Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 25 ноября 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 25.11.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 30.11.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Фабрика Кристалл" от 18.11.2016 N1861-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря (извещение N0387200029416000068) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика в части формирования аукционной документации с нарушением Закона о контрактной системе.
1. Техническое задание не содержит сведений о виде текстильного изделия (белья) подлежащего стирке, кроме того, техническим заданием установлены требования к моющему средству снятому с производства, что приводит к ограничению количества участников.
2. Техническим заданием установлены требования к производственным мощностям и технологическому оборудованию исполнителя.
3. Заказчиком установлены требования к дополнительным услугам при выполнении исполнителем работ по контракту, не регламентируемым нормативными актами, при этом, документацией не установлено требование о наличии у участников лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов I-IV класса опасности, поскольку техническим заданием предусмотрена утилизация грязных мешков из плотной хлопчатобумажной ткани.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с требованиями пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря (извещение N0387200029416000068) размещены на официальном сайте единой информационной системы 11.11.2016.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Заказчик в аукционной документации указывает на перечень законодательных актов, в соответствии с которым составлено Техническое задание и в соответствии с которым должен осуществляться процесс обработки белья и мягкого инвентаря.
Пункт 22 Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения: - согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно условий установлены Заказчиком в приложении N 4 Техническое задание на оказание услуг по стирке по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря в пункте 2 и пункте 3 таблицы 5. Сведения о товарах (материалах), подлежащих использованию в рамках оказания услуг установлены Заказчиком в приложении N 4 Техническое задание на оказание услуг по стирке по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря в пункте 1 таблицы 5. Сведения о товарах (материалах), подлежащих использованию в рамках оказания услуг
2 |
Моющее средство |
Назначение |
для стирки текстильных изделий взрослого населения и детского школьного возраста |
взаимозаменяемое СМС с умеренным пенообразованием на основе смеси мыла и синтетических поверхностно-активных веществ либо стиральный порошок синтетический для механизированных прачечных по ОСТ 6-15-933-75 и ТУ 6-15-969-76; |
3 |
Моющее средство |
Назначение |
для стирки больничного детского белья дошкольного возраста |
ТУ 18 РСФСР-787-79 |
Согласно приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 11 июня 1982 г. N 323 Утверждена и введена в действие с 1 января 1983 года Инструкция по технологии применения синтетических моющих средств на фабриках-прачечных. Настоящая Инструкция разработана в дополнение к действующим "Правилам технологического процесса обработки белья в прачечных" изд. 1975 г. в связи с пересмотром МРТУ 18/278-69 на порошки стиральные синтетические для механизированных прачечных и заменой их на ОСТ 6-15-933-75 и ТУ 6-15-969-76, а также расширением ассортимента синтетических моющих средств (СМС) для прачечного производства. Рекомендации, изложенные в Инструкции, распространяются на обработку индивидуального белья в стиральных и стирально- отжимных машинах циклического действия. Нормативы моющих средств при обработке белья на поточных линиях непрерывной стирки КП-704 и КП-708 изложены в действующих на указанные установки инструкциях.
Назначение синтетических моющих средств
1. К группе основных моющих средств, обязательных при стирке на фабриках-прачечных белья и изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей, относятся:
- порошки стиральные синтетические для механизированных прачечных по ОСТ 6-15-933-75 и ТУ 6-15-969-76: высокопенные, без химического отбеливателя;
- порошки "Робот", ТУ 6-15-1065-77, "Малышам", ТУ 18 РСФСР 787-79, паста "Сюрприз": - низкопенные, без химического отбеливателя;
- порошки "Эра-автомат", ТУ 6-15-847-74, средство моющее для прачечных самообслуживания, ТУ 18 РСФСР 690-76: низкопенные, с химическим отбеливателем.
2. Моющие средства основной группы взаимозаменяемы
3.При стирке белья с большим содержанием жировых и пигментных загрязнений наиболее эффективен "Робот"; при стирке детского белья - "Малышам".
4. При отсутствии основных моющих средств допускается применение менее эффективных при стирке белья из хлопчатобумажных и льняных тканей СМС, предназначенных для стирки в домашних условиях (СМС бытового назначения).
5. СМС бытового назначения, допускаемые для использования на фабриках-прачечных, делятся на три группы:
1-я группа - для стирки белья и изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей:
- "Вихрь", "Вихрь-2", "Айна" - низкопенные, без химического отбеливателя;
- "Астра", "Планета", "Эра", "Эра-А","Эра-78", - сильнопенные, с химическими отбеливателями.
2-я группа - для стирки изделий из шелковых и синтетических тканей:
- "Славянка", "Новость" - сильнопенное, без химического отбеливателя;
- "Бриз" - низкопенное, без химическими отбеливателями.
3-я группа - универсальные для всех тканей:
- "Лотос", "Нептун" - сильнопенные, с химическими отбеливателями;
- "Кристалл" - сильнопенное, без химического отбеливателя;
- "Лотос-автомат - низкопенное, с химическими отбеливателями.
Универсальные СМС наиболее эффективны при стирке белья и изделий из смешанных волокон.
Согласно так-же по технологии при обработки белья медицинских учреждений на фабриках-прачечных от 07.04.1986 г N 121-6/125-5, в обоих этих инструкциях чтобы применять какое либо моющее средство для стирки медицинского белья, даны показатели видов тканей из чего сшито, произведено это белье, или это хлопчатобумажная ткань, льняная, шелковая, синтетическая или из смешанных волокон.
Не зная показатели видов тканей из чего сшито, произведено бельё, т.е. его состав, загрязненность, невозможно устанавливать и выполнить данное требование. Для каждой категории(по видам тканей и степени загрязнения) грязного белья есть свои потребности по применению моющего средства а так же нормы расхода моющего средства.
В таблице 5 п. 1, п. 2 Заказчиком даны конкретные ссылки на ОСТ 6-15-933-75 и ТУ 6-15-969-76 для стирки текстильных изделий взрослого населения и детского школьного возраста и ТУ 18 РСФСР-787-79 для стирки больничного детского белья дошкольного возраста моющих средств, но не даны показатели состава тканей этого белья, то есть мало того Заказчик фактически ограничивает исполнителя в выборе химии и вынуждает не только пользоваться моющим средством конкретного производителя, но и искать именно это моющее средство которые уже сняты с производства, что безусловно приведет к ограничению количества участников закупки.
- согласно п. 6.5. требованиям ГОСТ 52058-2003, при стирке и обработке белья медицинских учреждений в прачечных необходимо соблюдать требования СанПиН 5179. Пунктом 9.14. СанПиН 5179-90, установлено, что стирка белья лечебных учреждений осуществляется в соответствии с Инструкцией по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабриках-прачечных.
В свою очередь, п.п. 14-18 Инструкции по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабриках-прачечных, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 16 июля 1986 года N 330 и заместителем Главного государственного санитарного врача Министерства здравоохранения СССР от 7 апреля 1986 года N 121-6/125-5, предусмотрено приготовление моющих и отделочных растворов и средств, т.е. самостоятельно прачечной.
Таким образом, установление Заказчиком данного требования - в таблице 5 п.1, п2 Технического задания, является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системы, ограничивает количество участников закупки и напрямую предписывает Обществу, каким образом ему необходимо осуществлять свою коммерческую деятельность. Ведь предметом закупки является стирка и обработке белья - услуга, а не в коем случае поставка моющих средств - товар. Кроме того, оказание данных услуг регламентируется гостами, СанПиН и инструкциями, которыми и руководствуется Заявитель. Если у Заказчика возникнут претензии к качеству услуг, то он вправе сослаться на данные руководящие документы и потребовать от Исполнителя их соблюдения Причем здесь конкретные химические препараты и моющие средства. Это не взаимосвязанные вещи!!!
Заказчик письменно пояснил, что согласно, Технического задания стирка инвентаря, должна осуществляться с соблюдением норм, принятых для учреждений здравоохранения:
1. Стирка инвентаря, должна производиться в прачечной с производственными помещениями и прачечным оборудованием, соответствующей Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 г. N 52-ФЗ, а также действующим санитарным нормам, требованиям, указаниям и правилам.
2. Технологический процесс обработки инвентаря должен производиться в соответствии с действующими нормами и правилами для обработки белья в медицинских учреждениях: "Инструкция по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабриках-прачечных" Приказ Минздрава СССР N 121-6 /125-5 от 07.04. 1986 г., Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", МУ N2269-80, МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях", СП1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий". СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов"; СанПиН 2.1.2.2646-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных" (утв. Постановлением N65 от 10.06.2010 г. Главного государственного санитарного врача РФ).
3. При оказании услуг Исполнитель должен выполнять требования по сортировке инвентаря, дезинфекции, выбору технологических режимов стирки, приготовлению моющих и дезинфицирующих растворов, к хранению и транспортировке инвентаря в соответствии с "Инструкцией по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабриках-прачечных" N 121-6/125-5 от 07.04.86 г., утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 16.07.1986 N330 (далее Инструкция) и МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях" утвержденных и введенных в действие Главным государственным санитарным врачом РФ от 16.03.1999г.
4. При оказании услуг Исполнитель должен использовать стиральные машины проходного" типа, имеющие два окна - загрузочное ("грязное") и выгрузочное ("чистое") в соответствии с требованиями п.2.4. МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях" утвержденных и введенных в действие Главным государственным санитарным врачом РФ от 16.03.1999 г.,: белье из инфекционных, гнойных, хирургических отделений, а также белье стационаров, содержащее большое количество белковых загрязнений должны дезинфицироваться и стираться только в проходных стиральных машинах, имеющих два окна - загрузочное ("грязное") и выгрузочное ("чистое").
5. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 г. N 36 "Санитарные правила 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки";
6. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 г. N 114 "О введении в действие ГН 2.1.6.1338-03. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест";
7. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 г. N 14 "О введении в действие санитарных правил "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01";
8. Санитарно-гигиенических и эпидемиологических норм, противопожарных норм и правил, требований органов Госэнергонадзора, Гостехнадзора, Роспотребнадзора и др.
В жалобе на положение документации о закупке Заявитель большую часть опирается на Инструкцию по технологии применения синтетических моющих средств на фабриках-прачечных (утверждена и введена в действие с 01.01.1983г.). Данная инструкция отсутствует в нормативных документах Технического задания. В Техническом задании Заказчик руководствуется "Инструкцией по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабриках-прачечных" Приказ Минздрава СССР N 121-6 /125-5 от 07.04. 1986 г., т.е. инструкцией соответствующей специфики учреждения.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Электронный аукцион опубликован 11.11.2016, изменения в техническое задание внесены 24.11.2016.
Предметом закупки является оказание услуг по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 22 раздела 1 аукционной документации установлены аналогичные требования.
Согласно пункту 4 технического задания в редакции от 11.11.2016 Заказчиком установлены следующие требования к услугам по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря без указания сведений о виде текстильного изделия (белья), что является нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе:
N п/п |
Наименование услуг |
Функциональные характеристики |
Объем услуг общий |
Ед. изм. |
1 |
Услуги по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря |
1 степень |
50,00 |
кг |
2 степень |
55000,00 |
кг |
||
3 степень |
25000,00 |
кг |
||
4 степень |
20000,00 |
кг |
||
Покрывало |
600,00 |
шт |
||
Спецодежда |
3500,00 |
кг |
||
Одеяло полушерстяное |
300,00 |
шт |
||
Одеяло синтепоновое |
80,00 |
шт |
||
Одеяло детское полушерстяное |
50,00 |
шт |
||
Одеяло хлопчатобумажное |
450,00 |
шт |
||
Подушка синтепоновая |
50,00 |
шт |
24.11.2016 в пункт 4 технического задания внесены изменения следующего характера:
N п/п |
Наименование услуг |
Функциональные характеристики |
Объем услуг общий |
Ед. изм. |
1 |
Услуги по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря |
1 степень загрязнения (хлопчатобумажная ткань) |
50,00 |
кг |
2 степень загрязнения (хлопчатобумажная ткань) |
55000,00 |
кг |
||
3 степень загрязнения (хлопчатобумажная ткань) |
25000,00 |
кг |
||
4 степень загрязнения (хлопчатобумажная ткань) |
20000,00 |
кг |
||
Покрывало (хлопчатобумажная ткань) |
600,00 |
шт |
||
Спецодежда (хлопчатобумажная ткань) |
3500,00 |
кг |
||
Одеяло полушерстяное |
300,00 |
шт |
||
Одеяло синтепоновое |
80,00 |
шт |
||
Одеяло детское полушерстяное |
50,00 |
шт |
||
Одеяло хлопчатобумажное |
450,00 |
шт |
||
Подушка синтепоновая |
50,00 |
шт |
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы сведения о виде текстильного изделия (белья), подлежащего стирке, сушке, химической чистке, глажению включены в техническое задание, нарушения Закона о контрактной системе Заказчиком устранены.
Доводы Заявителя о том, что техническим заданием установлены требования к моющему средству снятому с производства, не находят своего подтверждения, поскольку в соответствии с техническим заданием необходимо предоставить конкретные показатели в отношении взаимозаменяемого СМС с умеренным пенообразованием на основе смеси мыла и синтетических поверхностно-активных веществ либо стирального порошка синтетического для механизированных прачечных по ОСТ 6-15-933-75 и ТУ 6-15-969-76, что подразумевает предоставление конкретных показателей в соответствии с ОСТ 6-15-933-75 и ТУ 6-15-969-76 либо показателей в отношении взаимозаменяемой смеси, приготовленной в том числе в прачечной самостоятельно.
2. По второму доводу Заявитель указал, что на основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системы не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Требования к количественным и качественным характеристикам оказываемых услуг, входящих в объект закупки, установлены Заказчиком в приложении N 4 Техническое задание на оказание услуг по стирке по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря в пункте 1 таблицы 5. Сведения о товарах (материалах), подлежащих использованию в рамках оказания услуг
N п/п |
Наименование категории товара, применяемого при оказании услуги |
Описание (характеристики) объекта закупки* |
||
Наименование показателя (неизменяемое) ** |
Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое) *** |
Максимальное и (или) минимальное значение показателей (конкретное значение показателя устанавливает участник закупки)**** |
||
1 |
Стиральная машина |
Описание |
"проходной" тип, автоматическое управление |
|
Количество окон |
2 |
|
||
обогрев |
паровой |
|
в пункте 1 таблицы 5. Сведения о товарах (материалах), подлежащих использованию в рамках оказания услуг Заказчиком в нарушение ч.3 ст. 33 ФЗ 44, установлены требования к наличию производственных мощностей, наличие оборудования стиральной машины "проходного" тип, и требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным, характеристикам товара как автоматическое управление, обогрев паровой, используемых при оказании услуг, не имеющее никакого отношения к функциональным и техническим характеристикам оказываемой услуги, а именно: обогрев на этих типах машин может быть как паровой так и электрический, вид управления технологическим процессом может быть автоматический и автомат, которые не как не влияют на качество оказываемых услуг.
В связи с вышеизложенным, считаю, что Заказчиком допущено нарушение требование ч.3 ст. 33 Федерального Закона 44-ФЗ, в части установления к участнику закупки требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также требований, не относящихся к объекту закупки.
Заказчик письменно пояснил, что конкретные показатели стиральной машины из технического задания исключены.
Изучив техническое задание в редакции от 24.11.2016 Комиссия Управления установила, что на момент рассмотрения жалобы нарушения Закона о контрактной системе Заказчиком устранены.
3. Далее по тексту жалобы Заявитель указал, что в Приложении N 4 Техническое задание на оказание услуг по стирке по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря пунктах 4, п. 5 таблицы 5. Сведения о товарах (материалах), подлежащих использованию в рамках оказания услуг, Заказчиком устанавливаются завышенные требования к упаковке в разрез рекомендуемым требованиям нормативных актов по стирке и дезинфекции белья, а так же в нарушение п.1), п.2) п.3) ч. 1 ст. 33 Федерального Закона 44-ФЗ.
4 |
Упаковка |
материал |
|
Полиэтилен, полипропилен или плотная хлопчатобумажная ткань |
Бирка, содержащая информацию о дате стирки, ассортименте и количестве упакованного белья. |
наличие |
|
Согласно Инструкции от 7 апреля 1986 года N 121-6/125-5 в главе 1 Сортировка и подготовка белья к стирке, п. 8, п.9:
п 8. К ассортименту текстильных изделий, на который распространяется настоящая инструкция, относятся: постельное белье (простыни, наволочки, пододеяльники, покрывала), полотенца, подкладные пеленки роддомов и гинекологических больниц, пеленки новорожденных, нательное белье (рубашки, пижамы, халаты), верхняя одежда обслуживающего персонала (халаты, хирургические костюмы, колпаки), столовое и кухонное белье.
п.9. Текстильные изделия медицинских учреждений, сдаваемые в прачечную, должны быть упакованы в мешки из плотной хлопчатобумажной ткани стандартными кипами, подобранными по ассортименту с определенным числом штук. Масса мешков не должна превышать 10 кг. На каждом текстильном изделии должен быть штамп медицинского учреждения.
Таким образом Заказчик устанавливает выполнение дополнительных услуг к Исполнителю, как утилизацию грязных мешков из плотной хлопчатобумажной ткани и закуп тары и бирок, а так же навязывает Исполнителю дополнительные финансовые расходы по утилизации и закупа тары и бирок. Кроме того деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности лицензируется. С 1 июля 2016 года за осуществление указанных работ без лицензии предусмотрена административная ответственностью. Заказчиком не предоставлены сведения потребности в таре и бирок для Исполнителя, нет протокола среднемесячного количества килограммов поставляемого Заказчиком для оказания услуг по стирке белья, из расчета прошлогодних данных по месяцам. Заказчик вводит в заблуждение потенциальных участников, а Исполнитель не может произвести экономический расчет общего объема потребления тары и бирок.
Безусловно, данное требование в пунктах 4, п. 5 таблицы 5. Сведения о товарах (материалах), подлежащих использованию в рамках оказания услуг, ограничивает количество участников закупки и напрямую предписывает Обществу, каким образом ему необходимо осуществлять свою коммерческую деятельность. Ведь предметом закупки является стирка и обработке белья - услуга, а не в коем случае поставка тары и бирок - товар. Кроме того, оказание данных услуг по стирке белья регламентируется Гостами, СанПиН и инструкциями, которыми и руководствуется Заказчик.
ООО "Фабрика Кристалл" считает, что Заказчиком допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 ст. 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части установления требований Заказчиком требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, материальных, финансовых и других ресурсов, для производства товара, поставка которого является предметом контракта, а так же требований не относящихся к объекту закупки. Указанное нарушение нарушают права потенциальных участников аукциона и ограничивает количество участников Закупки.
Таким образом, данное требование в пункте 22 Аукционной документации - требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе исключить в первой части заявки на участие в электронном аукционе следующие сведения: конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Приложении N 4 Техническое задание на оказание услуг по стирке по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря Таблицы 5. Сведения о товарах (материалах), подлежащих использованию в рамках оказания услуг должна быть исключена из технического задания.
Заказчик письменно пояснил, что в соответствии с п. 2.3. При транспортировке, выдаче чистого инвентаря: пп. 2.3.3. Технического задания "Белье после стирки и стирки с глажением должно быть сложено, укомплектовано по ассортименту, и упаковано исполнителем в упаковку, обеспечивающую сохранность белья в процессе транспортировки и хранения. Упаковка на момент выдачи должна быть без повреждений, надрывов". Т.е. в Техническом задании требования к упаковке инвентаря указаны при выдаче. Данное требование является существенным, с целью соблюдения правил дезинфекции, т.к. специфика учреждения заключается в оказании экстренной круглосуточной, стационарной медицинской помощи, как взрослому, так и детскому населению.
Заявитель в жалобе делает упор на упаковку при сдаче белья в прачечную. Данные требования указаны в действующей инструкции. Деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности и получении лицензии Заказчиком в данной закупке не предусмотрена.
Необходимости указывать среднемесячное количество килограммов, поставляемого Заказчиком белья нет. В техническом задании указан годовой объем белья (рассчитанный по результатам предыдущих годов) и т.к. закупка проводится на оказание услуг с 01.01.2017 по 31.12.2017г. - данной информации достаточно, для экономического расчета объема потребления тары и бирок.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
По мнению Заявителя Заказчиком установлены требования к выполнению дополнительных услуг и финансовых расходов в виде утилизации грязных мешков, закупки тары и бирок, из чего Заявитель делает выводы о необходимости наличия у исполнителя лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов I-IV класса опасности.
Инструкцией по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабриках-прачечных от 07.04.1986 года N121-6/125-5 (далее - Инструкция), в частности пунктом 9, установлены требования к сортировке и подготовки белья к стирке.
Порядок передачи Заказчику белья после стирки и стирки с глажением Инструкцией не урегулирован.
В соответствии с пунктом 2.1.3 технического задания, при оказании услуг Исполнитель должен выполнять требования по сортировке инвентаря, дезинфекции, выбору технологических режимов стирки, приготовлению моющих и дезинфицирующих растворов, к хранению и транспортировке инвентаря в соответствии с "Инструкцией по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабриках-прачечных" N 121-6/125-5 от 07.04.86 г., утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 16.07.1986 N330 и МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях" утвержденных и введенных в действие Главным государственным санитарным врачом РФ от 16.03.1999г.
Согласно пунктам 2.2, 2.3 техническим заданием предусмотрена транспортировка грязного и чистого инвентаря.
Пунктом 2.3.3. технического задания установлено, что белье после стирки и стирки с глажением должно быть сложено, укомплектовано по ассортименту, и упаковано исполнителем в упаковку, обеспечивающую сохранность белья в процессе транспортировки и хранения. Упаковка на момент выдачи должна быть без повреждений, надрывов.
Пунктом 5 технического задания предусмотрены требования к упаковке и наличию бирки белья после стирки и стирки с глажением при передаче Заказчику.
Таким образом, техническое задание содержит условие о передаче Заказчику белья после стирки в упаковке, предусмотренной техническим заданием, с биркой, содержащей информацию о дате стирки, ассортименте и количестве упакованного белья, при этом необходимость в наличии у исполнителя лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов I-IV класса опасности отсутствует.
Расчет начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря содержит все расходы Исполнителя, необходимые для выполнения обязательств в полном объеме и надлежащего качества, в том числе, подлежащие к уплате налоги, сборы и другие обязательные платежи, расходы на материалы, необходимые для оказания данной услуги, упаковку, маркировку, страхование, сертификацию, хранение белья на складе Исполнителя, транспортные расходы по доставке белья, а также затраты на погрузку и разгрузку по корпусам на территории Заказчика.
Изучив доводы сторон, рассмотрев представленные материалы, учитывая, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, Комиссия Управления приходит к выводу нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
Доводы Заявителя о том, что предметом закупки является услуга, а не поставка товара - тары (упаковки) и бирок, в связи с чем в пункте 22 раздела 1 аукционной документации необходимо исключить требование о предоставлении в первой части заявки конкретных показателей в отношении товара, не находит своего подтверждения, поскольку в соответствии с техническим заданием необходимо оказать услуги, при выполнении или оказании которых используется товар.
Таким образом, требования к первой части заявки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, установлены Заказчиком правомерно.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Фабрика Кристалл" от 18.11.2016 N1861-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря (извещение N0387200029416000068) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 25 ноября 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2016