Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30 марта 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 30.03.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 04.04.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Буров Ю.М. действующий от имени Заказчика без доверенности, Исаев Ш.К. по доверенности N18 от 18.01.2016, Суслова Д.А. по доверенности N33 от 09.12.2015.
рассмотрев жалобу ИП Цехмистер Н.Н. от 23.03.2016 N531-ж на действия аукционной комиссии Заказчика - Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание транспортных услуг по перевозке призывников в период проведения призывной кампании 2016 года (Когалым) (извещение N0387100006816000003) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе в допуске Заявителя к участию в аукционе (нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание транспортных услуг по перевозке призывников в период проведения призывной кампании 2016 года (Когалым) (извещение N0387100006816000003) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 09.03.2016.
Как следует из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18.03.2016 N0387100006816000003-1 заявке Заявителя отказано в допуске за несоответствие первой части заявки требованиям документации об аукционе.
Представители Заказчика пояснили Комиссии Управления следующее.
В соответствии с частью 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе участники должны предоставить согласие и конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной документацией установлены аналогичные требования к составу первой части заявки.
Из изложенного следует, что при намерении участника размещения заказа оказать заказчику услугу на условиях и с использованием товара приведенных в документации, в первой части заявки ему достаточно выразить согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара.
Таким образом, участнику размещения заказа следовало указать конкретные показатели товара, указание на которые содержится в Техническом задании.
Первая часть заявки ИП Цейхмистер подготовлена таким образом, что в заявке не представлены указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара в связи с чем была правомерно отклонена.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию (в соответствии с предметом электронного аукциона):
1. при заключении контракта на поставку товара;
2. при выполнении работ или оказании услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3. при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в аукционной документации Заказчик должен указать один из подпунктов части 3 статьи 66, согласно которому участник должен заполнить первую часть своей заявки.
Пунктом 1.2.3 аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Таким образом, Заказчик одновременно установил несколько разных требований к содержанию первой части заявки:
1) требование к предоставлению участником только согласия на выполнение работы или оказание услуги, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе;
2) требование о предоставлении первой части заявки в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе;
3) требование о предоставлении первой части заявки в порядке, предусмотренном подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Установление одновременно нескольких разных требований к содержанию первой части заявки ведет к тому, что участники закупки не могут определить какое содержание должно быть в первой части заявки.
Заявителем в первой части заявки было предоставлено согласие на оказание услуг, что в полной мере соответствовало требованиям аукционной документации.
Аукционная комиссия рассмотрела заявку Заявителя в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что указание в аукционной документации одновременно нескольких различных требований к содержанию первой части заявки противоречит и нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и приводит к отсутствию достижений заданных результатов обеспечения государственных нужд.
2. В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
В нарушение части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 18.03.2016 N3 не содержит обоснования решения об отказе в допуске к участию в аукционе с указанием положений документации об аукционе, которым не соответствуют заявки, положений заявок, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе.
3. 04.06.2014 вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2014 N140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", исключивший пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: единое требование к участникам закупки: "правомочность участника закупки заключать контракт".
01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исключивший пункт 6 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно единое требование к участникам закупки: "отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки".
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе подпунктами 2, 8 пункта 1.1. аукционной документации установлены единые требования к участникам, не предусмотренные Законом о контрактной системе.
4. Пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе определено понятие участника закупки: участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
В нарушение пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит единого требования к участникам закупки: "участник закупки не является офшорной компанией".
5. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе аукционная документация не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
6. В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" в перечень запрещенных отдельных видов работ (услуг) включено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Предметом закупки является оказание транспортных услуг по перевозке призывников в период проведения призывной кампании 2016 года.
Источником финансирования является федеральный бюджет.
Таким образом, закупка осуществляется для обеспечения государственных нужд.
Вместе с тем, ограничение, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457, в извещении (N0387100006816000003) не содержится, что является нарушением пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Требование о предоставлении участниками в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона ограничениям, установленным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, аукционная документация не содержит, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Цехмистер Н.Н. от 23.03.2016 N531-ж на действия аукционной комиссии Заказчика - Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание транспортных услуг по перевозке призывников в период проведения призывной кампании 2016 года (Когалым) (извещение N0387100006816000003) обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика - Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ нарушения части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ нарушения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика - Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ нарушения пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
6. Признать в действиях Заказчика - Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ нарушения пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
7. Признать в действиях Заказчика - Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ нарушения пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
8. Признать в действиях Заказчика - Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ нарушения пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
9.Выдать Заказчику - Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
10. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
11. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30 марта 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016