Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 25 ноября 2016 г. N 44-156/16
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание - заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России - заместителя председателя Комиссии - Юркиной Н.Ю.,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России Варава В.Ю.,
помощника руководителя Псковского УФАС России Самсоновой Ю.Г.,
в отсутствии представителей Заявителя и Заказчика, уведомлен надлежащим образом на заседание не явился,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по ремонту улицы К.Маркса (отдельными местами от светофора до дома N33 по ул.К.Маркса, подъезд к д/с "Радуга"), проезда к котельной N19 и д/с N4 в г. Острове Псковской области (идентификационный номер: 065-А-МЗ-15) (номер извещения: 0157300000316000080) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
24 октября 2016 года Исполнительным органом местного самоуправления Администрации Островского района объявлен электронный аукцион на выполнение работ по ремонту улицы К.Маркса (отдельными местами от светофора до дома N33 по ул.К.Маркса, подъезд к д/с "Радуга"), проезда к котельной N19 и д/с N4 в г. Острове Псковской области (идентификационный номер: 065-А-МЗ-15) (номер извещения: 0157300000316000080).
Извещение о проведении вышеуказанного аукциона размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 24.10.2016 12:10.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 248 930,02 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 23.11.2016 16:00.
В адрес Псковского УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ".
Рассмотрение жалобы состоялось 28 ноября 2016 года в 15.00.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N730з от 22.11.2016 года).
Документация содержит нарушение Закона о контрактной системе, в части отсутствия дополнительного требования к участникам закупки, а также содержит нарушение в проекте контракта.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения N4212 от 25.11.2016 года, в материалах дела).
Положение документации об аукционе, соответствует Закону о контрактной системе, а дополнительные требование к участникам закупки согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливаются в случаях проведения закрытого аукциона.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации).
В соответствии с приложением N2 к Постановлению Правительства Российской Федерации при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 000 000 рублей устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Объектом закупки согласно извещению N0157300000316000080 является выполнение работ по ремонту улицы, Код ОКПД2- 42.11.20.000, начальная максимальная цена контракта - 10 248 930,02 рублей.
Тем не менее, Заказчиком не установлены дополнительные требования о наличии у участников закупки опыта выполнения работ, являющихся объектом закупки, тем самым нарушил часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Не установление такого требование могло привести к выбору победителя аукциона, который не обладает опытом и правом выполнения работ по ремонту автомобильных дорог (улиц) общего пользования местного значения.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В пунктах 4 и 5 Правил указано следующее:
"4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
Таким образом, из приведенных выше норм Закона о контрактной системе следует, что положения контракта должны содержать фиксированную сумму штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктами 5.3.2 и 5.5.2 проекта контракта предусмотрено:
"5.3.2. За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Подрядчик выплачивает заказчику штраф в размере 5 % от цены контракта, что составит _________________________________. (Размер штрафа включается в контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063)".
"5.5.2. За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Подрядчик вправе взыскать с заказчика штраф в размере 2 % цены контракта, что составляет ____________________________.
(Размер штрафа включается в контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063)".
Таким образом, в проекте контракта заказчиком предусмотрена возможность указания при заключении контракта фиксированной суммы штрафа в зависимости от цены контракта, предложенной победителем аукциона, как для заказчика, так и для подрядчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной в части.
2. Уставить в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с тем что предписание о внесения изменений в документацию об аукционе либо аннулирования данного аукциона выдано по делу N44-156/16.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание: Н.Ю. Юркина
Члены комиссии: В.В. Варава
Ю.Г. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 25 ноября 2016 г. N 44-156/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2016