Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 29 ноября 2016 г. N 05-235-16
резолютивная часть решения объявлена 29.11.2016г.
в полном объеме решение изготовлено 02.12.2016г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии:
от Урванского филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности от 29.11.2016г. N206, в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Энтос Плюс" (далее - ООО "Энтос Плюс", заявитель),
рассмотрев жалобу ООО "Энтос Плюс" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0304100007516000009 "Противопаводковые мероприятия на головном сооружении межхозяйственного канала "Подпитывающая Аксыра" на р.Черек вблизи с.п.Нижний Черек Урванского района" (далее - аукцион), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступила жалоба ООО "Энтос Плюс" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, документация об электронном аукционе сформирована с нарушением Закона о контрактной системе, в разделе III технического задания (требования к качеству и техническим характеристикам материалов) по позициям: масло; электроды; щебень; смесь песчано-гравийная; бетон; пропан-бутан. Заказчиком, по вышеуказанным позициям установлены характеристики товара (материала), которые могут быть получены, только в результате технологических испытаний. Описание объекта закупки указаны прописными буквами. Подпункт 2.3 пункта 2 проекта государственного контракта нарушает права и законные интересы участников закупки подпадающих под упрощенную систему налогообложения.
Заявитель просит приостановить осуществление закупки, провести внеплановую проверку и выдать предписание об устрани нарушений.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 29 ноября 2016 года, представитель заказчика пояснил, что документация об электронном аукционе составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Установленные характеристики товаров (материалов) не противоречит требованию ГОСТ.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Энтос Плюс", выслушав представителя заказчика, проанализировав письменные пояснения заказчика изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
20.06.2016г. 13:57ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0304100007516000009 "Противопаводковые мероприятия на головном сооружении межхозяйственного канала "Подпитывающая Аксыра" на р.Черек вблизи с.п.Нижний Черек Урванского района". Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 305 892, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 20.06.2016 13:57 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 24.11.2016г. 08:00ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 28.11.2016г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 01.12.2016г.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Согласно документации, для нужд заказчика необходимо выполнить противопаводковые мероприятия на головном сооружении межхозяйственного канала "Подпитывающая Аксыра" на р.Черек вблизи с.п.Нижний Черек Урванского района.
В документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования к качеству и техническим характеристикам материалов используемым при выполнении работ, перечень которых состоит из 34 позиций.
Так, по позиции N1 "Проволока" установлено: Проволока должна быть класса 1 Ц, 2 Ц. Величина отдельных наплывов цинка не должна превышать ноль целых шесть сотых миллиметра. Предельные отклонения по диаметру проволоки не должны составлять более минус ноль целых двенадцать сотых миллиметра_ и т.д.
Содержание в ведомости товаров (материалов) значения показателей в прописном виде не нарушают положения Закона о контрактной системе. Довод заявителя по данной позиции признается необоснованным.
По позиции N2 "Масло" установлено: дизельное моторное М-10ДМ. Кинематическая вязкость,мм2, при температуре 100°С, не менее 11,4. Индекс вязкости, не менее 90. Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже 220. Температура застывания, °С, не выше -18. Плотность, кг/м3, не более 905. Массовая доля механических примесей, %, не более 0,025.
В требованиях к материалам установлено также, что товары и материалы должны соответствовать ГОСТ 8581-78.
В ГОСТе 8581-78 "Масло моторное для автотракторных дизелей. Технические условия" в разделе II "технические требования" указываются сведения про кинематическую вязкость, индекс вязкости, температура вспышки, температура застывания, плотность, массовая доля механических примесей. В связи с чем, довод заявителя относительно отсутствия возможности указания в заявке данных показателей без проведения соответствующих испытаний, признается необоснованным.
По позиции N6 "Электроды" установлено: диаметром 4 мм Э42 должны быть предназначены для сварки углеродистых и низколегированных сталей с временным сопротивлением разрыву до 412 МПа (42 кгс/мм2) вкл. Сварка во всех пространственных положениях, кроме вертикального сверху вниз, постоянным током любой полярности и переменным током от источников питания с напряжением холостого хода (505) В. Должны обладать низкой склонностью к образованию пор и кристаллизационных трещин. Рекомендуемое значение тока, (А): положение шва: Нижнее 90140. Вертикальное 140170. Потолочное 140170. Характеристики плавления электродов: коэффициент наплавки, г/Ач, не менее 10,0. Расход электродов на 1кг наплавленного металла, кг, не менее 1,6.
Учитывая, что Заказчиком в документации об аукционе не установлено требование о том, что технические характеристики электрода должны соответствовать требованиям ГОСТ.
Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
По позиции N24 "Щебень" установлено: Щебень фракции 5(3)-10 мм. Щебень должен быть изготовлен дроблением плотной горной породы (осадочной, метаморфической, интрузивной, эффузивной, гравия). Марка по дробимости щебня должна быть выше 800. Марка по истираемости щебня требуется И1-И3. Марка щебня по морозостойкости не ниже F50. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне - не более 25% по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц в зависимости от вида породы должно быть не более 2%. Содержание глины в комках не должно быть более 0,25 % по массе.
В требованиях к материалам установлено также, что товары и материалы должны соответствовать ГОСТ 8267-93.
В ГОСТе 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительства" Технические условия" указываются сведения о характеристике щебня. В связи с чем, довод заявителя относительно отсутствия возможности указания в заявке данных показателей без проведения соответствующих испытаний, признается необоснованным.
По позиции N25 "Смесь песчано-гравийная" установлено: _Содержание пылевидных и глинистых частиц в природной песчано-гравийной смеси не должно превышать 5%, в том числе глины в комках 1%, а в обогащенной - соответственно 3% и 0,5% по массе. Песчано-гравийные смеси не должны содержать засоряющих включений.
В требованиях к материалам установлено также, что товары и материалы должны соответствовать ГОСТ 23735-2014.
В ГОСТе 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ" Технические условия" указываются сведения о характеристике смесей. В связи с чем, довод заявителя относительно отсутствия возможности указания в заявке данных показателей без проведения соответствующих испытаний, признается необоснованным.
По позиции N30 "Бетон" установлено: _ Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне, щебне из гравия и в гравии не должно превышать, % массы: 1,0 - для бетона, применяемого в зоне переменного уровня воды и надводной зоне, 2,0 - для бетона, применяемого в подводной и внутренней зонах...
В требованиях к материалам установлено также, что товары и материалы должны соответствовать ГОСТ 26633-2012.
В ГОСТе 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые" Технические условия" указываются сведения о характеристике бетона. В связи с чем, довод заявителя относительно отсутствия возможности указания в заявке данных показателей без проведения соответствующих испытаний, признается необоснованным.
Подпунктом 2.3 пункта 2 проекта государственного контракта установлено "Оплата по Контракту осуществляется не позднее 10 календарных дней путем безналичного перевода денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте, с момента подписания сторонами актов выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 и выставленного Подрядчиком счета на оплату, счет-фактуры. При этом обязанности Заказчика в части оплаты по Контракту считаются исполненными со дня списания денежных средств со счета Заказчика.". В связи с тем что электронный аукцион N0304100007516000009 "Противопаводковые мероприятия на головном сооружении межхозяйственного канала "Подпитывающая Аксыра" на р.Черек вблизи с.п.Нижний Черек Урванского района" находится на этапе подачи заявок и победитель не определен Комиссия не может сделать однозначный вывод о том, подпадает ли подрядчик (исполнитель) под упрощенную систему налогообложения.
В требовании к характеристикам документации об аукционе заказчиком по позиции 32"Плиты" предусмотрено: "Массовая доля химических элементов должна быть, %: марганца не более 2,3; кремния не менее 0,6". По позициям 22, 23, 34 предусмотрено: Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в цементе не должна быть более 370 Бк/кг. П оппозиции 29 указанно: Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в цементе до семьсот сорока Бк/кг.
Комиссия УФАС по КБР, исследовав документацию об аукционе, приходит к выводу, что документация об аукционе, а именно в позиции 32 требования к характеристикам документации об аукционе содержат помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, требования к описанию показателей товара, получаемые при проведении лабораторных испытаний, а также при изготовлении материала (товара) в частности химический состав. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
При описании объекта закупки, заказчик должен зафиксировать требование к показателям товара, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, документация об аукционе не основана на объективных потребностях заказчика и не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Энтос Плюс" необоснованной
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору ЭТП предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 29 ноября 2016 г. N 05-235-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2016