Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 24 ноября 2016 г. N 21-06/332-16Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителя заказчика - Камчатского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра "Единая геофизическая служба Российской академии наук" (далее - Заказчик): Аврама Д.Н. (по доверенности от 23.11.2016),
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Автоспецмаш" (далее - Заявитель), уведомленного о месте и времени рассмотрения дела по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона на поставку вахтового автобуса (номер извещения 0338100007216000019), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
01.11.2016 Заказчиком начата процедура определения поставщика путем электронного аукциона на поставку вахтового автобуса для нужд Заказчика (закупка N 0338100007216000019) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 920 000,00 рублей.
18.11.2016 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, в которой приводятся следующие доводы:
1) по мнению Заявителя, описание объекта Закупки соответствует характеристикам, под которые подходит только характеристики, принадлежащие автобусу марки НЕФАЗ 42111-45 на шасси КАМАЗ 43502045;
2) Заявитель направил запрос по разъяснению документации об электронном аукционе, в котором требовал внести изменения в документацию об электронном аукционе в части описания объекта Закупки таким образом, чтобы описание объекта Закупки соответствовало, по мнению Заявителя, не только описанию автобуса марки НЕФАЗ 42111-45 на шасси КАМАЗ 4326 (4х), однако в разъяснении содержалось описание объекта Закупки в соответствии с документацией об электронном аукционе;
3) в документации об электронном аукционе отсутствует требование, установленное в части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, о запрете на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 N 656).
Заказчик представил письменные возражения 23.11.2016 на доводы жалобы Заявителя, в которых указал, что в документации об электронном аукционе установлены требования к характеристикам и техническим свойствам вахтового автобуса, которые отвечают потребностям Заказчика, и которые соответствуют характеристикам не только автобусу марки НЕФАЗ 42111-45 на шасси КАМАЗ 4326 (4х), но и автобусу марки Урал-32552-3013-79М (4х4). Заказчик обосновал свои потребности, которые, по мнению Заявителя, ограничили количество участников Закупки. Так, колесная формула автобуса 4х4 позволяет ему лучше маневрировать в труднопроходимых местах, где будет, в основном, осуществляться его эксплуатация; наличие двух топливных баков общей емкостью 420 литров позволяет, во-первых, преодолевать, по сравнению с 300-литровым топливным баком, большее расстояние, во-вторых, является, в некоторой степени, гарантией на случай выхода из строя одного из топливных баков.
Ответ на запрос о разъяснении документации Заказчик осуществил в установленном порядке, при этом указал, что положения документации электронного аукциона не ограничивают марки вахтовых автобусов, а только устанавливают их технические характеристики. Технические характеристики объекта Закупки соответствуют потребностям Заказчика.
С третьим доводом Заказчик согласился, однако указал при этом, что ему неизвестны марки вахтовых автобусов иностранного производства с сопоставимыми характеристиками, а поданные на участие в Закупке три заявки содержат предложения поставки автобусов российских товаропроизводителей.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в Описании объекта закупки (приложение 1 к документации электронного аукциона) указал следующие функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки:
количество мест (в т.ч. в кабине): 20+1; сиденья с двухточечными ремнями; колесная формула - 4х4, односкатная ошиновка; двигатель - не менее 260 л.с., Евро-4, межколесная и межосевая блокировки, топливный бак - не менее 2х210 л, тахограф;
кузов закрытый фургонного типа, каркасной конструкции с термоизоляцией, в правой боковине две двери, одна из них аварийная; запасное колесо установлено по центру задней стенки;
топливных бака - два, расположены с правой и левой стороны шасси;
сиденья автобуса - пассажирские, двухместные с ремнями безопасности;
двери - одинарные, открываются наружу по ходу движения;
окна - двойные, остекленные с закаленным стеклом;
система отопления: основная от автономного жидкостного подогревателя; аварийная с подключением жидкостной системы охлаждения двигателя к основной системе отопления;
вентиляция: естественная - через окна с раздвижными стеклами и люки крыши; принудительная - от турбовентиляторов, установленных на крыше кузова-салона;
радиооборудование - радиоприемник, переговорное устройство.
Заказчик представил доказательства, что его потребностям отвечают автобусы специальных марок НЕФАЗ-42111 на шасси КАМАЗ-4326-15 (4х4) и Урал-32552-3013-79М (4х4), которые имеют, в частности, следующие функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики, соответственно:
количество мест для сидения в салоне + в кабине: 20+1 и 20+1;
масса ТС в снаряженном состоянии, кг: 9 100 и 9 475;
экологический класс двигателя: Евро-4 и Евро-4;
максимальная мощность, л.с.: 260 и 260.
Оба транспортных средства имеют: блокировку межколесного и межосевого дифференциалов; антиблокировочную систему тормозов; транспортное переговорное устройство; тахограф; идентичные системы вентиляции и отопления салона фургона.
Таким образом, описание объекта Закупки в аукционной документации не противоречит требованиям, установленным в статье 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод Заявителя о том, что описание объекта Закупки подходит под описание только автобуса марки НЕФАЗ-42111 на шасси КАМАЗ-4326-15 (4х4), своего подтверждения не нашел.
2. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки вышеуказанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, при этом, в силу части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Как указано в части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Заявитель в запросе о разъяснении документации просил внести изменения в аукционную документацию. Заказчик, воспользовавшись своим правом принять решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе, изменений вносить не стал, обосновав это тем, что характеристики предмета Закупки соответствуют его потребностям.
Поскольку при описании объекта Закупки нарушений Закона о контрактной системе не установлено, а функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационным характеристики, изложенные в описании объекта Закупки, соответствуют потребностям Заказчика, данное поведение Заказчика по даче разъяснений Заявителю и невнесению изменений в документацию об электронном аукционе является правомерным в силу прямого указания Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд" установлен Перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (приложение к указанному постановлению), который включает, в частности, "средства автотранспортные пассажирские с числом мест для сидения не менее 10 прочие" (код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 29.10.30.190).
Заказчик в документации об электронном аукционе не установил запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Поскольку на участие в Закупке было подано три заявки, которые содержат предложения поставки автобусов российских товаропроизводителей, данное нарушение на результат определения поставщика не повлияло.
При этом, доказательств обращения на рынке транспортных средств иностранного производства с функциональными, техническими и качественными характеристиками, эксплуатационными характеристиками, сравнимыми с указанными характеристиками объекта закупки, Комиссия не установила.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части неустановления в аукционной документации запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения Заказчику не выдавать в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на результат определения поставщика.
4. Не передавать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результат определения поставщика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: И.А. Светлова
Члены комиссии: С.Н. Парфирьева
Л.Б. Шиханова
С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 24 ноября 2016 г. N 21-06/332-16Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2016