Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 30 марта 2016 г. N 399-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
- начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии,
- заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена комиссии;
при участии представителей:
- заказчика в лице муниципального бюджетного учреждения "Санаторий-профилакторий "Солнышко" -
- в отсутствии заявителя в лице ООО "СтройИнвест", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "СтройИнвест" (450010, респ. Башкортостан, г. Уфа, ул. Летчиков, д. 6, офис 14-15) о нарушении заказчиком в лице муниципального бюджетного учреждения "Санаторий-профилакторий "Солнышко" (624201, Свердловская обл., г. Лесной, Тенистый проезд, д. 5), при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт благоустройства оздоровительного лагеря на базе МБУ "СП "Солнышко" (извещение N 0362300162216000001), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Стройинвест" (вх. N 01-4079 от 23.03.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного учреждения "Санаторий-профилакторий "Солнышко", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт благоустройства оздоровительного лагеря на базе МБУ "СП "Солнышко" (извещение N 0362300162216000001), соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал на несоответствие конкурсной документации требованиям законодательства, а именно в части установления запрета на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не указав документа, которым участник должен подтвердить свое соответствие установленным требованиям. А так же на то, что условия проекта контракта противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
08 марта 2016 года на официальном сайте в сети Интернет Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт благоустройства оздоровительного лагеря на базе МБУ "СП "Солнышко" (извещение N 0362300162216000001) и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 953 336 ,04 рублей.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. б, п. 1 Указа Президента Российской Федерации N583 от 28.11.2015 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее Указ Президента РФ N583) органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности указано исходить из того, что на территории Российской Федерации временно вводятся запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации. Признаки нахождения организаций под контролем граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, определяются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г." (далее Постановление Правительства N1457) отдельные виды работ (услуг), в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с 1 января 2016г. запрещено выполнять (оказывать) на территории Российской Федерации, организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Как установлено комиссией УФАС Свердловской области, ни Постановление Правительства N1457, ни Указ Президента РФ N583 не устанавливают конкретный перечень документов, в соответствии с которым возможно установить, что организация не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также нахождение организации под контролем граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
В связи с изложенным, Заказчик не имеет возможности конкретизировать в составе требований к содержанию заявки, каким именно документом участник должен подтвердить то, что организация не находится под юрисдикцией Турецкой Республики.
Вместе с тем в составе заявки участник закупки должен предоставить копию документов, подтверждающий правомочность лица действовать от имени участника, копию устава и выписку из ЕГРЮЛ. Из содержания указанных документов Заказчик имеет возможность сделать вывод о статусе участника закупки.
Однако, требования к участникам закупки и к содержанию заявки (в том числе к форме, составу) заказчиком в лице Муниципального бюджетного учреждения "Санаторий-профилакторий "Солнышко" в составе аукционной документации не содержат запрета на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организации, контролируемые гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, однако во второй части заявки участник аукциона согласно п. 5 раздела 4 "Заявка на участие в электронном аукционе" участник обязан предоставить следующую информацию, в том числе:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, из предоставленных участниками закупки документов (устав, ЕГРЮЛ и др.) аукционная комиссия могла сделать вывод о том, что ни одна из организаций, участвовавших в электронном аукционе не находится под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе указано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Законодательством о контрактной системе не предусмотрено требования к окончанию срока действия контракта, в связи, с чем нарушений заказчиком относительно установления сроков окончания действия контракта не выявлено, более того, данный факт на права и законные интересы неопределенного круга лиц (в том числе заявителя) не повлиял.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее Постановление Правительства РФ N1063) за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п.5 Постановления Правительства РФ N1063 за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В составе аукционной документации содержится проект контракта, разделом 9 "Ответственность сторон" проекта контракта установлено:
Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства) в виде фиксированной суммы в размере, установленном п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013 г. Фиксированная сумма составляет 10 % цены контракта, определенной по итогам проведения электронного аукциона и составляет _______рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Подрядчик вправе применить к Заказчику штраф в виде фиксированной суммы в размере, установленном п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013 г. Фиксированная сумма составляет 2,5 % цены контракта, определенной по итогам проведения электронного аукциона и составляет ___________рублей.
Как следует из проекта контракта заказчика, размер неустойки (штрафа, пени) установлен в нарушение ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, а именно пп. а-г п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ N1063 устанавливают различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 953 336,04 рублей, что попадает под требования пп. б п.4 и пп. б п. 5 Постановления Правительства РФ N1063, однако в проекте контракта не учтено, что возможно снижение начальной цены контракта, и в случае, если цена контракта составит менее 3 млн. руб., необходимо будет руководствоваться пп. а п. 4 и пп. а п. 5 Постановления Правительства РФ N1063. Учитывая, что Законом о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях извещения, в связи с чем внесение изменений в проект контракта на стадии его направления победителю аукциона невозможно, в действиях заказчика усматривается нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Как установлено Комиссией Свердловского УФАС России в проекте контракта в нарушение ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, не предусмотрено условие контракта относительно определения пени от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
За утверждение документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СтройИнвест" признать обоснованной в части установления штрафных санкций заказчиком не в соответствии с требованиями закона.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Санаторий-профилакторий "Солнышко" признать нарушение ч.5 ст. 34 и ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального бюджетного учреждения "Санаторий-профилакторий "Солнышко" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 30 марта 2016 г. N 399-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016