Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 28 ноября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует);
заместитель председателя Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), кворум соблюден,
в присутствии:
представителей Заказчика - БУЗ УР "Кезская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики": <_> (доверенность от 27.04.2016г.), <_> (доверенность от 04.04.2016г.);
в отсутствие:
представителя заявителя ООО "Гамма" (далее - Заявитель) - уведомлен надлежащим образом (в деле имеется уведомление от 22.11.2016г. N АБ 01-17-07/9900э),
рассмотрев жалобу ООО "Гамма" на действия Заказчика - БУЗ УР "Кезская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" при проведении электронного аукциона "Поставка комплектов, шприцов" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300069816000249, далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
21.11.2016г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "Гамма" на положения документации об Аукционе. Заявитель считает, что Заказчик неправомерно установил следующие требования к товару по позиции 3: "шприц объемом 4 мл, наличие 2х игл, игла N 1 надета на шприц и закрыта колпачком, размер 16 G, длина иглы от 38 до 40 мм, диаметр иглы от 1,5 до 1,6 мм; вторая игла приложена и закрыта колпачком, размер 21 G, длина иглы от 38 до 40 мм, диаметр иглы от 0,7 до 0,8 мм". По мнению Заявителя, шприц с совокупностью таких показателей не выпускается российскими производителями и не зарегистрирован в реестре медицинских изделий. Также Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных пояснениях. Также пояснили, что в документации об Аукционе отсутствует требование о поставке шприца объемом 4 мл в комплекте с иглами.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
11.11.2016г. Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона, а также аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 95473,25 рублей.
11.11.2016г. Заказчик внес изменения в документацию об Аукционе - установил требование об указании (декларировании) участником электронного аукциона страны происхождения поставляемого товара в соответствии с абзацем 2 пункта 9 приказа Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 25.11.2016г.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 23.11.2016г. единственная заявка участника закупки ООО "Интэк" признана соответствующей требованиям документации об Аукционе. Аукцион признан несостоявшимся.
1. Рассмотрев довод жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным на основании следующего.
При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Закона о контрактной системе).
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63, частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе должны содержать информацию об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом являются шприцы (Код по ОКПД2 - 32.50.13.110), комплект гинекологический (код по ОКПД 2 - 32.50.13.190).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" медицинские изделия, которым присвоен код ОКПД2 - 32.50.13.110, 32.50.13.190 включены в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В соответствии с требованиями части 3 статьи 14, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе (пункт 4.6) содержит условие об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При таких обстоятельствах, когда товары имеют код ОКПД2 - 32.50.13.110, 32.50.13.190 Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика по установлению требования пункта 4.6 документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
2. Рассмотрев довод жалобы относительно описания объекта закупки по позиции 3 "шприц объемом 4 мл, наличие 2х игл, игла N 1 надета на шприц и закрыта колпачком, размер 16 G, длина иглы от 38 до 40 мм, диаметр иглы от 1,5 до 1,6 мм; игла N 2 приложена и закрыта колпачком, размер 21 G, длина иглы от 38 до 40 мм, диаметр иглы от 0,7 до 0,8 мм", Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Требования Заказчика к закупаемому товару указаны в таблице 1 раздела II "Описание объекта закупки: Спецификация" документации об Аукционе, среди которых отсутствует требования, относящегося к товару: "шприц объемом 4 мл, наличие 2х игл, игла N 1 надета на шприц и закрыта колпачком, размер 16 G, длина иглы от 38 до 40 мм, диаметр иглы от 1,5 до 1,6 мм; вторая игла приложена и закрыта колпачком, размер 21 G, длина иглы от 38 до 40 мм, диаметр иглы от 0,7 до 0,8 мм".
При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы.
3. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 11.2 Информационной карты документации об Аукционе Заказчик указал: "дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: срок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений Документации об электронном аукционе начинается с момента, установленного в статье 65 Федерального закона".
В пункте 11.3 Информационной карты документации об Аукционе Заказчик указал: "дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: срок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений Документации об электронном аукционе оканчивается в момент, установленный в части 4 статьи 65 Федерального закона".
С учетом того, что в документации об Аукционе отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с требованиями статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях) (статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 4 статьи 3 Закона о контрактной системе).
Действия Заказчика при осуществлении закупок должны соответствовать принципам контрактной системы в сфере закупок, в том числе обеспечивать эффективность, результативность закупки, но при этом не ограничивать конкуренцию на соответствующих товарных рынках.
Статья 17 Закона о защите конкуренции содержит антимонопольные требования к торгам, в том числе устанавливает запреты на осуществление заказчиками действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с требованиями извещения и документации об Аукционе Заказчиком в единую закупку объединены невзаимозаменяемые товары, а именно: комплект гинекологический (код по ОКПД 2 - 32.50.13.190 в составе: зеркало по Куско, перчатки смотровые, пеленка подкладная из нетканого полотна, бахилы полиэтиленовые, ложка Фолькмана (зонд урогенитальный тип В), шпатель комбинированный одноразовый), шприцы инъекционные (код по ОКПД 2 - 32.50.13.110).
Таким образом, объединение товаров, не связанных технологически и функционально, не являющихся взаимозаменяемыми, противоречит требованиям части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции и влечет ограничение конкуренции.
С учетом изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения статьи 8 Закона о контрактной системе, а также признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гамма" на действия Заказчика - БУЗ УР "Кезская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" при проведении электронного аукциона "Поставка комплектов, шприцов" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300069816000249) не обоснованной.
2. Признать Заказчика - БУЗ УР "Кезская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" нарушившим статью 8, пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - БУЗ УР "Кезская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица Министерства здравоохранения Удмуртской Республики по частям 4, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии: |
____________ <_>
____________ <_> |
Члены Комиссии: |
____________ <_>
|
<_>
(3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 28 ноября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2016