Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29 февраля 2016 г. N 9-02/6дж-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля за оборонными заказами в составе:
председатель Комиссии:
|
Капитанов Борис Сергеевич
|
заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за оборонными заказами, |
член Комиссии: |
Саповская Светлана Анатольевна |
- главный специалист-эксперт отдела контроля за оборонными заказами, |
|
|
|
назначенная приказом руководителя Хабаровского УФАС России от 07.10.2015 г. N 654 (далее - комиссия) провела рассмотрение жалобы акционерного общества "ТД Элина" (далее - Заявитель), на действия Заказчика Федеральное казенное учреждение "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее Заказчик) о неправомерном включении в документацию о закупке технические характеристики товара, ущемляющих права участников закупки на поставку сигнально-громкоговорящих установок в рамках государственного оборонного заказа (номер извещения 0322100001916000016) (далее - Аукцион).
На заседании по рассмотрению жалобы по доверенности N Д/ОМ-4269 от 25.09.2015 года от Заказчика присутствовала начальник отдела экономического анализа, маркетинга и государственных закупок ФКУ "ДВОУМТС МВД России" Васиева Светлана Владимировна;
На заседании по рассмотрению жалобы по доверенности от Заявителя присутствовал представитель по доверенности N 9/16 от 01.02.2016 года Волобуев Игорь Анатольевич.
Рассмотрев жалобу Заявителя и материалы дела N 9-02/6дж-16 года о неправомерном включении в документацию о закупке технические характеристики товара, ущемляющих права участников закупки в рамках государственного оборонного заказа (номер изв. N 0322100001916000016), комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба АО "ТД Элина", содержащая информацию о признаках нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях Заказчика о неправомерном включении в документацию о закупке технические характеристики товара, ущемляющих права участников закупки на поставку сигнально-громкоговорящих установок (далее - СГУ) в рамках государственного оборонного заказа (номер извещения 0322100001916000016).
Доводы жалобы сводится к тому, что Заказчиком допущены нарушения при составлении технического задания для проведения электронного аукциона по поставку сигнально-громкоговорящих установок. Заявитель утверждает, что техническая документация составлена Заказчиком в нарушение ч. 5 раздела I Общие положения, Техническим регламентом "О безопасности колесных транспортных средств" (Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года N 720) , а так же созданы преимущества одному производителю, ограничивающие участие в закупке других производителей.
Представитель Заказчика в отзыве на жалобу N Д/ОМ-714 от 26.02.2016 года не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при составлении аукционной документации Заказчик действовал и руководствовался в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Закона о Защите конкуренции, а так же ГОСТами действующего законодательства.
Заказчик считает, что доводы Заявителя о том, что часть заданных Заказчиком в аукционной документации характеристик обеспечивают преимущество одному производителю и ограничивает участие других производителей в соответствии с ч.3 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) являются не состоятельными.
По мнению Заказчика документация, утвержденная им содержала обязательные требования статьи 33 Закона - описание и показатели товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, более того определены данные потребности не конкретным показателем, а предельным значением, удовлетворяющим требованиям Заказчика и что под эти требования может подойти не одна конкретная модель Товара, а любая модель, удовлетворяющая таким требованиям.
Заказчик так же отметил, что Технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" (Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. N 720) на который ссылается Заявитель утратил законную силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2015 г. N109, следовательно, доводы Заявителя в данной части являются безосновательными и незаконными.
Заказчик считает, что предметом электронного аукциона установил не производство или изготовление товара, а именно поставку товара и утверждает, что данное обстоятельство, не может рассматриваться как ограничение конкуренции, так как товар с установленными параметрами может быть предложен к поставке неограниченным количеством поставщиков, подтверждая это тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме 24.02.2016 были поданы заявки от трех участников, что также говорит об отсутствии ограничения конкуренции со стороны Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой документарной проверки Комиссия установила следующее:
05.02.2016 в 17 часов 20 минут Заказчик разместил на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещение N 03221400001916000016 о проведении аукциона в электронной форме на поставку сигнально-громкоговорящих установок в количестве 235 штук.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 990 800 рублей 00 копеек.
Источник финансирования - Федеральный бюджет в рамках государственного оборонного заказа.
Согласно п.1.ч.1 ст. 33 федерального закона N44 ФЗ от 05.04.2013г. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Федерального закона N44 ФЗ от 05.04.2013г Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Однако документацией установлено, что часть характеристик, установленных Заказчиком в техническом задании обеспечивают преимущество участникам с СГУ одного производителя и ограничивают участие с СГУ других производителей. Техническим заданием установлена поставка сигнально-громкоговорящих установок со светодиодными модулями в количестве 73 штук:
Так например, согласно спецификации Заказчика СГУ должна обеспечивать:
- подачу светового сигнала "СТОЯНОЧНЫЕ ОГНИ" - подача прерывистых световых сигналов пониженной частоты, тогда как в соответствии Техническим регламентом таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) (далее - ТР) имеются следующие определения:
"огонь" - устройство для освещения дороги или подачи светового сигнала другим участникам дорожного движения, а также фонари освещения заднего регистрационного знака и светоотражающие устройства;
"стояночные огни" - 2 источника света белого цвета спереди и 2 источника света красного цвета сзади транспортного средства для обозначения габаритов транспортного средства при остановках и на стоянках;
Однако в TP Огонь не должен быть мигающим, за исключением огней указателей поворота и аварийного сигнала. Для специальных предупреждающих огней, в соответствии с п.7.1. Правил ЕЭК ООН N65 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения специальных предупреждающих огней, устанавливаемых на механических транспортных средствах и их прицепах", определена частота, продолжительность и сила испускаемого света: частота должна соответствовать минимальное значение 2 Гц, максимальное значение 4Гц,упоминание о каких-либо сигналах пониженной частоты - отсутствует.
К тому же установлено, что функция "светового сигнала "СТОЯНОЧНЫЕ ОГНИ" - подача прерывистых световых сигналов пониженной частоты" имеется только на светодиодных СГУ производства ООО НПКО "Элект" (приложение 1).
Исходя из вышеизложенного Комиссия считает, что включение в описание закупки требования: "должно обеспечивать подачу светового сигнала "СТОЯНОЧНЫЕ ОГНИ" - подача прерывистых световых сигналов пониженной частоты" - является не только ограничением числа участников, но прямым нарушением требований нормативной документации, а именно Технического регламента таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).
- подачу светового сигнала "ГАБАРИТНЫЕ ОГНИ" - подача непрерывного светового сигнала боковыми светодиодами;
В соответствии с общим положением, TP имеются следующие определения:
"передние габаритные огни" - огни, предназначенные для обозначения габаритной ширины транспортного средства спереди;
"задние габаритные огни" - огни, предназначенные для обозначения габаритной ширины транспортного средства сзади;
"контурные огни" - источники света, монтируемые на возможно большей высоте у крайних по ширине транспортного средства точек и предназначенные для указания его габаритной ширины (контурные огни могут дополнять передние и задние габаритные огни, привлекая особое внимание к габаритам транспортного средства);
Согласно технического регламента таможенного союза ни один красный огонь не должен быть виден спереди и ни один белый огонь - сзади, кроме фонаря заднего хода. Огни, фары, указатели поворота, светоотражающие приспособления должны иметь цвета:
- огни дальнего и ближнего света, фонарь освещения заднего регистрационного знака и передний габаритный огонь - цвет белый - количество приборов 2;
- сигнал торможения, задний габаритный огонь, заднее не треугольное светоотражающее приспособление, задний противотуманный огонь - цвет красный - количество приборов 2.
В соответствии с требованиями документации электронного аукциона: параметры светоакустической панели (САП): цвет свечения светодиодов синий-красный, следовательно Комиссия делает вывод, что с одной стороны цвет огня (красный) будет соответствовать TP, а с другой стороны (синий) не будет соответствовать TP, а так же и по количеству не менее 2 фонарей с каждой стороны, а в данном случае САП можно считать только за один фонарь с каждой их сторон, и т.к. по требованиям аукционной документации: подача непрерывного светового сигнала боковыми светодиодами, находящимися в едином корпусе, следовательно их можно считать как один фонарь.
Следовательно включение в описание закупки требования: "должно обеспечивать подачу светового сигнала "ГАБАРИТНЫЕ ОГНИ" - подача непрерывного светового сигнала боковыми светодиодами" - является не только ограничением числа участников, но и прямым нарушением требований нормативной документации, а именно Технического регламента таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), т.е. являются излишними.
Комиссия изучив требования к товару, установленные Заказчиком, а именно: управление всеми режимами СГУ с микрофона, кроме режима "горячая кнопка", а так же режим "горячая кнопка" включается при помощи отдельной кнопки, пришла к выводу, что только у СГУ производства ООО НПКО "Элект" - имеется полное соответствие этим двум требованиям. Только в СГУ производства АО "ПК ЭЛИНА" управление всеми режимами СГУ производится с микрофона, в т.ч. и режимом "горячая кнопка", и только в некоторых моделях имеется дублирование управления режимом "горячая кнопка" с выносной кнопки, т.е. данный режим можно включить/отключить как с микрофона так и отдельной кнопкой.
Согласно спецификации Заказчика должно быть наличие регулировки чувствительности микрофона, регулятор должен находиться на блоке управления СГУ, однако Комиссия рассмотрев предложения производителей пришла к выводу, что у других производителей регулятор расположен:
СГС-100К1 "КРИСТАЛЛ" НПП "Солитон" - регулятор расположен на пульте управления (микрофоне)
СГУ "Элект" регулятор расположен на лицевой панели блока управления
СГУ серии "Премьер", "Патриот", "Сапфир", "Топаз" АО "ПК ЭЛИНА"- регулятор расположен на микрофоне
СГС-02 ОАО "Завод Ладога" - регулятор отсутствует.
СГУ 612Д, ПО "ГРОЗД" Московская область , г. Пушкино - регулятор на микрофоне.
Параметры светоакустической панели (САП):
- САП должна состоять из рамы, изготовленной из оцинкованного металла с закрепленными на ней плафонами;
Данный тип рамы (из оцинкованного металла) применяется только при производстве СГУ -производства ООО НПКО "Элект". Остальные производители для производства рам используют алюминиевый профиль, обеспечивающий необходимую устойчивость к прогибу, и не подверженность коррозии.
Габаритные размеры САП:
- длина световой панели не менее 1190 мм и не более 1210 мм (без учета кронштейнов и креплений);
- ширина световой панели не менее 270 мм и не более 280 мм;
- высота световой панели не менее 70 мм и не более 75 мм (без учета кронштейнов и креплений);
Среди серийно выпускаемых СГУ (приложении N2) данным габаритам соответствует только светоакустическая панель "САП-5С 120" входящая в состав СГУ Элект-Зенит светодиодная, производства ООО НПКО "Элект" Новосибирская область.
Параметры блока управления:
- габариты блока управления должны быть не более 140x130x60 мм;
указанныем габаритным размерам блока управления удовлетворяют только блоки СГУ 120П6, 200П6, производства ООО НПКО "Элект" и СГУ ООО "Стрела-СДТ", НПП "Солитон", но последние не соответствует по габаритным размерам САП.
Параметры микрофона:
- габаритные размеры микрофона должны быть не более 72x100x49мм;ООО НПКО "Элект" 72x100x49мм;
АО "ПК ЭЛИНА" Челябинск. 75х 105x49мм;
ОАО "Завод Ладога" Ленинградская область, г. Кировск 72x118x37мм;НПП "Солитон" г. Саратов 145x50x30 мм
- обеспечивает визуальное обозначение выбранного светового режима работы СГУ с помощью не более 6 (шести) светодиодных индикаторов;
ООО НПКО "Элект" - 6 (шести) светодиодных индикаторов
АО "ПК ЭЛИНА" Челябинск. 8 (восемь) светодиодных индикаторов
ОАО "Завод Ладога" Ленинградская область, г. Кировск 8 (восемь) светодиодных индикаторов
ПО "ГРОЗД" Московская область , г. Пушкино 11 (одиннадцать) светодиодных индикаторов совмещенных с кнопками управления.
- на микрофоне должна находиться кнопка включения сирен, при помощи которой также происходит выбор типа сирены.
ООО НПКО "Элект" - кнопка включения сирен, при помощи которой также происходит выбор типа сирены
АО "ПК ЭЛИНА" Челябинск, выбор сирен производится трехпозиционным переключателем, включение кнопкой.
ОАО "Завод Ладога" Ленинградская область, г. Кировск выбор сирен производится одной кнопкой, включение другой кнопкой.
ПО "ГРОЗД" Московская область, г. Пушкино выбор сирен производится включением соответствующей кнопки.
Исходя из всего выше перечисленного, следует что каждому из указанных в описании требованиям к поставляемому товару одновременно может соответствовать СГУ разных производителей, а так как закупка осуществляется в рамках Гособоронзаказа, то страной происхождения товара должна быть РФ, в совокупности всех требований описанию соответствует только СГУ Элект-Зенит светодиодная, в составе "САП-5С 200" и "СГУ 200-П6", производства ООО НПКО "Элект" Новосибирская область.
С проблесковыми маяками в количестве 162 штуки:
СГУ должна обеспечивать:
- управление всеми режимами СГУ с микрофона, кроме режима "горячая кнопка";
- режим "горячая кнопка" включается при помощи отдельной кнопки;
только у СГУ производства ООО НПКО "Элект" - имеется полное соответствие этим двум требованиям, в СГУ производства АО "ПК ЭЛИНА" управление всеми режимами СГУ производится с микрофона, в т.ч. и режимом "горячая кнопка", и только в некоторых моделях имеется дублирование управления режимом "горячая кнопка" с выносной кнопки, т.е. данный режим можно включить/отключить как с микрофона так и отдельной кнопкой.
- наличие регулировки чувствительности микрофона, регулятор должен находиться на блоке управления СГУ;
СГС-100К1 "КРИСТАЛЛ" НПП "Солитон" - регулятор расположен на пульте управления (микрофоне)
СГУ "Элект" регулятор расположен на лицевой панели блока управления
СГУ серии "Премьер", "Патриот", "Сапфир", "Топаз" АО "ПК ЭЛИНА"- регулятор расположен на микрофоне
СГС-02 ОАО "Завод Ладога" - регулятор отсутствует.
Параметры светоакустической панели (САП):
- светоакустическая панель (САП) должна состоять из рамы, изготовленной из оцинкованного металла, с закрепленными на ней двумя плафонами и рупорного отсека расположенного в центральной части САП. Каждый плафон должен иметь в составе не менее 3-х секций и боковой обтекатель;
Данный тип рамы (из оцинкованного металла) применяется только при производстве СГУ -производства ООО НПКО "Элект". Остальные производители для производства рам используют алюминиевый профиль, обеспечивающий необходимую устойчивость к прогибу, и не подверженность коррозии.
- длина светоакустической панели не менее 1190 мм и не более 1210 мм (без учета кронштейнов и креплений);
- ширина светоакустической панели не менее 260 мм и не более 270 мм;
- высота светоакустической панели не менее 125 мм и не более 130 мм (без учета кронштейнов и креплений);
наиболее близкие к требуемым по габаритным размерам САП:
ООО НПКО "Элект" Новосибирская область,
СГУ "Элект-Стандарт" 1200*270*125 мм
АО "ПК ЭЛИНА" Челябинск, СГУ "Премьер ЗМ"1160*275*145мм, СГУ "Сапфир ЗМ" 1238*300*150 мм
ОАО "Завод Ладога" Ленинградская область, г. Кировск СГС 02-САБ-2 1213*275*142, СГС 02-САБ-З 1230*321*131мм.
НПП "Солитон" г. Саратов СГС200К1 "Кристал" 1180*280*140 мм
ООО "Стрела-СДТ" г. Москва СГУ "Стрела" 1185*276*186 (без кронштейна 118) мм.
Параметры блока управления:
- габариты блока управления должны быть не более 140x130x60 мм;
Указанные габаритным размерам блока управления удовлетворяют только блоки СГУ 120П6, 200П6, производства ООО НПКО "Элект" и СГУ ООО "Стрела-СДТ", НПП "Солитон", но последние не соответствует по габаритным размерам САП.
регулировка усиления микрофона должна производиться регулятором, расположенным на блоке управления.
СГС-100К1 "КРИСТАЛЛ" НПП "Солитон" - регулятор расположен на пульте управления (микрофоне)
СГУ "Элект" регулятор расположен на лицевой панели блока управления
СГУ серии "Премьер", "Патриот", "Сапфир", "Топаз" АО "ПК ЭЛИНА"- регулятор расположен на микрофоне
СГС-02 ОАО "Завод Ладога" - регулятор отсутствует.
СГУ модель 612Д, ПО "ГРОЗД" Московская область , г. Пушкино - регулятор на микрофоне.
Параметры микрофона:
- габаритные размеры микрофона должны быть не более 72x100x49мм;ООО НПКО "Элект": 72х 100x49мм;
АО "ПК ЭЛИНА" Челябинск: 75х 105x49мм;
ОАО "Завод Ладога" Ленинградская область, г. Кировск: 72x118x37мм;НПП "Солитон" г. Саратов: 145x50x30 мм
- обеспечивает визуальное обозначение выбранного светового режима работы СГУ с помощью не более 6 (шести) светодиодных индикаторов;
ООО НПКО "Элект" - 6 (шесть) светодиодных индикаторов
АО "ПК ЭЛИНА" Челябинск. 8 (восемь) светодиодных индикаторов
ОАО "Завод Ладога" Ленинградская область, г. Кировск 4 (четыре) светодиодных индикатора
ПО "ГРОЗД" Московская область , г. Пушкино 11 (одиннадцать) светодиодных индикаторов совмещенных с кнопками управления.
- на микрофоне должна находиться кнопка включения сирен, при помощи которой также происходит выбор типа сирены.
ООО НПКО "Элект" - кнопка включения сирен, при помощи которой также происходит выбор типа сирены
АО "ПК ЭЛИНА" Челябинск, выбор сирен производится трехпозиционным переключателем, включение кнопкой.
ОАО "Завод Ладога" Ленинградская область, г. Кировск выбор сирен производится одной кнопкой, включение другой кнопкой.
ПО "ГРОЗД" Московская область , г. Пушкино выбор сирен производится включением соответствующей кнопки.
Исходя из вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что каждому из указанных в описании требованиям к поставляемому товару одновременно может соответствовать СГУ разных производителей, а так как закупка осуществляется в рамках Гособоронзаказа, то страной происхождения товара должна быть РФ, в совокупности всех требований описанию соответствует только СГУ "Элект-Стандарт", в составе "САП-2С 200" и "СГУ 200-П6", производства ООО НПКО "Элект" Новосибирская область.
Из выше сказанного следует вывод: что даже без указания в документации аукциона ссылки на товарный знак или производителя, по совокупности указанным техническим характеристикам, полностью соответствует лишь изделие одного производителя, а именно: СГУ Элект-Зенит светодиодная в количестве 73 шт. и СГУ "Элект-Стандарт" в количестве 162 шт производитель ООО НПКО "Элект". Следовательно Заказчиком в документации об аукционе создаются преимущественные условия участников предлагающих не просто товар от производителя ООО НПКО "Элект", а конкретные изделия - без какой либо альтернативы, чем нарушил ч. 3 ст. 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N44 ФЗ от 05.04.2013г.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу АО "ПК Элина" на действия Заказчика Федеральное казенное учреждение "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее Заказчик) о неправомерном включении в документацию о закупке технические характеристики товара, ущемляющих права участников закупки в рамках государственного оборонного заказа (номер извещения 0322100001916000016) при проведении электронного аукциона на поставку сигнально-громкоговорящих установок обоснованной;
2.Признать в действиях Заказчика нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;
3.Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений с учетом требований законодательства о контрактной системе и решение от 29.02.2016 г. N 6рж.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
Б.С. Капитанов |
член Комиссии: |
С.А. Саповская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29 февраля 2016 г. N 9-02/6дж-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2016