Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 апреля 2016 г. N 424-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
Ружникова Е.А. - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии,
Мурашко Е.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Авакяна А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9", уполномоченного органа в качестве организатора совместной закупки в лице Администрации городского округа Первоуральск - ,
- заявителя в лице ООО "ПластКомфорт" - ,
рассмотрев жалобу ООО "ПластКомфорт" (614014, г. Пермь, ул. Постаногова, 1-177) о нарушении заказчиком в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9" (623109 г. Первоуральск, ул. Комсомольская, 21), уполномоченным органом в качестве организатора совместной закупки в лице Администрации городского округа Первоуральск (623109, Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Ватутина, 41) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене оконных блоков (извещение N 0162300018016000028) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба жалобы ООО "ПластКомфорт" (вх. N 01-4270 от 28.03.2015г.) о нарушении заказчиком лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9", уполномоченным органом в качестве организатора совместной закупки в лице Администрации городского округа Первоуральск при проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене оконных блоков (извещение N 0162300018016000028) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "ПластКомфорт" указал, что допущенные в банковской гарантии нарушения являются основанием для отказа в ее приятии и признании победителя закупки ООО "ЕвроПласт" уклонившемся от заключения контракта, однако по каким-то причинам заказчик до настоящего времени не опубликовал протокол об уклонении победителя от заключения контракта, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19 февраля 2015г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0162300018016000028 и документация об аукционе на выполнение работ по замене оконных блоков. Начальная максимальная цена контракта составила 33 680 095,72 рублей.
На дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0162300018016000028 (09.03.2016 09:00) поступило 9 заявок, которые были признаны соответствующими требованиям документации и допущены до участия в аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 09.03.2016г.).
По результатам проведения аукциона победителем признан участник ООО "ЕвроПласт", предложивший цену контракта 24923270,76 рублей (протокол подведения итогов электронного аукциона от 16.03.2016).
Согласно п. 1 информационной карты аукционной документации проводится совместный аукцион в электронной форме.
Частью 1 ст. 25 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Частью 2 ст. 25 Закона о контрактной системе установлено, что организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона, а также требование к указанному соглашению.
Частью 5 ст. 25 Закона о контрактной системе установлено, что порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1088 "Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов" в целях проведения совместного конкурса или аукциона организатор: разрабатывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Федеральным законом. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика (б), при этом контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно (п. 8).
Согласно ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.Согласно ч. 2 ст.70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 1 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Частью 5 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Частью 6 ст.45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 7 ст.45 Закона о контрактной системе установлено, что в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Согласно ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
На заседании Комиссии представитель заказчика, уполномоченного органа пояснила, что в проекте контракта в части 10 "Обеспечение исполнения контракта" содержаться условия предоставления обеспечения контракта, в том числе в п. 10.4 "Заказчик проводит проверку поступившей в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии в соответствии и в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно п. 10.5. проекта контракта заказчик считает банковскую гарантию непредставленной в случаях: наличия информации об отзыве лицензии Банка России на официальном сайте Банка России и (или) в Реестре гарантийных обязательств ЕАИСТ; несоответствия размера представленной банковской гарантии условиям муниципального контракта; несоответствие срока действия представленной банковской гарантии условиям муниципального контракта. Указанные положения соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Поскольку закупка проходит в форме совместного аукциона, контракт заключается с каждым Заказчиком, начальная (максимальная) цена по каждому муниципальному контракту не превышает 15 млн. рублей, обеспечение исполнения контракта участник предоставляет по каждому отдельно контракту. Установление требования о предоставлении обеспечения исполнения муниципального контракта только в полутора большем размере нарушает законные права и интересы участником аукциона.
Победитель аукциона вправе, в том числе, предоставить банковскую гарантию, в размере обеспечения исполнения контракта, а также информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки, содержащуюся в реестре контрактов, за три года до даты подачи заявки на участие в аукционе более трех контрактов.
Комиссией установлено, что согласно информации, размещенной на официальном сайте от 18.03.2016г. закупка извещение N 0162300018016000028 автоматически переведена на этап "определение поставщика завершено" в связи с размещением протокола, завершающего работу комиссии.
Кроме того, определение поставщика (исполнителя) по указанной закупке (извещение N0162300018016000028) приостановлено Свердловским УФАС России в части подписания контракта, в связи с поступившей жалобой ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (вх. N 01-3193 от 04.03.2016). Сведения о результатах контрольного мероприятия размещены на официальном сайте от 01.04.2016г., ввиду чего до указанного момента у заказчика не было возможности совершить действия связанные с проверкой банковской гарантии на предмет соответствия требованиям конкурсной документации, а также связанные с заключением контракта после 18.03.2016г., а, следовательно, у Комиссии не имеется возможности оценить несовершенные действия (бездействие) заказчика, в части правомерности заключения контракта с победителем закупки или признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно, оснований полагать, что в данном случае победителем не будут внесены денежные средства на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, у Комиссии не имеется.
Также, Комиссия принимает во внимание, что согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Кроме того, в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такого аукциона, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона (ч. 14 ст. 70 Закона о контрактной системе), вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает заказчика в таком случае заключать контракт с вышеуказанным участником аукциона. Участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе отказаться от заключения контракта (ч. 15 ст. 70 Закона о контрактной системе), в связи с чем, довод заявителя относительно того, что в случае признания победителя электронного аукциона ООО "ЕвроПласт" уклонившимся от заключения контракта, заказчиком будет заключен контракт по результатам закупки с ООО "ПластКомфорт", не находит своего подтверждения.
Обжалуемые действия (бездействие) заказчика связаны с заключением контракта, при этом заявитель ООО "ПластКомфорт" не является победителем аукциона, с которым заключатся контракт (стороной по договору в соответствии со ст. 445 ГК РФ), в связи с этим, не могут быть нарушены его права и законные интересы заявителя.
Доказательств обратного, Комиссии предоставлено не было.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ПластКомфорт" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9", уполномоченного органа в качестве организатора совместной закупки в лице Администрации городского округа Первоуральск нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9", уполномоченному органу в качестве организатора совместной закупки в лице Администрации городского округа Первоуральск предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 апреля 2016 г. N 424-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016