Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 6 апреля 2016 г. N 44-44/16
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя от Заказчика - Администрации Плюсского района Псковской области - (доверенность N 17 от 12 февраля 2016 года), (доверенность N 16 от 06.04.2016 г.)
в отсутствии представителя Заявителя ООО "СТРОЙИНВЕСТ", уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения конкурсной документации на выполнение работ по строительству многоквартирного дома (в том числе ПИР) в муниципальном образовании "Плюсский район" Псковской области "под ключ" (номер извещения: 0157300007916000005), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
10 марта 2016 года Заказчиком Администрацией Плюсского района объявлен открытый конкурс на выполнение работ по строительству многоквартирного дома (в том числе ПИР) в муниципальном образовании "Плюсский район" Псковской области "под ключ" (номер извещения: 0157300007916000005).
Извещение о проведении вышеуказанного конкурса размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 10.03.2016 года 15:29.
Начальная (максимальная) цена контракта - 33 314 379 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе- 31.03.2016 11:00.
30 марта 2016 года в адрес Псковского УФАС России, по подведомственности из УФАС России, поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 06 апреля 2016 года в 17.00.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N229 з от 30.03.2016 года).
1. Из конкурсной документации, а также проекта контракт не представляется возможным установить срок его оплаты.
2. Конкурсная документация не содержит однозначного указания на возможность авансирования, а также на размер и порядок выплаты аванса.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (возражения на жалобу N 463 от 04.04.2016 года, в материалах дела).
Конкурная документация разработана в соответствии с требованиями Закона и содержит всю необходимую информацию.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
10 марта 2016 года в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса на выполнение работ по строительству многоквартирного дома (в том числе ПИР) в муниципальном образовании "Плюсский район" Псковской области "под ключ" (номер извещения: 0157300007916000005).
Согласно п. 2.6 проекта контракта оплата по контракту предусматривается в форме безналичного расчета в следующем порядке:
п. 2.6.1.По завершению этапа 1, расчеты по контракту не производятся.
п. 2.6.2.Расчеты по контракту по этапу 2 производятся после выполнения работ предусмотренных проектно-сметной и рабочей документацией. Основанием для оплаты выполненных Застройщиком Работ являются справка о стоимости выполненных работ и затрат (формы N КС-3 - 3 экземпляра) и акты о приемке выполненных работ (формы N КС-2 - 3 экземпляра), подписанные обеими сторонами, а также счет и счет-фактур. Срок завершения оплаты до 30.09.2017 года.
Раздел 6 проекта контракта предусматривает, что начальный, конечный сроки выполнения работ, а также сроки завершения этапов выполнения работ по настоящему контракту (промежуточные сроки) определяются в соответствии с графиком работ, являющимся приложением N 2 к контракту и его неотъемлемой частью.
Работы по контракту должны быть завершены и результат работ должен быть передан Заказчику не позднее 01.12.2016 г. (конечный срок выполнения работ) (п. 5.2 проекта контракта).
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта установлены условия и основания оплаты выполненных работ, сроки оплаты отдельных этапов работ, соответствующие графику выполнения работ, а также конечный срок завершения работ по контракту. В связи с чем довод жалобы об отсутствии в конкурсной документации конкретных сроков оплаты выполненных работ, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации (ч. 2 ст. 50 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
П. 12 Информационной карты конкурсной документации, а также п. 2.6.3 муниципального контракта, установлено, что заказчик выплачивает авансовый платеж в размере не более 30% цены контракта после согласования Застройщиком проектно-изыскательских работ с муниципальным заказчиком. Размер авансового платежа устанавливается по усмотрению муниципального заказчика.
Таким образом, заказчиком в проекте контракта не установлен конкретный размер аванса, что является нарушением требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с ч. ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Таким образом, размер аванса не может превышать размер обеспечения исполнения контракта. Вместе с тем, в соответствии с п. 21 Информационной карты конкурсной документации, размер обеспечения исполнения контракта, установлен в 5 %, что также свидетельствует о нарушении Заказчиком требований законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссией Псковского УФАС России были установлены следующие нарушения.
1. В силу ч. 1,2 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.
В аукционный перечень включены работы "здания и работы по возведению зданий", группировка 41.2 общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Таким образом, заказчик обязан провести электронный аукцион, в случае проведения закупки любых работ по возведению зданий ( код 41.2 ОКПД2), если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд не превышает 50 млн. рублей.
Как следует из извещения, а также конкурсной документации, объектом закупки является выполнение работ по строительству многоквартирного дома (в том числе ПИР) в муниципальном образовании "Пюсский район Псковской области. Код по ОКПД 2 определен заказчиком 41.20.30.000, Н(М)ЦК составила 33 314 379 руб.
Таким образом, принимая во внимание, что объектом закупки, являются работы включенные в перечень установленный Распоряжением Правительств РФ от 21.03.2016 N 471-р, а Н(М)Ц контракта не превысила установленного предельного значения, заказчик должен был объявить закупку путем проведения электронного аукциона.
2. В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии ч п. 8 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса, должны содержаться условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. N 583 утверждено Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1296 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики".
Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 14, а также п. 8 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, извещение, а также конкурсная документация не содержит запретов и ограничений, установленных Постановлением Правительства от 30.11.2015 N 1296.
3. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
В соответствии с п. 8.2 проекта контракта, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, застройщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8.7 проекта контракта, за ненадлежащее исполнение застройщиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы- 10 процентов цены контракта.
Как следует из п. 8.8. проекта контракта, за ненадлежащее исполнение муниципальным заказчиком обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 2,5 процента цены контракта.
В силу статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Следовательно, сама неустойка, размер штрафных санкций и порядок их определения может определяться лишь на основании закона.
Пунктами 4, 5 и 6 Правил, как и частями 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливается обязательность включения в государственный контракт условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, заказчик, указав в проекте контракта ссылки на Постановление Правительства Российской Федерации как правовой акт, определяющий размер штрафных санкций, без указания фиксированного размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, и порядок его определения, не исполнил обязанность, предусмотренную пунктами 4, 5, 6 Правил, о включении в контракт условия об ответственности сторон, что является нарушением частей 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Часть 2 статьи 50 Закона о контрактной системе устанавливает, что к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Положения статей 34, 50 Закона о контрактной системе, определяющие обязательность включения не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, но и закрепление размера штрафа в фиксированной сумме и порядка его определения, являются императивными нормами для заявителя.
Таким образом, проект государственного контракта должен соответствовать положениям статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и содержать размер штрафа в фиксированной сумме и порядок его определения, а также размер пени и порядок ее определения, как это предусмотрено частями 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Невключение в проект государственного контракта размера штрафа в фиксированной сумме, размера пени и порядка их определения является нарушением частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и противоречит статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной.
1.Установить в действиях заказчика Администрации Плюсского района нарушения ч. 13 ст. 34, ч. 2 ст. 59, ч. 5, 7, 8, 13 ст. 34, ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
2.Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении допущенных нарушений, путем аннулирования результатов конкурса.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности должностных лиц Заказчика, допустивших нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 6 апреля 2016 г. N 44-44/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016