Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 29 ноября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: Бабкина А.Н. - начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии:Шибанова А.Н. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок(отсутствует);
заместитель председателя Комиссии:Перевозчикова О.Ю. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии: Вихляева Е.М. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; Мисиюкова Д.А. -специалист-эксперт отдела контроля закупок(отсутствует); кворум соблюден,
рассмотрев жалобуАНО "Центр юридического мониторинга", далее - Заявитель, (вх. N9415э от 22.11.2016 г.) на действия Заказчика - бюджетного учреждения общеобразовательная школа-интернат Удмуртской Республики "Республиканский лицей -интернат" при проведении электронного аукциона N 15-06/4259-16 компьютерное оборудование (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113200000116003810, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
в присутствии представителейзаказчика - БУ общеобразовательная школа-интернат Удмуртской Республики "Республиканский лицей -интернат" -директора Морозовой И.А., Кардапольцева А.Н.;
представителя уполномоченного органа - Минэкономики УР - Терентьева П.Е.,
представителей потенциального участника закупки - ООО "Мультимедиа" Шубина С.М. по доверенности от 29.11.2016 г., Желтышева Н.А. по доверенности от 29.11.2016 г.;
слушателей Сайтиевой Т.А., Пиктиной М.В., Гаврилова Д.А., Корепанова А.В.,
в отсутствие представителязаявителя, уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом;
УСТАНОВИЛА:
22.11.2016 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалобаАНО "Центр юридического мониторинга". Заявитель считает, что Аукционная документация нарушает положения постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. N1236, а именно: имеющееся в документации обоснование не содержит указание на функциональные, технические, эксплуатационные характеристики, по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствуют установленным Заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся предметом закупки по каждому программному обеспечению, сведения о котором включены в реестр.
ПредставителиЗаказчика пояснили, что с доводами жалобы не согласны по основаниям, указанным в письменных пояснениях, представленных для приобщения к материалам дела. Пояснили, что указание на товарный знак - программное обеспечение Windows обусловлено необходимостью совместимости с имеющимся у заказчика оборудованием и программным обеспечением.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
27.10.2016г. Заказчикразместил в Единой информационной системев сфере закупок (далее -ЕИС в сфере закупок) извещение и документацию о электронного аукциона на приобретение компьютерного оборудования.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 56 065 888рублей 88 копеек.
Дата и время начала подачи заявок - 27.10.2016 г.
15.11.2016 г. в извещение и документацию электронного аукциона, продлен срок подачи заявок.
Дата и время окончания подачи заявок -01.12.2016 г.
Дата рассмотрения первых частей заявок - 05.12.2016 г.
Дата проведения аукциона - 08.12.2016 г.
Рассмотрев доводы жалобы Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России считаетихнеобоснованными на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев (пункт 2 постановления):
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Также указанным постановлением Правительства РФ утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
Указанный Порядок определяет правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование), а также требования к содержанию такого обоснования.
Согласно пункту 2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр) отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Пунктом 3 Порядка установлены требования к содержанию обоснования. Согласно подпункту "г" обоснование должно содержать функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Порядка).
Из извещения и документации об Аукционе следует, что Заказчиком не установлензапрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих их иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения для целей закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Обоснование невозможности соблюдения данного запрета содержится в приложении N3 к документации об Аукционе.
Так, в обосновании, в том числе, указано, что перечисленное программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которые соответствуют тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение Windows, являющееся предметом закупки,не соответствует требованиям Заказчика к программному обеспечению, поскольку несовместимо с имеющимся у Заказчика программным обеспечением.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из положений Закона о контрактной системе следует, что определение характеристик товара относится к компетенции Заказчика и осуществляется в соответствии с целями обеспечения нужд Заказчика.
Согласно пункту 2) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
Подпунктом "а" пункта 1) части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать в том числе, согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
Указанные положения Закона о контрактной системе позволяют сделать вывод о том, что в случае осуществления закупки товара с указанием на его товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент", его функциональные, технические и качественные характеристики (т.е. показатели и их значения) при описании объекта закупки не указываются.
Описание объекта закупки сформулировано Заказчиком в разделе IIАукционной документации. Часть позиций необходимых к поставке товаров, например, позиции 24, 25, 27, 28, 30, содержат следующее указание на товарный знак: "программное обеспечение не ниже Windows 8 (производитель Microsoftcorp., США", либо "операционная система не ниже Windows10 (производитель Microsoftcorp., США".
Заказчиком, в материалы дела представлена товарная накладная от 10.11.2011 г. N26-01, технические требования к товарам, имеющимся у Заказчика (программные обеспечения для проведения самостоятельных практических занятий "Живая математика", "Живая география", и др.), скриншот с сайта www.microsoft.comо наличии у Заказчика действующей лицензии, ключей продуктов операционной системы Windows. Из представленных документов следует, что у Заказчика имеется товар, совместимый с программным обеспечением, операционной системой Windows, и требующий для своего функционирования программного обеспечения Windows.
При подобном описании объекта закупки, с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе, единственной функциональной, технической и (или) эксплуатационной характеристикой закупаемого программного обеспечения будет являться совместимость конкретного программного обеспечения с товаром, уже используемым Заказчиком. Указанное позволяет сделать вывод о том, что Заказчиком в обосновании невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения происходящего из иностранных государств, указана единственная функциональная, техническая и (или) эксплуатационная характеристика закупаемого программного обеспечения, которой не соответствует программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком - бюджетным учреждением общеобразовательной школой-интернат Удмуртской Республики "Республиканский лицей -интернат" при составлении Обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения происходящего из иностранных государств соблюдены требования постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N1236.
На основании изложенного, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО "Центр юридического мониторинга"на действия Заказчика - бюджетного учреждения общеобразовательная школа-интернат Удмуртской Республики "Республиканский лицей -интернат" при проведении электронного аукциона N 15-06/4259-16 компьютерное оборудование (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113200000116003810), необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии __________ А.Н. Бабкина
Заместитель председателя Комиссии ________ О.Ю. Перевозчикова
Члены Комиссии:
|
_________Е.М.Вихляева |
Перевозчикова Ольга Юрьевна
(3412) 572256
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 29 ноября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2016