Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 4 апреля 2016 г. N 152
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Клостер Е.А. |
- руководитель управления; |
Члены Комиссии: |
- Косимова М.П. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок; |
|
- Горянская А.С.
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
в присутствии представителей:
от заявителя ООО "Стройинвест" представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от заказчика - Федерального казенного предприятия "Аэропорты Дальнего Востока":
- Фурсова Виктория Николаевна (представитель по доверенности);
- Трифонов Сергей Александрович (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Федерального казенного предприятия "Аэропорты Дальнего Востока" при проведении открытого конкурса на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту "Реконструкция аэропорта Херпучи, Хабаровский край" и материалы дела N 7-1/210,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Федерального казенного предприятия "Аэропорты Дальнего Востока" при проведении открытого конкурса на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту "Реконструкция аэропорта Херпучи, Хабаровский край" (N0522100001216000004).
Заявитель указывает в своей жалобе доводы, касающиеся положений документации электронного аукциона, а именно:
- в проекте контракта не конкретизированы сроки выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, в связи с чем не представляется возможным представить банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающего срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта;
- в проекте контракта неверно установлены размеры штрафов;
- в проекте контракта не надлежащим образом установлен конкретный размер аванса.
На основании ст. 99 ФЗ N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0522100001216000004 о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 14.03.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 81 914 667,00 рубля.
Источник финансирования: Федеральный бюджет Российской Федерации.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 29.03.2016, на участие в открытом конкурсе поступило 6 заявок. Наименьшее ценовое предложение поступило от участника ОАО "Проектно-изыскательский институт воздушного транспорта "Дальаэропроект" - 32 765 866,80 рубля.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 31.03.2016, рассмотрено 6 заявок.
Заявка с порядковым номером 5 ООО "СДМ-СТРОЙ" отклонена на основании п. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе, п. 5.3.1. раздела 5 "Подача заявок на участие в конкурсе" конкурсной документации. В составе заявки отсутствуют документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
Победителем открытого конкурса признано ОАО "Проектно-изыскательский институт воздушного транспорта "Дальаэропроект" с предложением о цене контракта 32 765 866,80.
В процессе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым, считает жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представители заказчика поддержали позицию, изложенную в своем отзыве.
Изучив материалы дела N 7-1/210, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация о сроках завершения работы.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 1 ст. 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса, сроком исполнения контракта является декабрь 2017г.
В соответствии с п. 8.5 ч. 8 "Сроки, место и условия выполнения работ и действие контракта" проекта государственного контракта, контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту.
На основании вышеизложенного Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что в проекте государственного контракта отсутствует указание на конкретный срок действия контракта, что может привести к невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающего срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, в действиях заказчика усматриваются нарушения ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с п. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее Правила) установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В проект контракта включена часть 7, которая определяет ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7.2 проекта государственного контракта, за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренным настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, начисляется штраф в размере ____ % от цены контракта, что составляет __________ руб. (процент рассчитывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063).
Согласно п. 7.3.2 проекта государственного контракта, за ненадлежащее исполнение Генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренным настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения Генеральным подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, начисляется штраф в размере ____ % от цены контракта, что составляет __________ руб. (процент рассчитывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063).
В соответствии с письмом ФАС России N АЦ/42516/14 от 21.10.2014 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей", включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
В связи с тем, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что действия заказчика нарушают ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 4.3.1 части 4 "Цена контракта и порядок расчетов" проекта государственного контракта установлено, что заказчик в течение 10 (Десяти) рабочих дней после подписания Контракта перечисляет Генеральному подрядчику авансовый платеж в размере 30 (Тридцати) % от цены Контракта, но не более 30 (Тридцати) % лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, что составляет ____ (_______) рублей __ копеек, в т. ч. НДC 18% - _______ (_____________) рублей __ копеек. Сумма авансового платежа учитывается при оплате за выполненные работы по Этапу N1.
Частью 1 ст. 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
В связи с тем, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 81 914 667,00 рубля, заказчиком установлено обеспечение исполнения контракта в размере 24 574 400,10 рублей, что составляет 30 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Размер авансового платежа, установленный в проекте государственного контракта, равен размеру обеспечения исполнения контракта, что не нарушает положения ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Пунктом б части 29 Постановления Правительства РФ N 1563 от 27.12.2014 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее Постановление N 1563) установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи: по договорам (государственным контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации на сумму, не превышающую 600 млн. рублей, до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации.
В связи с тем, что заказчиком является федеральное казенное предприятие, при установлении размера авансовых платежей необходимо руководствоваться, в том числе нормами Постановления N 1563.
Необходимо отметить, что заказчику не представляется возможным заблаговременно определить конкретный размер авансовых платежей, в виде 30 % от цены контракта.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика не нарушают положения законодательства о контрактной системе, в части установления авансового платежа в размере 30 % от цены контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - Федерального казенного предприятия "Аэропорты Дальнего Востока" при проведении открытого конкурса на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту "Реконструкция аэропорта Херпучи, Хабаровский край - частично обоснованной;
2. Признать заказчика - Федерального казенного предприятия "Аэропорты Дальнего Востока" нарушевшим ч. 4 ст. 34, ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать предписание заказчику - Федеральному казенному предприятию "Аэропорты Дальнего Востока" об устранении нарушений ч. 4 ст. 34, ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4. Передать материалы дела N 7-1/210 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Е. А. Клостер |
Члены Комиссии: |
М.П. Косимова
А.С. Горянская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 4 апреля 2016 г. N 152
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2016