Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 апреля 2016 г. N 405-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
- заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена комиссии;
при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" -
- в отсутствии заявителя в лице ООО "СтройИнвест", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "СтройИнвест" (450010, респ. Башкортостан, г. Уфа, ул. Летчиков, д. 6, офис 14-15) о нарушении заказчиком в лице Федерального казенного учреждения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" (620019, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 4/А), при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт помещений ФКУЗ "МСЧ МВД России по Свердловской области", расположенных по адресу: Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.Репина, 4 А, литер В, этаж 2 и 3 (извещение N 0362100022016000030), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Стройинвест" (вх. N 01-4258 от 25.03.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитраная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт помещений ФКУЗ "МСЧ МВД России по Свердловской области", расположенных по адресу: Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.Репина, 4 А, литер В, этаж 2 и 3 (извещение N 0362100022016000030), соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что в части проекта контракта положения конкурсной документации нарушают нормы Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
29 февраля 2016 года на официальном сайте в сети Интернет Заказчиком размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на капитальный ремонт помещений ФКУЗ "МСЧ МВД России по Свердловской области", расположенных по адресу: Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.Репина, 4 А, литер В, этаж 2 и 3 N 0362100022016000030 и аукционная документация. Начальная (максимальная) цена контракта составила 12 339 508 ,03 рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе указано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее Постановление Правительства РФ N1063) за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п.5 Постановления Правительства РФ N1063 за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В составе аукционной документации содержится проект контракта, разделом 7 "Ответственность сторон" проекта контракта установлено:
7.3. За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом устанавливается штраф в размере_______________ (согласно п.4 постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N1063 размер штрафа устанавливается в фиксированной сумме, определяемой как 10% от цены Контракта).
7.4. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, устанавливается штраф в размере ____________________(согласно п.5 постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N1063 размер штрафа устанавливается в фиксированной сумме, определяемой как 2,5% от цены Контракта).
Как следует из проекта контракта заказчика, размер неустойки (штрафа, пени) установлен в нарушение ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, а именно пп. а-г п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ N1063 устанавливают различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта составила 12 339 508 ,03 рублей, что соответствует требованиям пп. б п.4 и пп. б п. 5 Постановления Правительства РФ N1063 и размеру штрафа - 5 процентов цены контракта за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, и 2 процента цены контракта в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств. Однако в проекте контракта в нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе неправомерно установлен размер штрафа в размере 10 процентов цены контракта за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, и 2,5% процента цены контракта в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств.
За утверждение документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В проекте контракта заказчика разделом 5 установлены сроки и порядок расчета, а именно:
5.2. Порядок оплаты: Оплата по настоящему Контракту производится из средств федерального бюджета в течение тридцати банковских дней путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика с момента подписания сторонами документов, указанных в п.3.1.
5.3. При проведении окончательных расчетов с Подрядчиком по настоящему Контракту Заказчик вправе в одностороннем порядке удержать из причитающейся к выплате Подрядчику суммы денежных средств начисленную ему сумму неустойки за нарушение исполнения срока обязательств по Контракту и сумму штрафа в соответствии с разделом 7 Контракта.
Так же разделом 3 установлен порядок приемки выполненных работ.
Довод заявителя относительно нарушения заказчиком ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе не находит своего подтверждения, так как в проекте контракта указаны условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пп. а п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Во исполнение требования пп. а п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком в п4.3 проекта контракта указано, что цена Контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения объема и качества работ, а также качества используемых материалов
Данное требование, установленное проектом контракта не противоречит и не нарушает требования законодательства о контрактной системе, в связи с чем довод жалобы заявителя не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СтройИнвест" признать обоснованной в части установления штрафных санкций заказчиком в нарушение требований законодательства.
2. В действиях заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" признать нарушение ч.5 ст. 34 и ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Федерального казенного учреждения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 апреля 2016 г. N 405-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016