Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 апреля 2016 г. N 210-ж/2106
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яковлевой Е.Н. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "Ремстрой-ЭКСПЕРТ" в присутствии:
- представителя Администрации Копейского городского округа Челябинской области, действующего на основании доверенности от 15.01.2016,
- представителя Муниципального учреждения Копейского городского округа "Управление строительства", действующего на основании Распоряжения N 389-р от 28.09.2015,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Ремстрой-ЭКСПЕРТ" на действия заказчика при проведении открытого конкурса N 0169300025316000286 на выполнение комплекса мероприятий по завершению строительства объекта "Детский сад на 150 мест по ул. Елькина 2 Челябинская область, г. Копейск" (далее - конкурс ).
Извещение о проведении открытого конкурса опубликовано на официальном сайте 25.03.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу - 51 144 745 рублей 00 копеек.
На дату рассмотрения жалобы ООО "Ремстрой-ЭКСПЕРТ" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком установлено дополнительное требование к участнику закупки о представлении договоров, стоимостью не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта, установленной по обжалуемому конкурсу, что не соответствует способу закупки, выбранному заказчиком.
В жалобе заявителя указано, что в нарушение пункта 5 части 24 Закона о контрактной системе заказчиком выбран неправильной способ закупки, так как на выполнение работы, входящих в 45 группировку по ОКДП с учетом начальной (максимальной) цены контракта необходимо проводить электронный аукцион.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Заказчиком установлен критерий оценки заявок "квалификация участника закупки" и раскрыт показатель указанного критерия, выраженный в представлении копий контрактов, договоров, актов ввода объекта в эксплуатацию, иных документов подтверждающих успешное выполнение работ сопоставимого характера и объема стоимостью не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе и не является основанием для отклонения заявки участника закупки.
Заказчиком правомерно выбран способ закупки, так как работы, являющиеся объектом закупки, являются работами по возведению зданий, которые относятся к группировке 41.2 ОКПД-2, для закупки которых Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р допускается проводить открытый конкурс.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как следует из части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Как следует из части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее - Распоряжение) утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Таким образом, законодательство о контрактной системе устанавливает императивный запрет осуществления закупок товаров (работ, услуг), входящих в указанный перечень иным способом, чем это предусмотрено в Распоряжении, в том числе путем проведения конкурсных процедур, за исключением случаев, прямо предусмотренных Распоряжением.
В указанный перечень включена группировка 41.2 по "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности", утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКПД-2) - "здания и работы по возведению зданий", со сноской, содержащей исключение из общего правила, в соответствии с которой в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, у заказчика имеются правовые основания для осуществления закупки указанных работ путем проведения закупки иным способом, чем электронный аукцион, в том числе путем проведения открытого конкурса.
Таким образом, для осуществления заказчиком закупки путем проведения конкурса необходимо одновременное наличие следующих условий:
- объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в группировку 41.2 Перечня;
- начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
При этом, из сноски к группировке 41.2 Перечня однозначно следует, что все закупки, включенные в данную группировку, в том числе прямо поименованные в сноске, возможно проводить конкурсом при соблюдении ценового минимума, установленного в зависимости от уровня нужд, для реализации которых размещается закупка.
Как следует из извещения и конкурсной документации предметом закупки является выполнение комплекса мероприятий по завершению строительства объекта "Детский сад на 150 мест по ул. Елькина. 2 Челябинская область, г. Копейск", который в соответствии с извещением отнесен к коду ОКДП - 41.20.40.000 "работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)" с начальной (максимальной) ценой контракта - 51 144 745,00 рублей.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 24, частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе с учетом соответствия закупки ценовому и объектному критериям в совокупности, указанным в сноске к группировке 41.2, заказчиком правомерно выбран в качестве способа определения поставщика открытый конкурс.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Подпунктом б пункта 4 Правил установлено, что целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке нестоимостные критерии оценки, а именно: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в основе показателей нестоимостных критериев оценки должны содержаться объективные, полные и однозначные данные, позволяющих участнику закупки определить, какие сведения, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых конкурсная комиссия сможет произвести оценку заявок с учетом равного подхода ко всем участникам закупки.
Вместе с тем, требования к показателям, раскрывающим содержание нестоимостного критерия, в том числе к документам, подтверждающим опыт выполнения работ, связанный с предметом контракта, в Правилах не установлены, что дает право заказчику определить показатели с учетом требований, позволяющих выявить участника закупки, который предложит наилучшие условия исполнения контракта.
Согласно представленным материалам в пунктах 11.1-11.3 части 2 информационной карты конкурсной документации, установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (значимость критерия: 60%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия: 40%).
В конкурсной документации по критерию "квалификация участников закупки" установлен следующий показатель: количество исполненных договоров (контрактов), каждый из которых на сумму не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка), которые подтверждаются представленными в составе заявки копиями документов, указанных в пункте 11.3 части 2 информационной карты конкурсной документации.
Таким образом, заказчиком установлен показатель, выраженный в предоставлении конкретных документов (контрактов, документов, подтверждающих исполнение контракта), подтверждающих опыт выполнения работ, с указанием ценового минимума, определяющего стоимость таких работ, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
При этом, специальных требований к определению стоимости контрактов, подтверждающих опыт выполнения работ, действующим законодательством о контрактной системе не предусмотрено, что позволяет заказчику установить ценовой порог без каких- либо ограничений.
При этом, установленное в пункте 15 части 1 информационной карты конкурсной документации требование к составу заявки участника открытого конкурса содержит правовую возможность, а не обязанность по предоставлению документов, подтверждающих его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки, не соответствующей требованиям Закона, что соответствует пункту 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Доводы заявителя, согласно которым заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участнику закупки в части требований к квалификации участника закупки по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются несостоятельными, так как квалификация участника закупки установлена в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе, что соответствует выбранному заказчиком способу закупки.
Таким образом, заказчиком установлены критерии и показатели критериев оценки заявок, соответствующие положениям пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемо часть документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, документация об аукционе должна содержать единообразные и непротиворечивые условия исполнения контракта, в том числе сведения о сроке выполнения работ.
В пункте 3.4 части 2 информационной карты указано, что начальный срок выполнения работ определяется моментом заключения контракта, а конечный - 30 сентября 2016 г.
В пунктах 4.1, 5.1, 5.1.2 проекта контракта указано, что начало работ определяется с момента исполнения заказчиком обязательств по передаче генеральному подрядчику необходимой для строительства строительной площадки в соответствии с передаточным актом в течение 1 (одного) рабочего дня с момента подписания Контракта и передаче генеральному подрядчику для выполнения работ в течение 1 (одного) рабочего дня с момента подписания контракта необходимой документации для выполнения работ.
С учетом изложенного, в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе и проекте контракта содержится противоречивая информация в части начального срока выполнения работ, что неизбежно приведет к заключению контракта не на условиях документации об аукционе в нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Ремстрой-ЭКСПЕРТ" на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Н. Яковлева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 апреля 2016 г. N 210-ж/2106
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016