Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 апреля 2016 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 01.04.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 06.04.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - И.о. заместителя руководителя Управления;
- Воронцова А.Ю. - эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Айнитдинова Л.Б. по доверенности N18 от 01.03.2016;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" от 25.03.2016 N548-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса Нефтеюганского района", Уполномоченного органа - Отдел организации закупок администрации Нефтеюганского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт ограждающих конструкций, фундаментов (цоколя), подвала, лестниц, площадок и крылец здания НРМДОБУ "Детский сад "Лесовичок" в гп. Пойковский Нефтеюганского района" (извещение N0187300001716000073) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик указывает, что срок выполнения работ, согласно пункту 5.1 Проекта контракта составляет 93 дня, оплата - в течение 30 дней с момента подписания Заказчиком документов о приемке выполненных работ (пункт 11.1), но при этом срок действия контракта оканчивается только 30.09.2016 г. (пункт 13.1).
Установление сроков действия контракта, не соответствующих срокам исполнения обязательств по контракту, а именно, несоразмерное увеличение срока действия контракта по отношению к срокам выполнения обязательств по контракту с учетом обязательств по приемке и оплате работ неправомерно.
Кроме всего прочего, указание завышенного срока действия контракта, влечет за собой дополнительные затраты на продление банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта, поскольку в п.3 статьи 96 указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
2. Согласно части 13 статьи 34 федерального закона 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Необходимо отметить, что указанная норма 44-ФЗ направлена на устранение неоднозначности в правоприменении норм указанного Федерального закона и положений главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующих уплату налога на доходы физических лиц. Норма части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ позволяет заказчику в случае заключения контракта с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, или иным лицом, занимающимся частной практикой, уплатить ему сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей, которые будут перечислены заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу.
В аукционной документации заказчика условие предусмотренное частью 13 статьи 34 не указано, что нарушает права потенциальных участников аукциона и вводит их в заблуждение относительно цены контракта.
3. Согласно п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Это требование было нарушено заказчиком в позициях, где указано "Цвет - согласовывается на объекте с заказчиком непосредственно перед проведением ремонтных работ". Цвет - это немаловажная характеристика, в том числе и потому, что от этого зависит стоимость материала.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт ограждающих конструкций, фундаментов (цоколя), подвала, лестниц, площадок и крылец здания НРМДОБУ "Детский сад "Лесовичок" в гп. Пойковский Нефтеюганского района" (извещение N0187300001716000073) размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 11.03.2016.
Законом о контрактной системе не установлены требования к указанию срока действия контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона. Заказчик самостоятельно устанавливает в проекте контракта срок его действия, принимая во внимание предусмотренные извещением, документацией о закупке сроки поставки товаров, завершения работ и оказания услуг, а также сроки выполнения иных обязательств по контракту (приемки и оплаты товаров, работ, услуг, а также выполнения гарантийных обязательств). Также учитываются сроки проведения процедуры, которые в случае необходимости внесения изменений (по решению Заказчика или в связи с поступившими запросами), продлеваются, что "сдвигает" сроки заключения контракта, а следовательно, и сроки начала выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), которые отсчитываются от момента заключения контракта. Сроки заключения контракта также могут продлеваться в случае направления победителем протоколов разногласий. В соответствии с Законом при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе, при этом положениями статьи 95 Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность внесения в контракт изменений в части срока действия контракта и срока исполнения обязательств по контракту при его заключении, даже если к моменту заключения контракта указанные сроки уже истекли.
Довод Заявителя о том, что указание завышенного по его мнению срока действия контракта влечет за собой дополнительные затраты на продление банковской гарантии, безоснователен, так как документацией об аукционе установлено что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 30 дней, а проектом контракта установлена дата окончания срока действия контракта, исходя из чего участник еще на стадии подготовки заявки на участие в аукционе может рассчитать срок окончания действия банковской гарантии.
В письме Федерального казначейства от 19 мая 2015 г. N 07-04-05/09-319 "О направлении обзора решений контрольных органов в сфере закупок" срок действия контракта рекомендуется указывать следующим образом: "Настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения, определенного в соответствии с частью 8 статьи 70 Федерального закона с учетом части 10 статьи 112 Федерального закона, и действует до даты надлежащего выполнения Сторонами всех обязательств по настоящему Контракту.". Использование данной формулировки может нарушить права участников аукциона в части объективного определения срока действия банковской гарантии, так как не устанавливает точную дату окончания срока действия контракта.
Следовательно, указание срока действия контракта до 30.09.2016г. является объективным и не противоречит действующему законодательству РФ.
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В частности, по итогам электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе).
В свою очередь, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о начальной (максимальной) цене контракта (далее также - НМЦК) (пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
К вышеупомянутым случаям постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N19 отнесено заключение контрактов на оказание услуг по оценке имущества, агентских услуг, услуг по обязательному страхованию.
Соответственно, во всех иных случаях цена контракта устанавливается в определенной сумме и является твердой.
При этом следует учитывать, что исходя из норм Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основан Закон о контрактной системе (часть 1 статьи 2 Закона), прежде всего статьи 424 ГК РФ, под ценой договора понимается согласованная сторонами сумма, уплачиваемая за товар, работы, услуги, иное исполнение по договору, независимо от того, из каких составляющих, включая налоговые, эта сумма складывается.
В силу статьи 2 НК РФ, п.п.1, 3 статьи 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, и напротив, гражданские правоотношения не регулируются налоговым законодательством.
Также, Закон о контрактной системе предусматривает только один случай, когда в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, - при заключении контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица (часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе). Причем это требование касается именно размера выплат физическому лицу, а не цены контракта, и вытекает именно из положений налогового законодательства, обязывающих организацию - источник выплат физическому лицу выступать в роли налогового агента такого лица (статья 226 НК РФ).
Отсюда, следует вывод, что ценой контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона, следует считать сумму, предложенную победителем аукциона, которая должна указываться в тексте контракта как включающая НДС или без учета НДС в зависимости от того, является ли этот участник плательщиком НДС в соответствии с нормами налогового законодательства или нет.
Поскольку правила статей 34, 42 Закона о контрактной системе, устанавливающие требования к цене контракта, распространяются на все способы закупки, сказанное имеет отношение и к осуществлению закупок другими способами. Указание в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке двух вариантов начальной (максимальной) цены контракта (с учетом и без учета НДС) и проведение торгов отдельно в отношении составных частей структуры цены с уменьшением НМЦК на сумму НДС Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.
Необходимо отметить, что часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусматривает возможность в ряде случае уменьшить цену контракта, в том числе допускает снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объёма работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Такая возможность изменения условий контракта может быть реализована, если она предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.
Однако названная норма содержит оговорку - изменение существенных условий контракта и условия о его цене, во всех случаях производится по соглашению сторон.
Следовательно, заказчик не вправе в одностороннем порядке, без согласования с победителем конкурентной процедуры (участником закупки, с которым заключается контракт), применять коэффициент перерасчета сметной стоимости работ с уменьшением цены контракта, определенной по результатам применения соответствующего способа закупки, на сумму НДС в связи с тем обстоятельством, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не является плательщиком этого налога. Уменьшение цены контракта на сумму НДС в этой ситуации не производится, товары (работы, услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Таким образом, контракт по итогам состоявшегося электронного аукциона, равно как по итогам применения любого другого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), должен быть заключен по цене, определенной предложением победителя такого аукциона (участника закупки, с которым заключается контракт), независимо от применяемой им системы налогообложения.
Если участник закупки не является плательщиком НДС, цена товаров (работ, услуг) в заключенном с ним контракте указывается без учета НДС. Оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг должна осуществляться именно по этой цене и не может уменьшаться на сумму НДС, если иное не предусмотрено соглашением с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) об уменьшении цены контракта, причем такая возможность изменения существенных условий контракта должна быть предусмотрена документацией о закупке и контрактом (либо контрактом в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)).
На основании вышеизложенного нарушения части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью аукционной документации в разделе "Требования к материалам" указано:
"2) Плитка, керамический гранит: для покрытия пола, устойчивая к истиранию и механическим нагрузкам, устойчивая к воздействию дезинфицирующих, моющих и абразивных средств, нескользящая.
Обязательно наличие сертификата соответствия, санитарно-эпидемиологического заключения, сертификата пожарной безопасности.
Цвет - согласовывается на объекте с заказчиком непосредственно перед проведением ремонтных работ.
Срок выпуска - не ранее 1 квартала 2015 года.
3) Плитка, керамогранитная для цоколя: устойчивая к возгоранию, механическим и атмосферным воздействиям, имеет высокую твердость, обладает высокой износоустойчивостью.
Обязательно наличие сертификата соответствия, санитарно-эпидемиологического заключения, сертификата пожарной безопасности.
Цвет - согласовывается на объекте с заказчиком непосредственно перед проведением ремонтных работ.
Срок выпуска - не ранее 1 квартала 2015 года.
4) Алюминиевые композитные панели с покрытием и защитной пленкой: для обустройства фасадов. Материал должен быть устойчив к ударам, повреждениям, обладать высокой жесткостью, но в то же время быть пластичным и иметь возможность сгибаться.
Должен соответствовать требованиям пожарной безопасности, установленным НПБ 244-97; СНиП 21-01-97.
Обязательно наличие сертификата соответствия, санитарно-эпидемиологического заключения, сертификата пожарной безопасности.
Цвет - согласовывается на объекте с заказчиком непосредственно перед проведением ремонтных работ.
Срок выпуска - не ранее 1 квартала 2015 года".
По доводу Заявителя, что Заказчиком в позициях, где указано "Цвет - согласовывается на объекте с заказчиком непосредственно перед проведением ремонтных работ" допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как цвет - это немаловажная характеристика, в том числе и потому, что от этого зависит стоимость материала представитель Заказчика пояснила следующее.
У Заказчика при составлении технического задания нет особых требований к цвету материалов, данная характеристика не является значимой для него. Данный вопрос будет урегулироваться им при исполнении контракта подрядчиком в процессе выполнения ремонтных работ. Качество строительных материалов, как правило, зависит от производителя и качества материалов, даты их производства, а не от цвета.
В материалы дела Заказчиком представлены "скриншоты" страниц из сети Интернет, на которых видно, что, например, керамическая плитка одного производителя из одной коллекции, но разных цветов, имеет одинаковую стоимость. Утверждение Заявителя, что цвет является немаловажной характеристикой, от которой зависит стоимость материала, ничем не подтверждено.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Заявитель в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе не воспользовался, запросов на разъяснения положений документации не направлял.
Кроме того, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.03.2016 N0187300001716000073-1 до окончания указанного в извещении о проведении аукциона срока подачи заявок на участие в аукционе 28.03.2016 до 09 часов 00 минут по местному времени поступило 4 (четыре) заявки на участие в аукционе (под номерами N1, N2, N3, N4). Все заявки были допущены до участия в аукционе.
На основании вышеизложенного нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" от 25.03.2016 N548-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса Нефтеюганского района", Уполномоченного органа - Отдел организации закупок администрации Нефтеюганского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт ограждающих конструкций, фундаментов (цоколя), подвала, лестниц, площадок и крылец здания НРМДОБУ "Детский сад "Лесовичок" в гп. Пойковский Нефтеюганского района" (извещение N0187300001716000073) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 апреля 2016 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016