Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 марта 2016 г. N 388-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства и стратегического развития Городского округа Верхняя Пышма"
- в отсутствие представителей заявителя в лице ООО "Тахион", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
- заинтересованных лиц ООО "СК Уралевростиль"
- в присутствии слушателей
рассмотрев жалобу ООО "Тахион"(620072, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Рассветная, 7-20) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства и стратегического развития Городского округа Верхняя Пышма"(далее - МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма") (624090, Свердловская обл., г.Верхняя Пышма, ул. Мамина-Сибиряка, 2)при проведении закупки путемэлектронного аукциона (извещение N 0362300178415000042)на строительство малоэтажного дома "под ключ" в п. Кедровое городского округа Верхняя Пышма Свердловской области, предназначенных для расселения жителей аварийных домов (в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства")в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Тахион" (вх. N 01-3879 от 21.03.2016) на действия (бездействие) заказчикав лице МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма"при проведении закупки в форме электронного аукциона(извещение N 0362300178415000042) на строительство малоэтажного дома "под ключ" в п. Кедровое городского округа Верхняя Пышма Свердловской области, предназначенных для расселения жителей аварийных домов (в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
В своей жалобе заявитель указывает на нарушения аукционной документации в части описания объекта закупки, размещения документации в сети "Интернет" в формате "pdf" в нечитаемом виде, что не позволяет производить поиск и копирование текста в документе, а также достоверно установить требования, предъявляемые заказчиком в техническом задании на аукцион. Кроме того отмечает, что в нарушение требований Закона о контрактной системе заказчиком даны разъяснения закупочной документации, которые меняют ее суть.
На основании изложенного заявитель просит провести внеплановую проверку закупки, признать доводы жалобы обоснованными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители заказчикас доводами заявителя жалобы не согласились, просилипризнать жалобуООО "Тахион"необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
24.11.2015года на официальном сайте в сети "Интернет" заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0362300178415000042и аукционная документация. Действующая аукционная документация размещена на сайте http://zakupki.gov.ru в редакции от 04.03.2016г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила68 022 096,00 рублей.
Согласно ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Частью 1 ст.4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В силу ч.5 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом п.3 Положений установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
В п. 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Описание объекта закупки содержится в части 2 аукционной документации и состоит из двух разделов:
- Раздел 1: Задание на проектирование;
- Раздел 2: Требования к основным используемым товарам с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ.
При этом раздел 2 части 2 аукционной документации размещен на официальном сайте http://zakupki.gov.ru отдельным файлом "Требования к товарам.pdf" в межплатформенном формате электронного документа PDF, позволяющем, как показала внеплановая проверка, произвести открытие файла при помощи стандартных текстовых приложений, ознакомиться в полном объеме с его содержанием. Комиссией Свердловского УФАС России также установлено, что информация размещенная на официальном сайте в файле "Требования к товарам.pdf" размещена в читаемом виде и позволяет потенциальному участнику закупки ознакомиться с требованиями, предъявляемыми разделом 2 описания объекта закупки.
Таким образом, довод заявителя относительно ненадлежащего способа размещения на официальном сайте документации об аукционе не нашел своего подтверждения. Формат электронного файла, в котором размещена информация о закупке, не препятствует ее изучению со стороны участников закупки. Также это подтверждается фактом подачи 8 заявок на участие в аукционе (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.03.2016г.).
В соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе содержит указание на наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п.13.1 Информационной карты аукционной документации установлены требования к составу первой части заявки участника на участие в электронном аукционе аналогичные пп. "б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 р.2. ч.2 аукционной документации установлено в частности следующее требование к товару "блок дверной стальной наружный": "замок должен устанавливаться согласно требованиям конструкторской документации так, чтобы во время эксплуатации дверного блока не возникало сжимающих и/или изгибающих нагрузок на замок".
Пунктом 5.1.7 ГОСТа 31173-2003 Блоки дверные стальные. Технические условия предусмотрено, что запирающие устройства (замки, защелки, дополнительные засовы) рекомендуется крепить на винтах через специальныеподкладки и прижимные скобы с нарезанной резьбой. Крепление запирающихустройств должно быть прочным и надежным, исключающим их самопроизвольноесмещение во время эксплуатации. Не рекомендуется крепить замок посредствомсварки (в случае технологической необходимости применения сварки следуетучитывать возможность термического влияния на легкоплавкие пластиковые и другиедетали замка). Замок должен устанавливаться согласно требованиямконструкторской документации так, чтобы во время эксплуатации дверного блока невозникало сжимающих или изгибающих нагрузок на замок.
При этом ГОСТ 31173-2003 Блоки дверные стальные. Технические условия распространяется на блоки дверные стальные с установленными запирающимиустройствами для зданий и сооруженийразличного назначения.
Исходя из изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки по п.2 р.2 ч.2 аукционной документации составлено с использованием стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки. Доказательств обратного Комиссии антимонопольного органа представлено не было.
Пунктом 8 р.2 ч.2 аукционной документации установлено следующее требование к товару "семена травы для посева газона (райграс)": "семена должны обладать высокой декоративностью, долговечностью, устойчивостью к вытаптыванию, подходить для используемого грунта, переносить перепады погоды. Запрещается использовать для посева семена, в которых обнаружены сорняки (семена плоды), вредители и возбудители болезней, имеющее карантинное значение для Российской Федерации: живые вредители и их личинки, повреждающие семена за исключением клещей, наличие которых допускается в диапазоне значений с нижним пределом не менее 0 и верхним пределом не более 20 шт/кг: семена ядовитых растений - гелиотропа волосистоплодного и триходесмы седой. Семена, предназначенные для посева, должны быть проверены на сортовые и посевные качества и удостоверены соответствующими документами в установленном порядке. Семена должны соответствовать значению показателя чистоты должно быть более 90%, значение показателя влажности должно быть не менее 8% и не более 16%. Всхожесть должна превышать 90%. Нижний тычиночный цветок травянистого многолетника из семейства должен иметь ость. Растение должно образовывать густые дерновины и иметь гладкие и высокие стебли, достигающие в высоту 1 метра. Листья у растения должны быть плоскими линейными по краю, острошерховатые и свернутыми в почкосложении".
Комиссия Свердловского УФАС России приходит выводу, что довод заявителя жалобы о том, что п.8 р.2 ч.2 аукционной документации не соответствует требованиям Закона о контрактной системе несостоятелен поскольку ст.33 Закона о контрактной системе не ограничивает заказчика в части установления перечня товаров и характеристик этих товаров, необходимых такому заказчику для выполнения работ, предусмотренных предметом закупки, устанавливая лишь обязательные требования к описанию объекта закупки.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Однако в нарушение ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе ООО "Тахион" не приложило к своей жалобе документов, подтверждающих невозможность заявителя жалобы поставить в рамках проводимой закупки товар "семена травы для посева газона (райграс)" с указанными характеристиками, документов, подтверждающих отсутствие на рынке товаров с указанными характеристиками.
Кроме того, несостоятельность довода заявителя подтверждается фактом того, что на участие в электронном аукционе было подано 8 заявок от участников аукциона, предложивших МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма" в составе своей заявки товар "семена травы для посева газона (райграс)".
На основании изложенного нарушения требований Закона о контрактной системе в действиях заказчика в части установления в пункте 8 раздела 2 части 2 аукционной документации требований к товару "семена травы для посева газона (райграс)" не усматривается.
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе должна содержаться в документации об электронном аукционе. Иных требований к инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в частности, требований к содержанию, оформлению такой инструкции Законом о контрактной системе не установлено.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержится в разделе 2 части 2 аукционной документации. В связи с изложенным, МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма" исполнено требование п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе. Доказательств того, что требования, установленные аукционной документацией в инструкции по заполнению заявки, не позволяют участнику подать свою заявку на участие в электронном аукционе ООО "Тахион" в нарушение ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе не представлено, в связи с чем, указанный довод жалобы не находит своего подтверждения.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Сроки и порядок подачи запросов на разъяснение аукционной документации установлены разделом 8 Информационной карты электронного аукциона.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в ответе МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма" на запрос о разъяснении аукционной документации, размещенном на сайте http://zakupki.gov.ru, не усматривается признаков нарушения заказчиком требований ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе поскольку заказчик в своем ответе дает разъяснение относительно конкретного пункта описания объекта закупки (п.2 р.2 ч.2 аукционной документации) при этом не нарушая требования, изложенные в инструкции по заполнению заявки.
В ходе внеплановой проверки закупки Комиссией Свердловского УФАС России также было установлено что, участником электронного аукциона ООО "Стройкор"09.03.2016г. в адрес заказчика посредством функционала ЭТП ООО "РТС-Тендер" был направлен запрос на разъяснение аукционной документации следующего содержания: "Текст вопросов 1-5 в приложенном файле. Вопрос 6 Инструкция для заполнения заявки имеет противоречащие требования: "В случае указания в требованиях к товарам значений показателей, сопровождающихся словами: "диапазон значений...", "диапазон..." - участник закупки должен указать именно диапазон значений. В случае указания в требованиях к товарам значений показателей, сопровождающихся словами: "в диапазоне значений ...", "в диапазоне...", участник размещения заказа должен указать один конкретный показатель. Участником размещения заказа в 1 части заявки устанавливается конкретное значение, за исключением если в ТУ, паспорте на товар, ГОСТе указаны неконкретные (переменные) показатели, то такие величины следует сопровождать в заявке словами "диапазонное значение", "диапазонное значение согласно ГОСТу", "в диапазоне согласно паспорту". Просим внести изменения в документацию".
11.03.2016г. заказчик на сайте http://zakupki.gov.ru разместил ответ на вопросы 1-5 из запроса на разъяснения, поданного ООО "Стройкор" через оператора ЭТП ООО "РТС-Тендер" 09.03.2016г. Однако, в нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма" не разместило ответа на вопрос 6, также содержащийся в запросе на разъяснения от ООО "Стройкор" от 09.03.2016г., на официальном сайте в сети "Интернет".
Вместе с тем, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в разъяснении положений документации об электронном аукционе от 18.03.2016 NРД13 по рассматриваемой закупке заказчиком дано разъяснение по вопросу 6 запроса на разъяснение аукционной документации ООО "Стройкор" от 09.03.2016г. В связи с изложенным, Комиссия антимонопольного органа полагает, что выявленное в действиях МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма" нарушение Закона о контрактной системе не повиляло на результат определения подрядчика.
Нарушение порядка разъяснения положений аукционной документации на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) влечет административную ответственность по ч.1.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Тахион" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма"выявлено нарушение ч.4 ст.65Закона о контрактной системе.
3. Заказчикув лице МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма"предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения подрядчика.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 марта 2016 г. N 388-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2016