Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 марта 2016 г. N 377-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства и стратегического развития Городского округа Верхняя Пышма"
- в отсутствие представителей заявителя в лице ИП Черняк Георгия Евгеньевича, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
- заинтересованных лиц ООО "СК Уралевростиль"
- в присутствии слушателей
рассмотрев жалобу ИП Черняк Георгия Евгеньевича (658370, Алтайский край, Шипуновский р-н, с. Белоглазово, ул. Школьная, 55-2) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства и стратегического развития Городского округа Верхняя Пышма"(далее - МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма") (624090, Свердловская обл., г.Верхняя Пышма, ул. Мамина-Сибиряка, 2)при проведении закупки путемэлектронного аукциона (извещение N 0362300178415000042)на строительство малоэтажного дома "под ключ" в п. Кедровое городского округа Верхняя Пышма Свердловской области, предназначенных для расселения жителей аварийных домов (в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства")в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ИП Черняк Георгия Евгеньевича (вх. N 01-3815 от 18.03.2016) на действия (бездействие) заказчикав лице МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма"при проведении закупки в форме электронного аукциона(извещение N 0362300178415000042) на строительство малоэтажного дома "под ключ" в п. Кедровое городского округа Верхняя Пышма Свердловской области, предназначенных для расселения жителей аварийных домов (в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
В своей жалобе заявитель указывает на нарушения аукционной документации в части не установления в аукционной документации требования к участникам закупки в части наличия у них свидетельства о допуске саморегулируемой организации по организации подготовки проектной документации, размещения документации в сети "Интернет" в формате ".pdf", что не позволяет производить поиск и копирование текста в документе. Кроме того, отмечает что в нарушение требований Закона о контрактной системе заказчик не установил запрет на выполнение работ, предусмотренных предметом закупки организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457. Также указывает, что аукционная документация не содержит требований энергетической эффективности продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009г. N1221.
На основании изложенного заявитель просит провести внеплановую проверку закупки, признать доводы жалобы обоснованными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители заказчикас доводами заявителя жалобы не согласились, просилипризнать жалобуИП Черняк Георгия Евгеньевича необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
24.11.2015года на официальном сайте в сети "Интернет" заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0362300178415000042и аукционная документация. Действующая аукционная документация размещена на сайте http://zakupki.gov.ru в редакции от 04.03.2016г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила68 022 096,00 рублей.
В соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе содержит указание на наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В силу пункта 9.1 информационной карты аукционной документации предметом закупки является строительство малоэтажного дома "под ключ" в п. Кедровое городского округа Верхняя Пышма Свердловской области, предназначенного для расселения жителей аварийных домов (в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
В соответствии с условиями описания объекта закупки и проекта контракта подрядчик обязуется разработать проектную документацию объекта строительства и выполнить работы по строительству трехэтажного многоквартирного жилого дома.
Наименование и описание объекта закупки включает организацию строительства трехэтажного дома ("под ключ"). Понятие "строительство объекта "под ключ" содержится в п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от10.11.1989г. N147.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Таким образом, заказчик правомерно включил в объект закупки по строительствутрехэтажного многоквартирного жилого домана условиях "под ключ" в п. Кедровое городского округа Верхняя Пышма Свердловской областивыполнение работ по проектированию, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.1.ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.1 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю.
Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (ч.4 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, согласно ч.3 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Таким образом, поскольку объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по проектированию и строительству трехэтажного многоквартирного жилого дома на условиях "под ключ", а ч.3 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что при подготовке проектной документации по строительству отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три от подрядчика не требуется обязательногоналичия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ в соответствии перечнем видов работ, утвержденнымПриказомМинрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, заказчик в аукционной документации правомерно не установил требования к участникамзакупки о наличии у таких участником свидетельства выданного саморегулируемой организацией на организацию подготовки проектной документации.
В силу ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в частности, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено (далее Перечень).
В указанный Переченьвходят, в частности, строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, имеющие коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Извещением о проведении электронного аукциона предусмотрено, что предметом закупки являютсяработы построительству малоэтажного дома "под ключ" в п. Кедровое городского округа Верхняя Пышма Свердловской области, которые входят в код по ОКПД241.20.30.000, что соответствует п.1 Перечня.
Вместе с тем, виды работ (услуг) указанных в Перечне, выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено применяется к таким работам (услугам) с 1 января 2016 г., что прямо предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
Извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация по рассматриваемой закупке размещены на официальном сайте в сети "Интернет" 24.11.2015г., то есть до того, как требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, стали применяться к видам работ по коду по ОКПД2 41.20.30.000.
Таким образом, МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма" правомерно в аукционной документации не установило требований к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, поскольку извещение о проведении данной закупки было размещено на сайте http://zakupki.gov.ru до того, как требования Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 вступили в законную силу.
Относительно требований энергетической эффективности продукции Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п.11.1 ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В свою очередь п.27(1) Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" установлено, что "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов" должны содержать в том числе:
в текстовой части
а) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности, включающих:
в графической части
г) схемы расположения в зданиях, строениях и сооружениях приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Представителями заказчика Комиссии Свердловского УФАС России пояснено, что заданием на проектирование (раздел 1 части 2 аукционной документации) предусмотрены следующие стадии проектирования:
1. Эскизный проект
2. Проектная документация
3. Получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и заключения о достоверности сметной стоимости
4. Рабочая документация
Пунктом 3 Задания на проектирование предусмотрено, что подрядчик обязуется разработать рабочую документацию в соответствии с Техническим заданием, состав разделов в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87).
Поскольку предметом закупки является возведение объекта малоэтажного строительства"под ключ", что означает выполнение как работ по проектированию объекта, так и строительных работ, подрядчик, в соответствии с описанием объекта закупки обязан разработать проект возводимого объекта в том числе в соответствии с требованиями, предъявляемыми Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 к энергоэффективности.
Таким образом, ввиду того, что проектные работы входят в объем работ, предусмотренных аукционной документацией, а требование о соответствии рабочей документации требованиям постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 предусмотрено описанием объекта закупки, аукционной документацией предусмотрены требования к энегоэффективности объекта строительства при подготовке проектной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, ст.26 Закона об энергосбережении и энергоэффективности и п.11.1 ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Доказательств обратного Комиссии Свердловского УФАС России представлено не было.
Согласно ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Частью 1 ст.4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В силу ч.5 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом п.3 Положений установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
В п. 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Описание объекта закупки содержится в части 2 аукционной документации и состоит из двух разделов:
- Раздел 1: Задание на проектирование;
- Раздел 2: Требования к основным используемым товарам с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ.
При этом раздел 2 части 2 аукционной документации размещен на официальном сайте http://zakupki.gov.ru отдельным файлом "Требования к товарам.pdf" в межплатформенном формате электронного документа PDF, позволяющем, как показала внеплановая проверка, произвести открытие файла при помощи стандартных текстовых приложений, ознакомиться в полном объеме с его содержанием. Комиссией Свердловского УФАС России также установлено, что информация размещенная на официальном сайте в файле "Требования к товарам.pdf" размещена в читаемом виде и позволяет потенциальному участнику закупки ознакомиться с требованиями, предъявляемыми разделом 2 описания объекта закупки.
Таким образом, довод заявителя относительно ненадлежащего способа размещения на официальном сайте документации об аукционе не нашел своего подтверждения. Формат электронного файла, в котором размещена информация о закупке, не препятствует ее изучению со стороны участников закупки. Также это подтверждается фактом подачи 8 заявок на участие в аукционе (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.03.2016г.)
В ходе внеплановой проверки закупки Комиссией Свердловского УФАС России также было установлено следующее.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Сроки и порядок подачи запросов на разъяснение аукционной документации установлены разделом 8 Информационной карты электронного аукциона.
Вместе с тем, как было установлено Комиссией, участником электронного аукциона ООО "Стройкор"09.03.2016г. в адрес заказчика посредством функционала ЭТП ООО "РТС-Тендер" был направлен запрос на разъяснение аукционной документации следующего содержания: "Текст вопросов 1-5 в приложенном файле. Вопрос 6 Инструкция для заполнения заявки имеет противоречащие требования: "В случае указания в требованиях к товарам значений показателей, сопровождающихся словами: "диапазон значений...", "диапазон..." - участник закупки должен указать именно диапазон значений. В случае указания в требованиях к товарам значений показателей, сопровождающихся словами: "в диапазоне значений ...", "в диапазоне...", участник размещения заказа должен указать один конкретный показатель. Участником размещения заказа в 1 части заявки устанавливается конкретное значение, за исключением если в ТУ, паспорте на товар, ГОСТе указаны неконкретные (переменные) показатели, то такие величины следует сопровождать в заявке словами "диапазонное значение", "диапазонное значение согласно ГОСТу", "в диапазоне согласно паспорту". Просим внести изменения в документацию".
11.03.2016г. заказчик на сайте http://zakupki.gov.ru разместил ответ на вопросы 1-5 из запроса на разъяснения, поданного ООО "Стройкор" через оператора ЭТП ООО "РТС-Тендер" 09.03.2016г. Однако, в нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма" не разместило ответа на вопрос 6, также содержащийся в запросе на разъяснения от ООО "Стройкор" от 09.03.2016г., на официальном сайте в сети "Интернет".
Вместе с тем, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в разъяснении положений документации об электронном аукционе от 18.03.2016 NРД13 по рассматриваемой закупке заказчиком дано разъяснение по вопросу 6 запроса на разъяснение аукционной документации ООО "Стройкор" от 09.03.2016г. В связи с изложенным, Комиссия антимонопольного органа полагает, что выявленное в действиях МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма" нарушение Закона о контрактной системе не повиляло на результат определения подрядчика.
Нарушение порядка разъяснения положений аукционной документации на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) влечет административную ответственность по ч.1.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Черняк Георгия Евгеньевича признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма"выявлено нарушение ч.4 ст.65Закона о контрактной системе.
3. Заказчикув лице МБУ "УКС И СР ГО Верхняя Пышма"предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения подрядчика.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 марта 2016 г. N 377-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2016