Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 февраля 2016 г. N 186-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок:
рассмотрев жалобу ИП Гудковой Р.В. (624260,Свердловская область г. Асбест, ул. Победы, д. 3) о нарушении заказчиком в лице МБОУ СОШ N1им.М. Горького Асбестовского городского округа (624260 Свердловская область, г. Асбест ул.Ленинградская,д.10), его комиссией при проведении конкурса с ограниченным участием (извещение N 0362300266316000001) на оказание услуг по организации детского питания, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Гудковой Р.В. (вх. N 01-1535 от 05.02.2016г.) о нарушении заказчиком в лице МБОУ СОШ N1 им. М Горького Асбестовского городского округа, его комиссией законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуги по обеспечению питанием учащихся (извещение N 0362300266316000001), соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует действия конкурсной комиссии МБОУ СОШ N1 им. М Горького Асбестовского городского округа при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания детей в МБОУ СОШ N1 им. М. Горького Асбестовского городского округа в 2016 году, а также положения конкурсной документации. В доводах жалобы указывает, что комиссией заказчика нарушены требования Закона о контрактной системе при проведении процедуры закупки в связи с чем просит рассмотреть доводы жалобы по существу, признать их обоснованными, выдать заказчику, его конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Заслушав представителей сторон и проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
09 января 2016 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении конкурса с ограниченным участием N 0362300266316000001 на оказание услуги по обеспечению питанием учащихся в школьной столовой.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2881526,00 рублей.
Согласно ч.1 ст.56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В силу ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно п.8 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
8) порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
В соответствии с ч.7 ст.50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Частью 8 ст.50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Пунктом 21 раздела 1 конкурсной документации установлен порядок предоставления участникам конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления. Указанным порядком определено, что любой участник конкурса вправе направить в письменной форме запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации (Рекомендуемая Форма N 4 Раздела V "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса"). В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса Заказчик обязан направить разъяснения положений конкурсной документации в письменной форме, если указанный запрос поступил не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Дата начала и окончания предоставления разъяснений положений конкурсной документации: с "09" января 2016 г. по "27" января 2016 г.
Из материалов дела следует, что участником 15.01.2016г., в сроки, предусмотренные п. 21 раздела 1 конкурсной документации был направлен запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Однако на момент рассмотрения жалобы ИП Гудковой Р.В. Комиссией Свердловского УФАС России разъяснения конкурсной документации по запросу участника не размещены в ЕИС. Таким образом, в нарушение ч. 8 ст.50 Закона о контрактной системе заказчиком нарушен порядок размещения в ЕИС разъяснений положений конкурсной документации.
Нарушение порядка разъяснения положений конкурсной документации, влечет административную ответственность по ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно ч.1 ст.52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.
В соответствии с ч.3 ст.52 Закона о контрактной системе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе или в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам перед вскрытием таких конвертов и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов в отношении каждого лота заявкам на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа. При этом конкурсная комиссия объявляет последствия подачи двух и более заявок на участие в открытом конкурсе одним участником конкурса.
Протоколом N 0362300266316000001 - ВК вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием установлено, что конкурсная комиссия осуществила вскрытие конвертов участников закупок 01.02.2016г. Время начала заседания: 15 часов 00 минут. Время окончания заседания: 15 часов 30 минут. Место проведения заседания: 624260, Свердловская область, город Асбест, улица Ленинградская, дом 10, кабинет директора.
Из видеозаписи процедуры вскрытия конвертов участников закупки, представленной Комиссии Свердловского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы заявителя и приобщенной к материалам дела, было установлено, что в нарушение ч.3 ст.52 Закона о контрактной системе председатель конкурной комиссии не объявил участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыве поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов.
Согласно ч.4 ст.52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, если такие конверты и заявки поступили заказчику до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа.
В соответствии с ч.6 ст.52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол.
Из представленной видеозаписи процедуры вскрытия конвертов участников закупщики, Комиссией Свердловского УФАС России также было установлено, что в нарушение ч.6 ст.52 Закона о контрактной системе председатель конкурной комиссии при взрытии конвертов с заявками участников не объявил информацию о почтовом адресе каждого участника открытого конкурса, о наличии информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, в том числе документов подтверждающих внесение обеспечения исполнения контракта, условиях исполнения контракта, указанных в заявке на участие в открытом конкурсе и являющихся критериями оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
В силу ч.4 ст.53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно п.5 ч.10 ст.53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с протоколом N 0362300266316000001 рассмотрения и оценки заявок от 01.02.2016г. комиссией заказчика осуществлена оценка заявок участников на участие в конкурсе, присвоены баллы каждому из допущенных до участия в конкурсе участников в зависимости от критериев оценки усыновленных конкурсной документацией, на основании оценки заявок участников определен победитель конкурса с ограниченным участием. Однако в нарушение п.5 ч.10 ст.53 Закона о контрактной системе комиссия заказчика не отразила в протоколе N 0362300266316000001 рассмотрения и оценки заявок информацию о порядке оценки заявок на участие в конкурсе, в соответствии с которым участникам закупки были присвоены баллы, произведена оценка участников и выявлен победить конкурса.
Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения исполнителя влечет административную ответственность по ч.2.1 КоАП РФ.
Согласно п.10 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
10) размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
В силу ч.1 ст.45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно п.7 ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать в частности установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Перечнем документов, предъявляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005) предусмотрено, что бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - требование по банковской гарантии) направляет гаранту следующие документы:
- расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
В силу п.2 ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи.
Пунктом 10 раздела 1 конкурсной документации предусмотрено, что в случае если представленная участником закупки банковская гарантия не соответствует требованиям, установленным в настоящем разделе хотя бы по одному из требований (пунктов), то такая гарантия считается несоответствующей требованиям извещения и конкурсной документации.
Основанием для отказа в принятии банковской гарантии является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии требованиям извещения и конкурсной документации (требованиям настоящего раздела).
При этом конкурсной документацией (пп.14 п.10 раздела 1) предусмотрено, что банковская гарантия должна содержать среди прочего:
14) перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии:
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Гарант не вправе требовать от Заказчика (Бенефициара) предоставления иных документов для выплаты.
Из изложенного следует, что конкурсная документация, в нарушение п.10 ч.1 ст.50, п.7 ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе содержит требования к банковской гарантии участника закупки, которые не соответствует обязательным требованиям, предъявляемым законодательством о контрактной системе к содержанию банковской гарантии участника закупки. Таким образом, банковская гарантия, составленная в соответствии с требованиями конкурсной документации не будет соответствовать обязательным требованиям к содержанию банковской гарантии, установленным п.7 ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе. В связи с чем, такая банковская гарантия должна быть отклонена заказчиком по основанию, предусмотренному п.2 ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе, что фактически лишает участника закупки права, предусмотренного ч.1 ст.45 Закона о контрактной системе.
В силу п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе
Требования предъявляемые к составу заявки участника на участие в конкурсе содержатся в ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе. При этом пп. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе:
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
10) участник закупки не является офшорной компанией.
При этом в силу ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Пунктом 11.1. раздела 1 конкурсной документации установлены требования к участнику закупки, в частности установлено, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению установлены п.18 раздела 1 конкурсной документации. В частности, пп.4 п.18 раздела 1 конкурсной документации установлено, что участник в составе своей заявки должен представить декларацию о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 5 и 7 - 10 части 1 статьи 31 Законом о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение ч.5 ст.51 Закона о контрактной заказчик устанавливает в конкурсной документации требование о представлении в составе заявки участника закупки декларацию о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Законом о контрактной системе, что не предусмотрено ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 3 ст.33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Описание объекта закупки содержится в разделе II конкурсной документации (техническое задание). Пунктом 33 технического задания установлены требования к квалификации персонала, а именно:
Должность |
Образование |
Руководитель |
Высшее образование по профилю работы |
Специалисты (товароведы) |
Высшее или среднее образование по профилю работы |
Специалисты (технологи) |
Высшее или среднее образование по профилю работы |
Повара
|
4-5 разряды по квалификации повар
|
Таким образом, в нарушение п.1 ч.1 ст.50, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе конкурсная документация содержит требования к квалификации трудовых ресурсов участника закупки, что прямо запрещено Законом о контрактной системе в части требований, предъявляемых указанным законом к содержанию описания объекта закупки.
Включение в описание объекта закупки требований к информации, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки влечет административную ответственность по ч.4.1 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы ИП Гудковой Р.В., рассмотренные Комиссией Свердловского УФАС России не нашли своего подтверждения материалами дела, в связи с чем признаются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Гудковой Р.В. признать обоснованной в части нарушения порядка публикации в ЕИС разъяснений конкурсной документации, порядка вскрытия конвертов с заявками участников и рассмотрения поступивших заявок, требований к составлению протокола рассмотрения и оценки заявок на участия в конкурсе, требований, установленных конкурсной документацией к составу банковской гарантии участника закупки, требований предъявляемых документацией к составу заявки участника, неправомерного включения в описание объекта закупки требования к квалификации трудовых ресурсов участника закупки.
2. В действиях заказчика в лице МБОУ СОШ N1 им.М.Горького Асбестовского городского округа, выявлены нарушения ч.8 ст.50, ч.3 ст.52, ч.6 ст.52, п.5 ч.10 ст.53 Закона о контрактной системе.
3. В действиях комиссии заказчика в лице МБОУ СОШ N1 им.М.Горького Асбестовского городского округа, выявлены нарушения п.10 ч.1 ст.50, п.7 ч.2 ст.45, ч.5 ст.51, п.1 ч.1 ст.50, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице МБОУ СОШ N1 им.М.Горького Асбестовского городского округа, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч.1.4 ст.7.30, ч.2.1 ст.7.30, ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 февраля 2016 г. N 186-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016