил диапазон возможных значений, так, согласно ГОСТ 31996-2012 установлено: для номинального сечения токопроводящих жил 2,5 мм2 соответствует допустимый ток односекундного короткого замыкания кабеля 0,27 кА (с медной жилой) и 018 кА (с алюминиевой жилой); для номинального сечения токопроводящих жил 4 мм2 соответствует допускаемый ток односекундного короткого замыкания 0,29 кА (с алюминиевой жилой).
-п.10 "Кабель силовой тип 2" установлены требования: -"номинальное переменное напряжение между основными токопроводящими жилами более 0,6 кВ", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку Заказчик расширил диапазон возможных значений, так, согласно ГОСТ 31996-2012 нормируется данное напряжение исключительно для 0,66, 1 и 3 кВ; -"Класс токопроводящей жилы 1 или 2 или 3 или 4 или 5", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку согласно ГОСТ 31996-2012 у кабелей отсутствует класс жил 3, 4, 5.
-п.9 "Арматура" установлены требования: "марка стали Ст3кп/Ст3пс/Ст3сп", "Класс арматурной стали A-I или A-II или A-III". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки установлено: "В случае если в приложении N 1 к Техническому заданию указываются (предлагаются) альтернативные значения показателя (свойства) товара, которые сопровождаются союзом "или" или знаком "/", или знаком ";" участник закупки самостоятельно выбирает одно из указанных свойств товара (материала)". В жалобе Заявителя указано, что в соответствии с ГОСТ 5781-82 требуемые марки стали не подходит для класса арматурной стали A-III.
-п.11 "Клей тип I" установлены требования: "Условия хранения в сухих помещениях на деревянных поддонах: обязательно/ не обязательно; срок хранения в неповрежденной упаковке: 6 / 12 /18 / 24 мес", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку для качественного выполнения работ нет необходимости требовать определенных условий хранения клея и его срока хранения в неповрежденной упаковке.
-п.18 "Раствор" установлено требование: "Морозостойкость менее 72 циклов", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку Заказчик расширил диапазон возможных значений, так, согласно ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические" установлено: Прочность растворов на сжатие в проектном возрасте характеризуют марками: М4, М10, М25, М50, М75, М100, М150, М200.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в Технической части аукционной документации установлены требования к характеристикам товаров, в том числе о соответствии предлагаемых характеристик товара требованиям государственных стандартов, однако при отсутствии в государственных стандартах требуемых значений у участника закупки отсутствует необходимость предоставления в первой части заявки указанных сведений.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки не носит объективный характер, так как однозначно не определены потребности Заказчика в тех или иных характеристиках товаров и необходимости соответствия их определенным стандартам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альянс-эксперт" на действия ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.А. Сологов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1. ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ"
123182, г.Москва, ул Пехотная, д. 3
2. ООО "Альянс-эксперт"
25222, г.Москва, ул. Генерала Белобородова, д. 35/2, пом. XIII комн. 3
3. ООО "РТС-тендер"
127006, Долгоруковская, д. 38, стр. 1
a. ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-13139/77-16 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
15.11.2016 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
на основании решения Комиссии от 15.11.2016 по делу N 2-57-13139/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Альянс-эксперт" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту 1 этажа 4 корпуса (Закупка N 0373200017416000403) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о конкратной системе и с учетом решения от 15.11.2016 по делу N 2-57-13139/77-16 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 15.11.2016 по делу N 2-57-13139/77-16.
6. Заказчику в срок до 27.12.2016 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.А. Сологов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 ноября 2016 г. N 2-57-13139/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2016