Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 11 апреля 2016 г. N 03/КА-2008
Резолютивная часть объявлена 11.04.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 14.04.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Соколов В.В. действующий от имени Заказчика без доверенности;
от Уполномоченного органа - Колесник Т.Ф. по доверенности N57 от 15.03.2016,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) от 04.04.2016 г. N605-ж на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства", Уполномоченного органа - Администрация города Нефтеюганска, при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Сети теплоснабжения", расположенного по адресу: г.Нефтеюганск, ул.Нефтяников (тепловая сеть от МК3-8Неф до МК12-9Неф, от МК12-12Неф до МК12-13Неф) (извещение N0187300012816000084) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
По мнению Заявителя, при формировании конкурсной документации Заказчиком были допущены нарушения норм Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Сети теплоснабжения", расположенного по адресу: г.Нефтеюганск, ул.Нефтяников (тепловая сеть от МК3-8Неф до МК12-9Неф, от МК12-12Неф до МК12-13Неф) (извещение N0187300012816000084) размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 16.03.2016.
1. По мнению Заявителя, в проекте контракта установлен завышенный гарантийный срок:
"10.2. Гарантийный срок нормальной эксплуатации Объекта и входящих в него инженерных систем, материалов и работ устанавливается в размере 10 лет с даты подписания сторонами акта приемки выполненных работ".
Согласно статье 756 Кодекса при предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, применяются правила, предусмотренные пунктами 1-5 статьи 724 Гражданского кодекса. Предельный срок обнаружения недостатков в соответствии с пунктами 2 и 4 указанной статьи составляет 5 лет. При этом возможность уменьшения этого срока законом не предусмотрена.
Поскольку срок обнаружения недостатков, связанный с возможностью предъявления требований к подрядчику, положения пунктов 1-3 статьи 724 ГК РФ связывают непосредственно с гарантийным сроком, то по смыслу статьи 756 и пункта 4 статьи 724 ГК РФ обязанностью подрядчика по устранению дефектов после истечения гарантийного срока будет сохраняться и в том случае, если такой срок установлен менее предельного пятилетнего срока.
Таким образом, Заказчик не может установить гарантийный срок, превышающий предельный срок в 5 лет. Однако в проекте Контракта заказчика установлен гарантий срок 10 лет.
На заседании Комиссии Управления, представитель Уполномоченного органа пояснил, что к тепловым сетям, подключаемым к системе теплоснабжения, предъявляется ряд требований, на это указывает ч. 17 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". В статье установлен прямой запрет на подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения тепловых сетей, на которые не предоставлена гарантия качества в отношении работ по строительству и примененных материалов на срок не менее чем десять лет. Сами требования, за исключением указания на минимальный гарантийный срок, комментируемый Закон не содержит.
В данном открытом конкурсе классификация по ОКВЭД2 - 42.99 Строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки. Эта группировка включает: строительство промышленных сооружений за исключением зданий, таких как нефтеперабатывающие, химические заводы; строительные работы, кроме строительства сооружений типа открытых спортивных сооружений; размежевание и благоустройство территории (например, строительство дополнительных дорог, коммунальной инфраструктуры и т.д.).
Данная группа отнесена к разделу F СТРОИТЕЛЬСТВО, который включает в себя: общее строительство и специальную строительную деятельность в части зданий и сооружений. В него включено строительство новых объектов, реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт и дополнительные работы, монтаж готовых зданий или сооружений на строительном участке, включая строительство временных сооружений;
Виды работ, которые необходимо выполнить при капитальном ремонте объекта "Сети теплоснабжения", расположенного по адресу: г.Нефтеюганск, ул.Нефтяников (тепловая сеть от МК3-8Неф до МК12-9Неф, от МК12-12Неф до МК12-13Неф) входят в перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (пункт 18. Устройство наружных сетей теплоснабжения.) Данные виды строительства подразумевают реконструкцию и капитальный ремонт.
Так же в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 (ред. от 14.11.2011) и в порядке требований части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса участнику необходимо предоставить в составе заявки на участие в конкурсе копию свидетельства саморегулируемой организации на допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) 33.3 Жилищно-гражданское строительство или 33.5 Объекты теплоснабжения "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". На основании проектно-сметной документации, выполнение работ включают в себя, в том числе: комплекс земляных и монтажных работ по устройству сетей теплоснабжения, восстановительные работы, выполнение контрольной исполнительной съемки построенного объекта, общестроительные работы (информация размещена в отдельном архиве в электронной форме на www.zakupki.gov.ru) При выполнении работ по предмету контракта применяются новые материалы.
На основании Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения включают организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления пришла к выводу, что установленное требование к гарантийному сроку - 10 лет с момента подписания сторонами приемки выполненных работ, не противоречит законодательству.
2. По мнению Заявителя, в подпункте 6 раздела 4.1 Заказчиком установлено избыточно требование к участникам закупки, не связанное с выполнением работ по предмету контракта: "Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а также документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;.
Пунктом 10.1.13 раздела 10 "Информация о проводимом конкурсе" установлено требование к документам, входящим в состав заявки на участие в конкурсе, а именно: Декларация (приложение к информационной карте) о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
В тексте нормы пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе прямо указано на случай, когда данная норма подлежит применению, поэтому включение ее в состав требований к участникам закупки никак не вводит в заблуждение участников закупки, наличие подобных прав лишь декларируется в заявке на участие в закупке без дополнительного подтверждения.
Кроме того, при формировании извещения на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) в части установления требований к участникам закупки технически невозможно исключить указанный пункт из числа требований, поскольку единые требования к участникам закупки уже установлены в специальной вкладке в разделе "требования к участникам", поэтому исключение указанного пункта из состава конкурсной документации приведет к расхождению с информацией, отображенной в извещении об осуществлении закупки, что может ввести участников закупки в заблуждение и привести к ограничению конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что требование декларирования об обладании участника закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма не является избыточным требованием к участнику, не связанным с предметом контракта, а является требованием, включение которого в конкурсную документацию предусмотрено Законом о контрактной системе.
3. По мнению Заявителя, объем привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве субподрядчиков (соисполнителей) по контракту должен быть определен в конкретном размере.
При этом в Проекте контракта указано следующее:
"5.1 Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования) на объем работ, составляющий не менее 50% процентов цены Контракта, указанной в п. 2.1. Контракта".
Отсутствие в проекте контракта конкретного значения объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций является нарушением ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. Доказательством такого вывода может служить Решение АС г. Москвы от 28.05.2015 по делу N А40-67585/15-121-536.
Также заказчик не указал ответственность за нарушение подрядчиком данного требования.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 5.1 проекта контракта Заказчиком указан объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде процента от цены контракта, а именно не менее 50%.
На заседании комиссии Управления представитель Уполномоченного органа пояснил, что фраза "не менее 50%" процентов цены Контракта говорит только о том, что это половина (а именно ) или больше половины от полной цены Контракта, но не меньше половины, то есть данная фраза является четким разделением от половины до полной цены, тем самым не нарушен Закон, так как в Законе нет запрета на использование фразы - "не менее 50%".
Кроме того, подрядчик не сможет выполнить взятые на себя обязательства в объеме ровном конкретному цифровому значению, например 30% либо 50%. Само же превышение либо снижение конкретно установленного объема выполняемых работ, в случае его установления, может привести к нарушению существенных условий контракта, что в свою очередь является административным правонарушением.
Ответственность за нарушение подрядчиком требования о привлечении к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования) на объем работ, установлены в разделе 14 Контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления нарушение части 2 статьи 8 и статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлено, поскольку доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, а также основаны на неверном токовании норм Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" от 04.04.2016 г. N605-ж на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства", Уполномоченного органа - Администрация города Нефтеюганска, при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Сети теплоснабжения", расположенного по адресу: г.Нефтеюганск, ул.Нефтяников (тепловая сеть от МК3-8Неф до МК12-9Неф, от МК12-12Неф до МК12-13Неф) (извещение N0187300012816000084) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 11 апреля 2016 г. N 03/КА-2008
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2016