Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 22 ноября 2016 г. N 6953/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Евстигнеева Д.А. - член Комиссии, специалист- эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Департамента по физической культуре и спорту Новгородской области - Новикова Максима Сергеевича (доверенность N б/н от 21.11.2016) и Богдановой Дарьи Анатольевны (доверенность N б/н от 21.11.2016);
уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области - Бидюгина Артёма Сергеевича (доверенность N 56 от 19.05.2016);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Арайнс" - надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения жалобы не заявлял;
участник закупки (победитель аукциона) - Общество с ограниченной ответственностью "ВегаГрупп" (119049, г. Москва, ул. Мытная, д. 28, стр. 3) надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения жалобы не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Арайнс" (440034, г. Пенза, ул. Маркина, д. 6; далее - ООО "Арайнс") на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Департамент закупок Новгородской области) при осуществлении им и государственным заказчиком - Департаментом по физической культуре и спорту Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Великая, д. 9/3; далее - Департамент спорта) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку спортивного оборудования, извещение N 0150200000616000709 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 13.10.2016 и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
15.11.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки -ООО "Арайнс" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа -Департамента закупок Новгородской области при осуществлении им и государственным заказчиком - Департаментом спорта закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку спортивного оборудования, извещение N 0150200000616000709 о проведении которого было размещено на официальном сайте 13.10.2016 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из Жалобы следует, что ООО "Арайнс" была подана заявка на участие в рассматриваемом электронном аукционе. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 11.11.2016 (далее - Протокол) заявка с порядковым номером 3 (ООО "Арайнс") была признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе по следующей причине: "По позиции N 7 "Гайки" в части указания: "Номинальный диаметр резьбы: 10 и 12 мм", Участник предоставил значение: "10 мм". В соответствии с инструкцией: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз". Таким образом, Участник предоставил значение не соответствующе требованиям аукционной документации.
По позиции N 6 "Болты" в части указания: "Исполнение болтов: от 1 до 4", Участник предоставил значение: "1". В соответствии с инструкцией: "В случае, если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить показатель (-и) в виде конкретного значения, не включая крайние значения". Таким образом, Участник предоставил информацию не соответствующую требованиям аукционной документации".
ООО "Арайнс" не согласно с данным решением аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области.
В заявке ООО "Арайнс" указаны показатели реально существующего товара, при этом данные показатели соответствуют требованиям государственных стандартов и документации об электронном аукционе.
Также, по мнению подателя Жалобы, по позиции N 6 "Болты" технического задания установлены характеристики не соответствующие требованиям ГОСТ 7796-70 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности В. Конструкция и размеры" и ГОСТ 15591-70 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности С. Конструкция и размеры", что не позволяет участникам должным образом сформировать заявки на участие в закупке. Кроме того, инструкция по заполнению заявки не предусматривает одновременное указание двух значений характеристики "исполнение сквозных отверстий" в головке болта и в стержне.
Установление ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе привело к возникновению ошибок технического характера и привело к отказу в допуске ООО "Арайнс" к участию в аукционе.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области предписание об устранении допущенных нарушений.
Следует отметить, что доводы Жалобы о нарушениях, допущенных государственным заказчиком при определении содержания документации об аукционе, не могут быть предметом рассмотрения Комиссии Новгородского УФАС России в ходе разбирательства по Жалобе по причине пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе для подачи жалобы на положения документации об аукционе. Вместе с тем одновременно с рассмотрением жалобы на основании на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона. Таким образом, в случае, если в действиях заказчика по определению содержания документации об аукционе будут в ходе проведения внеплановой проверки выявлены нарушения, то они будут отражены в решении Комиссии по результатам рассмотрения Жалобы.
Государственный заказчик - Департамент спорта считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на неё (вх. N 7565 от 18.11.2016 Новгородского УФАС России).
В соответствии с положениями последней редакции документации об электронном аукционе, утвержденной заместителем руководителя Департамента спорта Е.М. Кириловой 21.10.2016 (далее - Документация), требуется поставить гайки двух типов, а именно гайки с номинальным диаметром резьбы 10 мм и гайки с номинальным диаметром резьбы 12 мм (Номинальный диаметр резьбы 10 и 12 мм).
Однако, в заявке участника с порядковым номером 3 по позиции 7 "Гайки" технического задания указано значение "10 мм" характеристики "Номинальный диаметр резьбы", что не соответствует требованиям Документации.
По позиции 6 "Болты" Технического задания установлено требуемое значение характеристики "Исполнение болтов" "от 1 до 4".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки в случае, если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить показатель (-и) в виде конкретного значения, не включая крайние значения.
Заявка участника с порядковым номером 3 по позиции 6 "Болты" технического задания содержит значение "1" характеристики "Исполнение болтов", что также не соответствует требованиям Документации.
На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы, представители государственного заказчика - Департамента спорта поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Уполномоченный орган - Департамент закупок Новгородской области представил письменные пояснения относительно доводов Жалобы (вх. N 7601 от 21.11.2016 Новгородского УФАС России), суть которых сводиться к следующему.
Представители уполномоченного органа при рассмотрении заявок участников электронного аукциона отсутствовали, решение принятое аукционной комиссией является законным и обоснованным.
На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области поддержал пояснения в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В октябре - ноябре 2016 года государственным заказчиком - Департаментом спорта и уполномоченным органом - Департаментом закупок Новгородской области осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку спортивного оборудования, извещение N 0150200000616000709 о проведении которого было размещено на официальном сайте 13.10.2016 (начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 499 611,50 рублей).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе также содержит требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по её заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Состав аукционной комиссии по проведения вышеуказанного электронного аукциона утвержден Приказом Департамента закупок Новгородской области N 2607 от 13.10.2016.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 10.2 раздела 10 "Требования к содержанию, составу заявки на участие и инструкция по её заполнению" Документации государственным заказчиком - Департаментом спорта требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в аналогичном виде.
При составлении своих заявок на участие в рассматриваемом аукционе участники закупки должны были руководствоваться требованиями Приложения N 1 к Техническому заданию (Приложение N 1 к Документации; далее - Техническое задание) и инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Требуемые заказчиком технические, функциональные, эксплуатационные характеристики (потребительские свойства) товара установлены в Техническом задании в виде таблицы.
По позиции 6 "Болты" таблицы Технического задания установлены в столбце "Требуемое значение" варианты значений характеристики "Исполнение болтов", а именно: "от 1 до 4".
В пункте 10.4 Документации, части 2 Технического задания установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, из содержания которой следует, что в случае, если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить показатель (-и) в виде конкретного значения, не включая крайние значения.
Таким образом, участники закупки в составе первых частей заявок должны были указать конкретное значение, которое более минимального значения "1" и менее максимального значения "4" характеристики "Исполнение болтов" по позиции 6 "Болты" таблицы Технического задания.
По позиции 7 "Гайки" таблицы Технического задания установлены в столбце "Требуемое значение" значения характеристики "Номинальный диаметр резьбы", а именно: "10 и 12".
В пункте 10.4 Документации, части 2 Технического задания установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, из содержания которой следует, что в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
Таким образом, участники закупки в составе первых частей заявок должны были предложить к поставке товар с неизменяемым значением "10 и 12" для характеристики "Номинальный диаметр резьбы" позиции 7 "Гайки" таблицы Технического задания.
Из содержания Протокола следует, что на участие в аукционе поступило шесть заявок от участников закупки, заявка участника с порядковым номером 3 (ООО "Арайнс") отклонена аукционной комиссией на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе как несоответствующая требованиям Документации, поскольку в первой части заявки участника с порядковым номером 3 содержатся конкретные показатели, не соответствующие значениям, установленным Документацией, а именно по позиции N 6 "Болты" и позиции 7 "Гайки" таблицы Технического задания.
В составе первой части заявки участника закупки с порядком номером 3 (ООО "Арайнс") по позиции 6 "Болты" таблицы Технического задания указано значение "1" характеристики "Исполнение болтов".
То есть, в первой части заявки участника с порядковым номером 3 (ООО "Арайнс") указано конкретное значение показателя, которое не включено в варианты возможных значений, установленных заказчиком.
Также, в составе первой части заявки участника закупки с порядком номером 3 (ООО "Арайнс") по позиции 7 "Гайки" таблицы Технического задания указано значение "10 мм" характеристики "Номинальный диаметр резьбы".
Следовательно, в первой части заявки участника с порядковым номером 3 (ООО "Арайнс") содержалось лишь одно значение показателя из установленных заказчиком в Техническом задании и необходимых для указания в первой части заявки.
Таким образом, по вышеуказанным показателям товаров, являющихся объектом закупки, ООО "Арайнс" была представлена информация, не соответствующая требованиям Документации.
Кроме того, Комиссией Новгородского УФАС установлены и иные несоответствия заявки подателя Жалобы положениям Документации.
Так, по позиции 8 "Шайбы ГОСТ 11371-78" таблицы Технического задания установлены в столбце "Требуемое значение" значения характеристики "Диаметр резьбы крепежной детали", а именно: "10 и 12".
В составе первой части заявки участника закупки с порядком номером 3 (ООО "Арайнс") по позиции 8 "Шайбы ГОСТ 11371-78" таблицы Технического задания также указано лишь одно значение "10 мм" характеристики "Номинальный диаметр резьбы" из установленных заказчиком в Техническом задании.
Следовательно, заявка участника с порядковым номером 3 (ООО "Арайнс") не соответствовала требованиям, установленным Документацией, в том числе инструкции по заполнению заявки, поскольку содержала в себе сведения о товарах, используемых при выполнении работ, несоответствующие требованиям заказчика.
Таким образом, принятое аукционной комиссией уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области решение об отказе в допуске подателя Жалобы к участию в аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе является правомерным.
На основании вышеизложенного Жалоба является необоснованной.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с таблицей Технического задания заказчиком установлены в столбце "Требуемое значение" значения показателей товаров необходимых для поставки.
Так, по позиции 8 "Шайбы ГОСТ 11371-78" Технического задания по показателю "диаметр резьбы крепежной детали" в столбце "Требуемое значение" установлено неизменяемое значение показателя "10 и 12 мм".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе использованием при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно таблице содержащейся в пункте 1.1 ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия" (наименование которого использовано государственным заказчиком в названии товара - шайба в Техническом задании) который указан заказчиком, для шайб с диаметром резьбы крепежной детали 10 и 12 мм установлены соответствующие значения толщины шайбы 2 и 2,5 мм.
Таким образом, вышеуказанный государственный стандарт устанавливает для каждой шайбы с конкретным диаметром резьбы крепежной детали определенное значение её толщины.
На основании вышеизложенного, государственный заказчик должен был установить по позиции 8 "Шайбы ГОСТ 11371-78" таблицы Технического задания по показателю "толщина шайбы" требования к данному показателю в виде двух вариантов значений для каждого диаметра резьбы крепежной детали.
Однако, государственным заказчиком по позиции 8 "Шайбы ГОСТ 11371-78" таблицы Технического задания в столбце "Требуемое значение" по показателю "толщина шайбы" установлено значение "> 2,0 мм".
В пункте 10.4 Документации, части 2 Технического задания установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, из содержания которой следует, что символ ">" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему.
То есть, участники по вышеуказанному показателю в своих заявках должны указать только одно значение.
При этом, исходя из того, что заказчику требуются шайбы двух (10 и 12 мм) диаметров резьбы крепежной детали, следует, что указание в первой части заявки участником одного конкретного значения показателя "толщина шайбы" позиции 8 "Шайбы ГОСТ 11371-78" таблицы Технического задания не будет отвечать требованиям ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия".
Установленное заказчиком значение (> 2,0 мм) позволяет участникам закупки в составе своей заявки предложить товар, не соответствующий вышеуказанному государственному стандарту.
Таким образом, заказчиком установлены по показателю "толщина шайбы" позиции 8 "Шайбы ГОСТ 11371-78" таблицы Технического задания значения, не соответствующие требованиям ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия".
Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика - Департамента спорта содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта закупки и установлении значений показателей закупаемого товара, несоответствующих потребностям заказчика.
Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, Комиссия учитывает следующее.
Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем описании государственным заказчиком - Департаментом спорта объекта рассматриваемой закупки, не повлияли на результаты осуществления закупки (определения поставщика), поскольку по результатам рассмотрения первых частей заявок никто из участников электронного аукциона не был отклонен аукционной комиссией уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области по причине несоответствия первых частей заявок только требованиям показателей по позиции 8 "Шайбы ГОСТ 11371-78" таблицы Технического задания, при установлении которых в действиях государственного заказчика выявлены нарушения.
Как следствие, доказательства нарушения прав и законных интересов участников электронного аукциона у Комиссии отсутствуют. Оснований полагать, что установленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика, также не имеется.
Руководствуясь статьями 33, 64, 66, 67, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Арайнс" (440034, г. Пенза, ул. Маркина, д. 6) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) при осуществлении им и государственным заказчиком - Департаментом по физической культуре и спорту Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Великая, д. 9/3) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку спортивного оборудования, извещение N 0150200000616000709 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 13.10.2016, необоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Департамента по физической культуре и спорту Новгородской области нарушения пунктов 1, 2 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли или могли повлиять на результаты осуществления закупки (определения поставщика), не установлено.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Департамента по физической культуре и спорту Новгородской области.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии А.Т. Иванов
Д.А. Евстигнеева
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 22 ноября 2016 г. N 6953/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2016