Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 ноября 2016 г. N 2-57-13308/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителя ГКУ "ГЦЖС": Ю.В. Юрчук,
в отсутствие представителей заявителя жалобы, ООО "ГК Континент", уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/53282 от 14.11.2016),
рассмотрев жалобу ООО "ГК Континент" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ГЦЖС" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание охранных услуг (пультовая охрана), услуг по техническому обслуживанию охранных, пожарных и тревожных сигнализаций (тревожных кнопок) и реагированию на тревожные сообщения, поступающие с охраняемых помещений ГКУ "ГЦЖС" в 2017 году (Закупка N 0373200295616000025) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/53282 от 14.11.2016 документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений действующего законодательства, а именно, в части:
1) неустановления в аукционной документации запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики;
2) неустановления в аукционной документации срока действия банковской гарантии, а также установление неправомерных требований в п.14.2 проекта контракта.
3) установления неправомерных требований в п.9 Технического задания аукционной документации;
4) неправомерного включения в один лот технологически и функционально не связанных между собой работ, что по мнению Заявителя, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
П. 5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п.13.2 Информационной карты аукционной документации указано следующее: "Участник закупки не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457)" - не применяется.
На заседании Комиссии Управления установлено, что закупка проводится на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений, при этом Заказчиком в нарушение п.7 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не установлен запрет на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
2) Согласно с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в п.12.1 проекта контракта установлено, что срок действия контракта не может превышать 31 декабря 2017 года, а также в соответствии с п.3.1 проекта контракта указано, что срок оказания услуг с 01.01.2017 по 31.12.2017 года, что позволяет участникам закупки определить срок действия банковской гарантии.
Кроме того, в жалобе Заявителя указано, что в п.14.2 проекта контракта установлены неправомерные требования, а именно "Контракт составлен в 2 (двух) экземплярах, по одному для каждой из Сторон, имеющих одинаковую юридическую силу", поскольку по результатам электронного аукциона контракт заключается в электронной форме.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что контракт по результатам электронного аукциона заключается в электронной форме, при этом требования в п.14.2 проекта контракта обусловлены необходимостью ведения бухгалтерского учета, а также в случае обращения в суд, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал и соответствующих документов в подтверждение того, каким образом действия Заказчика нарушили законные права и интересы Заявителя, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе на рассмотрение Комиссии Управления, не представил.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
3) Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в п. 9 Технического задания аукционной документации установлено следующее требование: "В целях подтверждения возможности исполнения государственного контракта на предоставление услуг централизованной охраны (охранного мониторинга) с помощью технических средств, Исполнитель до заключения государственного контракта предоставляет заказчику в письменном виде подтверждение наличия собственного пункта централизованной охраны (пульта централизованного наблюдения) или иного структурного подразделения, на которое возложены функции по осуществлению централизованной охраны (охранного мониторинга) объектов с помощью технических средств (далее - ПЦО), отвечающего требованиям действующих нормативных документов (пояснительная записка, либо паспорт ПЦО) - статья 780 Гражданского кодекса Российской Федерации", "Пояснительная записка, либо паспорт ПЦО, подписываются руководителем организации и должны содержать:
приказ об организации структурного подразделения, выполняющего функции по обеспечению централизованной охраны (охранного мониторинга) или о возложении данных функций на существующее структурное подразделение;
штатную и списочную численность сотрудников/работников ПЦО;
расчет количества операторов ПЦО (дежурных пульта управления ПЦО), обрабатывающих телефонные звонки в круглосуточном режиме, на основании формул Эрланга;
расчет количества смен и списочной численности операторов ПЦО (дежурных пульта управления ПЦО), работающих в круглосуточном режиме, произведенный в соответствии со ст. 91 ТК РФ;
должностные инструкции (функциональные обязанности) сотрудников/работников ПЦО;
расчет площади ПЦО, с учетом минимальных требований по составу и площади помещений ПЦО: площадь на одного работника (Таблица Д.3 СНиП 31-05-2003):
Начальник ПЦО - 9 м2;
Гл. инженер ПЦО - 7,5 м2;
Инженер ПЦО - 6,5 м2;
Старший дежурный, дежурный пульта (оператор ЭВМ) - 4,5 м2;
Комната отдыха - 0,3 м2, но не менее 9 м2 общей площади.
размещение шумящего оборудования в отдельном помещении (серверная) п. 3 СН 512-78, 5.4. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03;
результаты измерений контролируемых гигиенических параметров аппаратуры ПЦО согласно Приложению N1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и сравнения с установленными значениями:
уровни электромагнитных полей (ЭМП);
уровни акустического шума;
концентрация вредных веществ в воздухе;
визуальные показатели ВДТ.
результаты измерений содержания в помещениях ПЦО вредных химических веществ (не должно превышать) и их сравнение с предельно допустимыми концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест в соответствии с действующими гигиеническими нормативами (ГН 2.1.6.1338-03);
подтверждение обеспечения в помещениях ПЦО оптимальных параметров микроклимата (п.4.2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), определенных ГОСТ 30494-2011, с результатами измерений и сравнения с установленными значениями;
план БТИ на занимаемые ПЦО помещения, с указанием площадей помещений;
свидетельство на право собственности или договор аренды занимаемых ПЦО помещений, с указанием назначения и площадей помещений;
расчет интенсивности телефонного трафика (телефонной нагрузки) на основании формул Эрланга;
расчет количества количество внешних телефонных линий ПЦО на основании формул Эрланга;
договор с телекоммуникационной компанией на предоставление внешних телефонных линий ПЦО в количестве не менее расчетного значения, полученного на основании формул Эрланга;
описание систем контроля за действиями сотрудников/работников ПЦО, с учетом минимальных требований:
Система видеонаблюдения:
количество видеокамер - достаточная для видеонаблюдения за всеми рабочими местами, но не менее 2, при этом каждый вход/выход должен контролироваться видеокамерами;
качественные показатели видеокамер - разрешение не менее 720р при 25 к/с, наличие ИК-подсветки и механического ИК-фильтра, запись видео по детекции движения на регистраторы и ПК;
запись с видеокамер - со всех видеокамер;
качество видеозаписи - разрешение не менее 720р при 25 к/с;
хранение видеозаписей - не менее 3-х месяцев.
Система звукозаписи телефонных переговоров:
запись переговоров всех телефонных линий ПЦО;
хранение телефонных переговоров - не менее 3-х месяцев.
Контроль и управление доступом:
ограничение доступа в помещения ПЦО с помощью средств идентификации;
оснащение всех входов в помещения ПЦО видеовызывными панелями и электромагнитными замками.
описание системы защиты информации от несанкционированного доступа и копирования, с учетом минимальных требований:
разделение локально-вычислительной сети на сегменты и изоляция пользователей от ключевых участков инфраструктуры сети;
использование специализированного программного обеспечения, отслеживающего и блокирующего подозрительную активность пользователей, а также защищающее программно-аппаратный комплекс систем централизованного наблюдения и пользователей локально-вычислительной сети от нежелательного и вредоносного программного обеспечения;
отсутствие в ПК АРМ дежурных пульта (операторов ПЦО) устройств чтения/записи информации;
использование только лицензированного программного обеспечения, вычислительной техники, АРМ ПЦО;
наличие системы передачи извещения АРМ "Приток", "Юпитер", "Проксима" с предоставлением сертификатов и лицензий Производителей;
состав аппаратуры ПЦО (рабочие места дежурных пульта, инженеров ПЦО, начальника ПЦО, серверное оборудование, оборудование телефонной связи и видеонаблюдения и прочее используемое оборудование) с указанием номинальной мощности каждого потребителя электроэнергии;
расчет мощности источников питания ПЦО в соответствии с электропотреблением аппаратуры ПЦО;
договор на электроснабжение ПЦО по первой категории надежности согласно п. 1.2.18 ПУЭ в соответствии с расчетной мощностью, потребляемой аппаратурой ПЦО, либо договор на электроснабжение ПЦО в соответствии с расчетной мощностью, потребляемой аппаратурой ПЦО и расчет емкости АКБ, при использовании в качестве резервного источника электропитания блоков бесперебойного питания, с учетом 20% превышения мощности источников питания (АКБ) от расчетной мощности потребляемой аппаратурой ПЦО. При этом аппаратура ПЦО должна проработать от АКБ блока бесперебойного питания не менее 6 часов".
Кроме того, Заказчиком в аукционной документации установлено следующее требование "Все вышеуказанные документы предоставляются в оригинале или в виде заверенных надлежащим образом копий: наличие у Исполнителя собственных вооруженных сил немедленного реагирования с круглосуточным режимом работы, на автомобиле организации, в составе в каждой группе не менее двух сотрудников охраны, имеющих квалификацию охранника 6-го разряда, вооруженных служебным оружием; наличие у Исполнителя в штате необходимого количества лицензированных охранников 6 категории, прошедших периодическую проверку в установленные сроки, имеющих разрешение на право хранения и ношения служебного оружия; наличие у Исполнителя разрешения на право хранения и использования служебного оружия со сроком окончания действия не ранее срока окончания действия Договора; наличие у Исполнителя необходимого для исполнения обязательств по договору количества служебного оружия; наличие у Исполнителя комнаты хранения оружия и боеприпасов, оборудованной и оснащенной в соответствии с требованиями Законодательства и положений руководящих документов; наличие у Исполнителя оперативной дежурной службы с круглосуточным режимом работы, имеющей постоянную мобильную связь с объектами ГКУ "ГЦЖС"; наличие у Исполнителя круглосуточной службы дежурных техников, для организации восстановления работоспособности систем сигнализации, установленных на объектах Заказчика в срок не более 60 минут с момента получения информации о неисправности в работе систем.
Вместе с тем, ст. 70 Закона о контрактной системе, регламентирующая порядок заключения контракта по результатам проведения заказчиком закупки в форме электронного аукциона товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не предусматривает ведение документооборота между заказчиком и победителем электронного аукциона за исключением направления проекта государственного обеспечения, а также документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, и нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, ст. 70 Закона о контрактной системе.
4) В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что объектом закупки является оказание охранных услуг (пультовая охрана), услуг по техническому обслуживанию охранных, пожарных и тревожных сигнализаций (тревожных кнопок) и реагированию на тревожные сообщения, поступающие с охраняемых помещений ГКУ "ГЦЖС" в 2017 году.
В жалобе Заявителя указано, что в Техническом задании документации об аукционе Заказчиком установлены работы, которые технологически и функционально не связан между собой, а именно услуги по охране объекта, и техническое обслуживание пожарной, охранной сигнализации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно ч.3 ст.3 Федерального закона от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны охранным предприятиям разрешается предоставление, в частности, такой услуги как охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно перечня видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах о осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 указано "Технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о размещении заказов к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также в составе жалобы не представил документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы о неправомерном включении в один лот услуг по охране объекта, и техническому обслуживанию пожарной, охранной сигнализации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГК Континент" на действия ГКУ "ГЦЖС" обоснованной в части неустановления в аукционной документации запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики; в части установления неправомерных требований в п.9 Технического задания аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.7 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64, ст. 70 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "СК "СКАТ" по делу о нарушении Законодательства об осуществлении закупок N 2-57-13334/77-16 от 16.11.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Е.И. Ушкова
Исп. Р.Г. Осипов. Тел: (495) 784 75 05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 ноября 2016 г. N 2-57-13308/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2016