Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 апреля 2016 г. N 219-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ОАО "АльфаСтрахование" (далее - Заявитель, Общество, Участник закупки) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0369100004616000017) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителя ОАО "АльфаСтрахование", действующего на основании доверенности от 13.01.2015 N 1315/15;
представителей Южно-Уральского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее - Заказчик, Южно-Уральское ЛУ МВД России на транспорте), действующих на основании доверенностей от 31.12.2015 N 2-ю, 3-ю;
представителя членов аукционной комиссии, действующего на основании доверенностей от 11.01.2016 N 7-ю, 8-ю, 9-ю;
члена аукционной комиссии (личность удостоверена паспортом, статус заместителя председателя комиссии - приказом начальника Южно-Уральского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте от 07.08.2015 N 310),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 31.03.2016 поступила жалоба ОАО "АльфаСтрахование" на действия аукционной комиссии при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного Заказчиком путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru 09.03.2016 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта- 710 309 рублей 82 копейки.
По состоянию на 07.04.2016 контракт по результатам Аукциона не заключен, процедура заключения контракта приостановлена антимонопольным органом на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заявитель полагает, что аукционная комиссия неправомерно признала САО "ВСК" победителем Аукциона, поскольку участником закупки в составе заявки представлена недостоверная информация относительно своего согласия на оказание услуг в соответствии с требованиями документации об Аукционе, поскольку им предложена цена контракта, которая рассчитана с нарушением Указания Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание Банка России N 3384-У).
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель Заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.
Представители Заказчика, члены аукционной комиссии с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения (исх. N б/н б/д), а также пояснили, что действия аукционной комиссии соответствуют требования законодательства о контрактной системе, заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта применены положения Указания Банка России N 3384-У и максимальное значение базовой ставки, что при подаче заявок позволило участникам закупки снизить цену контракта.
По мнению представителей Заказчика, у аукционной комиссии отсутствовали основания для признания заявки САО "ВСК" не соответствующей требованиям документации об Аукционе, поскольку в составе заявки представлены все документы и сведения, предусмотренные документацией об Аукционе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ОАО "АльфаСтрахование", проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе).
В силу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 7.1 документации об Аукционе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Пунктами 7.2.1-7.2.8 документации об Аукционе установлены следующие требования к содержанию второй части заявки на участие в Аукционе:
"Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона.
Документы или копии этих документов, подтверждающие: соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: действующая лицензия на право страховой деятельности с приложением к лицензии, где указаны виды страхования, которые вправе осуществлять страховая организация - обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, осуществляемое по правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Декларацию о соответствии участника аукциона следующим требованиям:
непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
участник закупки не является офшорной компанией.
Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой".
В соответствии с протоколом N 0369100004616000017-1 рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 18.03.2016 на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки, все участники закупки допущены к участию в Аукционе, поскольку предоставили предусмотренное пунктом 2 документации об Аукционе согласие на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.
Из протокола Аукциона от 21.03.2016, составленного оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", следует, что участники закупки подали следующие предложения о цене контракта:
1) САО "ВСК" - 588 062 рублей 59 копеек;
2) ОАО "АльфаСтрахование" - 591 614 рублей 14 копеек;
3) ПАО "Российская государственная страховая компания" -591 614 рублей 14 копеек;
4) СПАО "Ингосстрах" -591 614 рублей 14 копеек;
5) ЗАО "Московская акционерная страховая компания - 591 614 рублей 14 копеек;
6) АО "СОГАЗ" -591 614 рублей 14 копеек.
Протоколом N 0369100004616000017-3 подведения итогов Аукциона от 23.03.2016 победителем Аукциона признано САО "ВСК" с предложением о цене контракта в размере 588 062 рублей 59 копеек.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев заявки участников закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, протоколы, составленные единой комиссией и оператором электронной площадки в ходе проведения Аукциона, приходит к выводу о соответствии действий единой комиссии требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку частями 1,2,6 статьи 69 Закона о контрактной системе не установлено право аукционной комиссии признавать заявку участника закупки несоответствующей требованиям документации об Аукционе в случае предложения таким участником закупки цены контракта с нарушением действующего законодательства.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы антимонопольным органом установлено следующее.
Согласно статье 1 Закона об ОСАГО под договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) понимается договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об ОСАГО, и является публичным.
Пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО установлено, что регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО. Срок действия установленных страховых тарифов не может быть менее одного года (пункты 2,3 статьи 8 Закона об ОСАГО).
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядку их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Указанием Банка России N 3384-У.
В приложении N 1 к документации об Аукционе, приложении N 1 к проекту контракта Заказчиком приведены сведения о транспортных средствах (марка, модель транспортного средства, гос. номер, VIN, год выпуска, мощность двигателя/разрешенная максимальная масса, количество пассажирских мест, категория ТС, а также коэффициенты (КТ, КБМ, КО, КП, КМ, Квс, Кн).
Начальная (максимальная) цена контракта рассчитана Заказчиком в соответствии со сведениями, изложенными в приложении N 1 к документации об Аукционе, приложении N 1 к проекту контракта, с применением максимального базового тарифа.
Цена контракта с применением минимального базового тарифа в соответствии с Указанием Банка России N 3384-У равна 591 614 рублей 14 копеек.
С указанным значением стороны по делу согласны, что подтверждается устными пояснениями представителя ОАО "АльфаСтрахование", Заказчика данными на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, а также ценовыми предложениями участников закупки (за исключением ценового предложения САО "ВСК").
По требованию Комиссии Челябинского УФАС России Заказчиком в материалы дела представлен проект контракта, который направлен САО "ВСК" и подписан указанным участником закупки.
Антимонопольным органом изучено приложение N 1 к контракту и установлено, что по позиции 27 Заказчиком и САО "ВСК" указаны сведения о транспортных средствах, соответствующие документации об Аукционе, однако, размер страховой премии при использовании формулы, указанной в Указании Банка России N 3384-У, не соответствует указанному нормативно-правовому акту.
Так, по графе "премия" позиции 27 приложения N 1 к контракту страховая премия установлена в размере 12658 рублей 35 копеек, тогда как должна быть 16209 рублей 90 копеек.
Таким образом, Заказчик и Победитель Аукциона могли заключить контракт с нарушением требований статьи 70 Закона о контрактной системе, законодательства об ОСАГО.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В силу части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" (далее - ПП РФ N 19) определено, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.
В проекте контракта в нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, ПП РФ N 19 отсутствует максимальное значение цены контракта.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Пунктом 7 Технического задания (Приложение N 2 к документации об Аукционе) определено, что оказание услуг осуществляется в соответствии с условиями контракта и требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации об ОСАГО в течение одного года (12 месяцев) с даты, указанной в страховом полисе, оформленном в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.2 проекта контракта установлены сроки оказания услуг, а именно: "срок обязательного страхования по каждому транспортному средству составляет один год:
- с момента выдачи страхового полиса в случае, если срок действия предыдущего полиса страхования истек, либо полис отсутствовал;
- со дня, следующего за днем прекращения действия предыдущего полиса страхования в иных случаях".
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе отсутствует информация о сроках действия предыдущих полисов страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что не позволяет определить потребность Заказчик и условия исполнения контракта.
3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 7.2.3 документации об Аукционе Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении участниками закупки в составе второй части заявки декларации о том, что они не являются офшорными компаниями.
4. В соответствии с части 5 статьи 63, пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона Заказчиком неправомерно в разделе "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)" указан запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено", поскольку требования указанного нормативного правового акта содержат запрет на допуск работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Указанный вывод антимонопольного органа подтверждается также и информацией, указанной Заказчиком в пункте 26 документации об Аукционе.
Статьей 30 Закона о контрактной системе предусмотрено единственное ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ОАО "АльфаСтрахование" на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66, части 2 статьи 33, части 5 статьи 63, пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, ПП РФ N 19.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.А. Васянина
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 апреля 2016 г. N 219-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2016