Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 апреля 2016 г. N 212-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Ракитиной К.А. (далее - Заявитель) на положения документации об аукционе на поставку дезинфицирующих средств для нужд МБУЗ Сосновская ЦРБ(извещение N 0169300005016000068) в присутствии:
- представителейМБУЗ Сосновская ЦРБ, действующих на основании доверенностей от 21.07.2015, 08.12.2016;
- представителя Администрации Сосновского муниципального района, действующего на основании доверенности N 552 от 05.04.2016;
- представителяИП Ракитиной К.А., действующего на основаниидоверенности N 1 от 11.01.2016;
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ИП Ракитиной К.А. на положения документации об аукционе на поставку дезинфицирующих средствдля нужд МБУЗ Сосновская ЦРБ (извещение N 0169300005016000068)(далее -Аукцион).
Согласно представленным документам МБУЗ Сосновская ЦРБ(далее - Заказчик), объявило о проведении Аукционапутем опубликования 22.03.2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N0169300005016000068об осуществлении закупки.
Заказчиком выступилоМБУЗ Сосновская ЦРБ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 498 620,88рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 31.03.2016 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ИП Ракитиной К.А.контракт не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель считает, что при описании объекта закупки нарушены требования статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно: в Техническом задании документации об Аукционе (Техническое задание) указаноописание дезинфицирующих средств (далее - ДС), которое содержит конкретный состав и проценты действующих веществ, конкретные сроки годности рабочих растворов и многократность использования рабочих растворов, конкретное время экспозиции, конкретные концентрации ДС, конкретный класс токсичности, без диапазонов допустимых значений описание ДС.В связи с чем, по мнению заявителя, требованиям установленным в позиции 4, 10 не отвечает ни одно средство.
При этом представительЗаявителя пояснил, что на рынке ДС существует множество аналогичных препаратов, которые применяются в тех же целях, а по техническим и экономическим показателям лучше и выгоднее (ниже концентрации, больше срок годности рабочих растворов, меньше экспозиция и т.д.).
Также представительЗаявителя на заседание Комиссии представил таблицы, в которых содержатся сведения о ДС, обладающих требуемыми Заказчику режимами, но с иным количеством содержания действующего вещества и формой выпуска. Так, например, по мнению представителя Заявителяпо позиции8 возможно поставить 4ДС.
На заседание Комиссии представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что описывая требования к качеству, техническим характеристикам товара, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, комплектации, размерам, установленным в Техническом задании, Заказчик устанавливает именно те конкретные значения ДС, наличие которых является целесообразным и необходимым при оказании квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясьчастью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Согласно письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 12.10.2009 г., N01-01-1703-16/6304 (далее - письмо Роспотребнадзора) в условиях технических заданий закупка дезсредств ЛПУ представляется обоснованным включение следующих требований:
1. указание о противомикробном действии дезсредств (бактерицидное, вирулоцидное, фунгицидное, туберкулоцидное, спорроцидное и т.д.);
2. данные о планируемом применении дезсредства в медучреждении (дезинфекция поверхностей медицинского оборудования, стен, мебели, пола, дезинфекция изделий медицинского назначения, дезинфекция аппаратуры - эндоскопы, ИВЛ, кювезов, физиотерапевтической, стоматологической установки и т.д., дезинфекция медецинских отходов, сантехоборудования, уборочного инвентаря, белья, предметов ухода за больными и т.д., дезинфекция посуды, иное назначение).
В соответствии с письмом Федерального государственного учреждения науки Научно-исследовательский институт дезинфектологиии от 20 января 2010 N 10-05/25 (далее - письмо НИИД Роспотребнадзора) аналогичные товары имеют одинаковый состав, одинаковые свойства, одинаковую сферу применения, эквивалентные товары могут иметь различный состав, но имеют одинаковые свойства и одинаковую сферу применения, то есть полностью могут заменить друг друга.
Указание в описании объекта закупки конкретного состава дезинфицирующих средств не позволит предложить к поставке товар, соответствующий потребностям заказчика, но имеющий иной состав средства, либо процентное соотношение химических элементов.
Наименование и описание объекта закупки содержится в Техническом задании (далее - ТЗ).
Данное ТЗ оформлено в виде таблицы со следующими столбцами: наименование товара, функциональные, технические и качественные характеристики товара, единица измерения, количество.
Согласно доводам жалобы Заявителя по позиции 1 ТЗ требуется "ДС, кожный антисептик на основе спирта и ЧАС", вместе с тем, прописано, что в комплект поставки входит профессиональное профилактическое средство для ухода за руками, после использования ДС, объемом не менее 125 мл.на каждые 5 флаконов антисептика.
Под данными средствами подразумеваются кремы, лосьоны, бальзамы и др.
Исходя из указанного, невозможно сделать вывод, что требуется Заказчику - "комплект" предусматривающий ДС и крем в одной упаковке, либо крем дополнительно к ДС - в разных упаковках.
Из пояснений Заказчика следует, что профилактическое средство может поставляться в отдельных коробках, внутри коробок с антисептиками или любым другим способом.
По позиции 3 ТЗ требуется ДС на основе ЧАС и перекиси водорода. В данной позицииЗаказчиком указано применение средства для дезинфекции поверхностей, кувезов, дезинфекции биологических выделений и дезинфекции изделий медицинского назначения (далее - ИМН), предстерилизационной очистки (далее - ПСО), совмещенной с дезинфекцией ИМН, дезинфекции воздуха, вентиляции, ДВУ и др.
Однако выходы рабочих растворов указаны только для дезинфекции поверхностей, ПСО, совмещенной с дезинфекцией ИМН.
Согласно представленным документам, на рынке представлен большойассортиментДС, которые применяются для дезинфекции поверхностей и ИМН, но не применяются для дезинфекции воздуха, вентиляции, ДВУ.
Кроме того, по указанной позиции в ДС не должно не должно содержаться аминов.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что Заказчиком используются все заявленные режимы, а выходы указаны по наиболее расходуемым режимам.
Также представитель Заказчика пояснил, что в позиции 9 ТЗ требуется ДС с содержанием амина.
По позиции 4 ТЗ требуется ДСна основе перекиси водорода и надуксусной кислоты, также Заказчиком установлено требование о прохождении тестирования ДС производителями эндоскопов (KARLSTORZлибо OLIMPUS).
Согласно представленным документам по составу и применению требованиям Технического задания удовлетворяют следующие средства: "Альфадез окси" (ООО "Полисепт"), Клиндезин-Окси ("МетрексРисёрчЛЛСи" США), "Мироксид-2000" (ООО "Мир дезинфекции"), "Раписайд РА" ("MinntechCorporation" США).
Однако ни одно из этих средств не рекомендовано производителями эндоскопов KARLSTORZлибо OLIMPUS, что следует из официальных писем этих производителей, представленных представителем Заявителя.
По позиции 5 ТЗ требуется ДС в салфетках на основе спирта и ЧАС, в требованиях об упаковке указано - не менее 70 салфеток.
Согласно документам,представленным Заказчиком, по позиции 5 ТЗ может быть представлено 7 видов салфеток различных производителей.
Таким образом, требования, установленные по позиции 5 ТЗ,не противоречат Закону о контрактной системе.
По позиции 6 ТЗ Заказчиком требуется ДС в таблетках с моющим действием.
В требованиях к упаковке установлено: не менее 370 и не более 600 таблеток.
Представители Заказчика пояснили, что фасовка от 370 до 600 таблеток наиболее удовлетворяет по цене и потребительским свойствам.
Согласно документам, представленнымЗаявителем, на рынке существует большойассортиментДС,удовлетворяющих требованиям Заказчика, но выпускающихся в иной фасовке.
По позиции 8 ТЗ требуется ДС на основе ЧАС и кислоты.
По мнению Заявителя, к действующему веществу установлены ограничительные требования о том, что в составе не должно быть гуанидина, амина, перекиси водорода. При этом на рынке существуют средства, не уступающие по своим потребительским свойствам средствам, содержащим данные компоненты в своем составе.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, Заказчик руководствуется СанПиН 2.1.3.2630-10 и следующими его положениями:
1.9. В целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам с последующей их ротацией (последовательная замена дезинфектанта из одной химической группы на дезинфектант из другой химической группы) при необходимости.
1.10. В ООМД должен быть не менее чем месячный запас разнообразных дезинфицирующих средств (ДС) различного химического состава и назначения в соответствии с расчетной потребностью.
Исходя из этих требований в аукционную документацию включены ДС различных химических групп.
По позиции 9 ТЗ требуется ДС на основе ЧАС, амин, гуанидин, при этом, согласно ТЗ в средстве не должно быть перекиси водорода.
Однако в графе о направлении применения указанных средств числятся: дезинфекция медицинских отходов и биологических выделений, дезинфекция + ПСО ИМН механизированным способом, ПСО ИМН механизированным способом.
Однако выходы рабочих растворов запрашиваются для дезинфекции поверхностей и посуды.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, Заказчику требуется средство без перекиси водорода, поскольку средство на основе перекиси водорода содержится в позиции 4 ТЗ.
Заказчику требуется ДС соответствующее всем требуемым режимам, выход заявлен по наиболее расходуемому режиму.
По позиции 10 ТЗ Заказчиком установлено требование к "pH", а именно указано, что он должен быть не ниже 7.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, pH менее 7,0 - это кислый раствор. При попадании кислого раствора высока вероятность повреждения обрабатываемых предметов, особенно если они имеют стальные компоненты.
Поскольку средство используется для мытья и обеззараживания санитарно-технического оборудования, в том числе по грибковому режиму требуется средство от нейтральной до щелочной среды с высокой эффективностью.
Однако согласно представленной инструкции по применению ДС "НИКА-ПОЛИЦИД" (ООО НПФ "Геникс", Россия) pH 1% раствора средства 1,5-2,5.
Также в указанной инструкции указано, что средство не портит обрабатываемые объекты, не обесцвечивает ткани, не фиксирует органические загрязнения, не вызывает коррозии металлов.
Таким образом, Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены требования к товару, безосновательно ограничивающие количество участников закупки.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приразмещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Ракитиной К.А. на положения документации об аукционе на поставку дезинфицирующих средствдля нужд МБУЗ Сосновская ЦРБ (извещение N 0169300005016000068)частично обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 2статьи 33, пункта1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 42Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии К.А. Долгополова
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 апреля 2016 г. N 212-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016