Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 марта 2016 г. N 350-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Ивдельского городского округа - ,
- в отсутствии заявителя в лице ООО "СТРОЙИНВЕСТ", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (450010, г. Уфа, ул. Летчиков, д. 6, оф. 14) о нарушении заказчиком в лице Администрации Ивдельского городского округа (624590, Свердловская обл., г. Ивдель, ул. Александра Ворошилова, 2) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству "под ключ" многоквартирного жилого дома по адресу Свердловская область, город Ивдель, улица Химиков, 21 (извещение N 0162300003416000009) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст.99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (вх. N 01-3630 от 15.03.2015г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Ивдельского городского округа при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству "под ключ" многоквартирного жилого дома по адресу Свердловская область, город Ивдель, улица Химиков, 21 (извещение N 0162300003416000009), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "СТРЙИНВЕСТ" указал, что положения аукционной документации нарушают нормы Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
29 февраля 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0162300003416000009 и аукционная документация на выполнение работ по строительству "под ключ" многоквартирного жилого дома по адресу Свердловская область, город Ивдель, улица Химиков, 21. Начальная (максимальная) цена контракта составила 41 659 521,40 рублей.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Также, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе п.3.4 аукционной документации, а также требования к содержанию, составу заявки аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 13 информационной карты документации об аукционе установлен объект закупки, а именно: выполнение работ по строительству "под ключ" многоквартирного жилого дома по адресу Свердловская область, город Ивдель ул. Химиков, 21.
Приложением N5 к техническому заданию аукционной документации, установлено требование заказчика техническим характеристикам материалов, функциональные характеристики (потребительские свойства) и качественные характеристики товаров, в том числе:
N п/п |
Наименование товара |
Показатели, позволяющие определить соответствие товаров, установленным заказчиком требованиям. Максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться |
30 |
Кабель силовой |
ГОСТ 16442-80. Конструкция кабеля: медная уплотненная токопроводящая жила; экструдированная изоляция из ПВХ пониженной пожароопасности; наружная оболочка из ПВХ пониженной пожароопасности. Рабочее напряжение: не более 0,7 кВ. Число жил: 4, сечение жилы: 16 мм2. Номинальная толщина изоляции, мм: не более 1,9. Электрическое сопротивление изоляции, пересчитанное на 1 км длины и температуру 20 оС, не менее 10 Мом. Указать марку кабеля. Температура окружающей среды при эксплуатации: от -50 оС до +50 оС. Относительная влажность воздуха: (при температуре до +35 оС включительно) до 98% включительно. Длительно допустимая температура нагрева жил: не менее +60 оС. Минимальный радиус изгиба при прокладке: не более 10 наружных диаметров. |
36 |
Железобетонная перемычка брусковая |
Марка бетона: не ниже В15. Расход бетона, м |
95 |
Гвозди толевые круглые |
Длина стержня d х длина гвоздя не более 3,0 мм х не более 40 мм. Минимальная высота головки составляет не менее 22% не более 25% от диаметра стержня. Масса 1000 гвоздей: не более 2,23 кг |
98 |
Шнур |
Шнур с параллельными жилами или со скрученными жилами, с поливинилхлоридной изоляцией, с поливинилхлоридной оболочкой, гибкий на напряжение до 380 В для систем 380/380 В. Без заземляющей жилы или с заземляющей жилой. Число жил: не более 3. Номинальное сечение жил: не более 1,0 мм2. Токопроводящая жила должна быть круглой формы, многопроволочная не ниже класса 5 по ГОСТ 22483-2012. Номинальная толщина изоляции, мм2: 0,5. Номинальная толщина оболочки, мм2: 0,6. Диапазон температур эксплуатации не ниже -40°С не выше +40°С. Максимальная температура токопроводящей при эксплуатации должна быть: не более +70°С. Шнур не должен распространять горение. Шнур после выдержки в воде при температуре (20 Номинальный диаметр роликов, мм: 80. Цвет изоляции основных жил: голубой или черный или коричневый или зелено-желтый. Климатическое исполнение по ГОСТ 15150-69: УХЛ или У, категорий размещения 1 или 2 или 3 или 4. |
Пунктом 30 перечня используемых материалов установлены требования к товару "Кабель силовой", также содержится указание на соответствие товара ГОСТ 16442-80, при этом требование об указании марки кабеля не относится к максимальным и (или) минимальным значениям показателей, позволяющим определить соответствие закупаемого кабеля. Также, требование к составу заявки (ст. 66 Закона о контрактной системе) не обязывает участников закупки предоставлять такую информацию в составе первой части заявки.
Пунктом 95 перечня используемых материалов установлены требования к товару "Гвозди толевые круглые". В частности, описанием объекта закупки к товару "Гвозди толевые круглые" установлено следующее требование: Длина стержня d х длина гвоздя не более 3,0 мм х не более 40 мм. При этом ГОСТом 4029-63 "Гвозди толевые круглые". Конструкция и размеры" не предусмотрено характеристики "Длина стержня".
Пунктом 98 перечня используемых материалов установлены требования к товару "Шнур". В частности, описанием объекта закупки к товару "Шнур" установлено следующее требование: номинальная толщина оболочки, мм2: 0,6. При этом, согласно ГОСТ 23286-78 "Кабели, провода и шнуры. Нормы толщин изоляции, оболочек и испытаний напряжением" показатель номинальная толщина оболочки измеряется в мм.
Пунктом 36 перечня используемых материалов установлены, в том числе требования об указании марки бетона не ниже В15. При этом ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (п. 3.3.1) значения показателей не ниже В10, В15 относятся к характеристике класс прочности бетона на сжатие в проектном возрасте.
Таким образом, в нарушение п.1 ч. 1, 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит не объективный характер, вводит участников в заблуждение относительно показателей товаров, сведения о которых необходимо предоставить в первой части заявки.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод заявителя о необходимости установления единого требования к участникам закупки в части наличия лицензии МЧС не находит своего подтверждения ввиду нижеследующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
При этом ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции (ограничению количества участников размещения заказа).
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Данной нормой также предусмотрена возможность выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно и (или) с привлечением других лиц.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением ст. 31 Закона о контрактной системе (данная позиция также разъяснена ФАС России в письме N ИА/26163 от 07.07.2011 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства").
Кроме того, необходимо учесть, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции (строительству, капитальному ремонту) объекта капитального строительства как основного вида работ, определенного государственными (муниципальными)нуждами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее по тексту - Перечень), утвержден приказом Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В соответствии с указанным Перечнем виды работ, содержащиеся в нем, по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту могут выполняться только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Работы по монтажу электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации (п. 23.6) требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Общероссийским классификатором кодов экономической деятельности "ОК 029-2014" определено, что раздел "строительство" включает группировку "производство электромонтажных работ", включая монтаж пожарной сигнализации, систем охранной сигнализации ( код 43.21).
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно ч.3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Частью 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Из предложенных положений закона следует, что выполнять работы, которые оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства, вправе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурного-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства, имеющие выданное саморегулируемой организации свидетельство о допуске к таким работам. При этом закон не требует для выполнения этих работ иметь лицензию, что подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N ГКПИ 13-7.
Таким образом, нормы Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с которым деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию, не распространяются на строительную деятельность, которая регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации и не подлежит лицензированию (данная позиция подтверждается Решением Арбитражного суда Свердловской области NА60-4785/2013).
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссией установлено, что п. 27 аукционной документации устанавливает порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации, датой начала предоставления разъяснений положений об аукционе является день публикации извещения N0162300003416000009 на официальном сайте, т.е. 29.02.2016г., дата окончания предоставления разъяснений положении документации - 12.03.2016г., ввиду чего доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к аукционной документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст.105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Жалоба (вх. N 01-3630 от 15.03.2015г.) подана юридическим лицом - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ввиду чего условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, в проекте контракта не может нарушить права и законные интересы заявителя.
Доказательств обратного Комиссии предоставлено не было.
Кроме того, свобода договора, предусмотренная ст. 421 ГК РФ, позволяет сторонам заключать договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, при этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
К отношениям по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных в части, не урегулированной гражданским законодательством, на основании ст. 768 ГК РФ применяются специальные нормы, закрепленные Законом о контрактной системе. Контракт, заключаемый по результатам закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, должен соответствовать ст. 34 Закона о контрактной системе, которая предусматривает наличие в проекте контракта ряда обязательных условий, в том числе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (п. 27). Соответственно включение в контракт иных условий определяется заказчиком, который в соответствии с п. 1 ст. 528 ГК РФ самостоятельно разрабатывает проект контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Ивдельского городского округа выявлено нарушение п.1 ч. 1, 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации Ивдельского городского округа, его аукционной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 марта 2016 г. N 350-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016