Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 31 марта 2016 г. N 412-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Екатеринбурга"
- в отсутствие представителей заявителя в лице ООО "Сантехстрой", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
- в присутствии слушателя
рассмотрев жалобу ООО "Сантехстрой" (620034, г. Екатеринбург, ул. Готвальда, 3-138) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Екатеринбурга" (далее - МБУ "УКС г.Екатеринбурга") (620144, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 110а) при проведении закупки путем открытого конкурса (извещение N 0162300005316000801) на выполнение работ по разработке рабочей документации и реконструкции тренировочной площадки на стадионе муниципального автономного учреждения "Спортивно-оздоровительный комплекс "Калининец", г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, д. 48 с функциями генерального подрядчика в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Сантехстрой" (вх. N 01-4159 от 24.03.2016) на действия (бездействие) заказчика в лице МБУ "УКС г.Екатеринбурга" при проведении закупки в форме открытого конкурса (извещение N 0162300005316000801) на выполнение работ по разработке рабочей документации и реконструкции тренировочной площадки на стадионе муниципального автономного учреждения "Спортивно-оздоровительный комплекс "Калининец", г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, д. 48 с функциями генерального подрядчика.
В своей жалобе заявитель указывает, что заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) не установил требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства о допуске СРО к работам по подготовке проектной документации, а также объединил в один лот работы по подготовке проектной документации и работы по реконструкции объекта. На основании изложенного просит провести внеплановую проверку закупки, признать доводы жалобы обоснованными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
21.03.2016 года в единой информационной системе заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0162300005316000801 и конкурсная документация. Действующая редакция конкурсной документации размещена на сайте http://zakupki.gov.ru/ 25.03.2016г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 190 972 508,23 рублей.
Согласно ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в том числе:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
4) предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
В соответствии с п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать среди прочего:
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
При этом в силу ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее по тексту - Перечень).
В указанный перечень включены виды работ по подготовке проектной документации. Разработка/подготовка рабочей документации к видам работ, включенным в Перечень, не относится. Предметом закупки является выполнение работ по разработке рабочей документации и реконструкции объекта.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Состав разделов проектной документации определен в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение), в котором устанавливается также требования к содержанию этих разделов.
Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации (подпункт "п" пункта 23 Положения). Разработка рабочей документации осуществляется для реализации проектной документации в процессе строительства. Рабочая документация должна соответствовать проектной документации и разрабатываться на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Рабочая документация состоит из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий и пр. Объем, состав и содержание рабочей документации определяются заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываются в задании заказчика.
Таким образом, рабочая документация не является составной частью проектной документации.
Требования к участникам закупки установлены в п.6 Информационной карты (часть 2 конкурсной документации) документации. Указанными требованиями предусмотрено лишь требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданный саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство по пункту 33.3 Перечня (работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) - жилищно-гражданское строительство).
При этом требование о наличии у участника закупки свидетельства СРО о допуске к работам по подготовке проектной документации в конкурсной документации отсутствует.
Требования к составу заявки участника на участие в открытом конкурсе содержатся в п.11 Информационной карты открытого конкурса.
При этом требования о представлении участником в составе своей заявки на участие в конкурсе копии свидетельства СРО о допуске к работам по подготовке проектной документации конкурсная документация также не содержит.
Таким образом, поскольку рабочая документация не является составной частью проектной документацией, работы по созданию рабочей документации не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, так как не включены в Перечень, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624. Следовательно, заказчиком в конкурсной документации правомерно не установлено требование к участнику закупки о наличии у такого участника действующего свидетельства СРО о допуске к работам по подготовке проектной документации, а в требованиях к составу заявки участника не установлено требование о представлении таким участником в составе своей заявки копии свидетельства СРО о допуске к работам по подготовке проектной документации.
Разработка и корректировка рабочей документации взаимосвязаны с процессом реконструкции объекта и осуществляются для реализации проектной документации именно в процессе реконструкции объекта.
В соответствии с п.4 Положения, рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства.
Представителями заказчика пояснено, что по мере строительства и реконструкции производится разработка рабочей документации. Рабочие чертежи содержат рабочую документацию на строительные изделия, спецификацию оборудования, изделий и материалов, чертежи, выполняемые с данными конкретных изготовителей (поставщиков) оборудования. В рабочих чертежах применяются строительные конструкции, изделия и узлы. Работы по проектированию и строительству составляют единый комплекс и направлены на единый результат.
Таким образом, работы по разработке рабочей документации и реконструкции функционально и технологически взаимосвязаны, их объединение в единый предмет закупки не противоречит законодательству. Следовательно, объединение заказчиком в один лот работ по разработке рабочей документации и реконструкции с функциями Генерального подрядчика объекта "тренировочная площадки на стадионе муниципального автономного учреждения "Спортивно-оздоровительный комплекс "Калининец", г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, д. 48" обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Однако в нарушение ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе ООО "Сантехстрой" не представило Комиссии Свердловского УФАС России доказательств того, что объединение заказчиком в один лот работ разработке рабочей документации и работ по реконструкции объекта привело к ограничению конкуренции, нарушило права и законные интересы заявителя жалобы.
В связи с изложенным доводы жалобы ООО "Сантехстрой" не находят своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Сантехсрой" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МБУ "УКС г.Екатеринбурга" нарушений Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции не выявлено.
3. Заказчику в лице МБУ "УКС г.Екатеринбурга" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 31 марта 2016 г. N 412-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2016