Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 апреля 2016 г. N 216,217,218-ж/16
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Никитина А.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобы ООО "Спектр 16" в присутствии:
- представителя Главного управления юстиции Челябинской области, действующего на основании доверенности N 15 от 06.04.2016,
- представителя Главного управления юстиции Челябинской области, действующего на основании доверенности N 17 от 06.04.2016,
- представителя Главного управления юстиции Челябинской области, действующего на основании доверенности N 7 от 13.01.2016,
- представителя Главного управления юстиции Челябинской области, действующего на основании доверенности N 16 от 06.04.2016
- представителя ООО "Спектр 16", действующего на основании доверенности от 06.04.2016,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступили жалобы ООО "Спектр 16" на действия заказчика при проведении электронных аукционов на монтаж и приобретение металлодетекторов в помещениях мировых судей Челябинской области (0169200002316000074, 0169200002316000075, 0169200002316000076) (далее - аукционы).
В связи с тем, что предметом рассматриваемых жалоб являются аналогичные действия заказчика, связанные с формирование объекта закупки и условий контракта, Комиссией принято решение об объединении указанных жалоб в одно производство.
Согласно представленным документам 24.03.2016 Главное управление юстиции Челябинской области объявило о проведении аукционов.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169200002316000074 - 1 452 000.00, 00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169200002316000075 - 2 772 000.00, 00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169200002316000076 - 1 320 000.00, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционах - 01.04.2016 10:00.
На момент рассмотрения жалоб ООО "Спектр 16" контракты не заключены.
В жалобах заявителя указано, что в документациях об аукционах по совокупности параметров металлодетекторов, указанных в техническом задании, может быть поставлено оборудование одного производителя ООО "Локаторная техника" металлодетектор "Паутина", при этом заказчик не указал диапазонные параметры по ряду характеристик, что приведет к ограничению конкуренции в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, заявителем указано, что в нарушение требований законодательства о контрактной системе заказчиком не опубликован предметы запросов, а также ответы на запросы не раскрывают содержание документации об аукционе.
Заказчиком установлен порядок приемки товара в части проведения экспертизы, а также сроки возврата обеспечения исполнения контракта с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
В проекте контракта установлены основания одностороннего отказа от исполнения контракта, не соответствующие требованиям действующего законодательства.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, указав следующее.
Под характеристики, установленные в документации об аукционе, кроме металлодетектор "Паутина", подходит металлодетектор "ЛК-Р комплектация 3", что подтверждается заявками, поданными на участие в аукционе, техническими паспортами и коммерческими предложениями, представленными заказчику.
Сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, обусловлены исполнением обязательств поставщиком, сроки которых прямо регламентированы контрактом.
Расхождения формы заключения экспертизы с техническим заданием документации об аукционе не является существенным, так как приемка осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Разъяснения законодательства о контрактной системе размещены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В проекте контракта указаны условия одностороннего отказа от исполнения контракта, не противоречащие статье 782 ГК РФ.
Изучив представленные документы и материалы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о размещении заказов документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, в том числе указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Предметом закупки является монтаж и приобретение металлодетекторов в помещениях мировых судей Челябинской области, характеристики которых отражены в техническом задании раздела 2 документации об аукционе.
В пунктах 2, 10, 12, 13, 15-17, 22, 23 указаны функциональные требования к закупаемому оборудованию, отражающие потребность заказчика.
При этом, в техническом задании указаны как максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться с указанием по ряду характеристик диапазонных значений с формулировкой "не менее, не более, от_до", что отражает потребность заказчика, выраженную в установлении характеристик товара с учетом пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Исходя из совокупного толкования указанных положений антимонопольного законодательства следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупки.
Как следует из информации, представленной заказчиком, в составе первых частей заявок, а также коммерческих предложениях, направленных хозяйствующими субъектами заказчику при обосновании начальной (максимальной) цен контракта, характеристикам, указанным в документации об аукционе соответствует оборудование следующих производителей: фирма "КРОНА" металлодетектор "ЛК-Р комплектация 3", ООО "Локаторная техника" металлодетектор "Паутина", что свидетельствует о наличии конкурентной среды при проведении закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции в виду установления в документации об аукционе характеристик оборудования, соответствующих одному производителю.
При этом, информация, предоставленная в табличной форме в составе жалобы без представления подтверждающих документов (руководства по эксплуатации, технические паспорта и другие документы) не обладает признаками достоверности и полноты, которые необходимы для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.
2. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Таким образом, в целях обеспечения принципа открытости и равного доступа участников закупки к информации, размещаемой в единой информационной системе, заказчик должен опубликовать как предмет запроса, так и разъяснение на запрос, поступивший от участника закупки.
Как следует из информации, размещенной в личном кабинете заказчика, в адрес заказчика 23.03.2016 и 28.03.2016 через функционал электронной площадки поступили запросы о даче разъяснений положений документации об аукционе с вопросами, касающимися описания объекта закупки в части обоснованности указания характеристик закупаемых металлодетекторов.
24.03.2016 и 30.03.2016 соответственно в единой информационной системе в сфере закупок заказчиком размещены ответы на указанные запросы участника закупки, не противоречащие сути документации об аукционе.
Вместе с тем, в единой информационной системе не опубликовано содержание запросов, поступивших от участников закупки, что является ненадлежащим соблюдением заказчиком части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В части 1 статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В части 2 статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (п.4 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 11.01.2002 N66).
С учетом изложенного, срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта должен быть определен конкретной датой (периодом времени) либо событием, обладающим признаком неизбежности его наступления.
В пункте 9.5 проекта контракта указано, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются исполнителю не ранее, чем через 30 (тридцать) банковских дней после исполнения им обязательств по контракту.
Таким образом, в проекте контракта указан только ориентировочный минимальный период времени, по истечении которого заказчик должен вернуть денежные средства, который не позволяет определить срок, в течение которого обеспечение будет возвращено поставщику оборудования в нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В приложении N 3 к проекту контракта установлены параметры, на соответствие которым будет производиться экспертиза товара, в том числе: количество зон, наличие счётчика проходов, наличие счетчика тревог, наличие системы защиты настроек металлодетектора паролями, тогда как в техническом задании документации об аукционе указанные параметры имеют заданные ограниченные значения (количество контролируемых зон, наличие двунаправленного счётчика проходов, наличие счетчика тревог и другие характеристики).
С учетом изложенного, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе указанные в приложении N 3 к проекту контракта порядок приемки товара в части ряда характеристик товара не соответствует объему требований к товару, установленному в документации об аукционе.
5. Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 708 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются сроки выполнения работ.
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
С учетом изложенного, в пункте 11.6 проекта контракта установлено основание одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком в случае просрочки исполнения исполнителем обязательств по монтажу оборудования на срок более 10 календарных дней, которое может быть отнесено к существенному нарушению условий контракта в части срока выполнения работ, что согласуется с частью 2 статьи 715 ГК РФ.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Статья 37 Закона о контрактной системе предусматривает порядок применения антидемпинговых мер, в том числе размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта участником закупки в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 % и более.
В нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует условие о порядке предоставления обеспечения исполнении контракта в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 % и более, что может привести к заключению контракта не на условиях документации об аукционе и проекта контракта в случае снижения цены контракта участником закупки ниже порогового значения, указанного в статье 37 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в проекте контракта, являющемся неотъемлемо часть документации об аукционе должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Таким образом, нормативные требования к поставляемому товару, подлежащему монтажу, должны быть конкретизированы в документации об аукционе, в том числе в проекте контракта.
Вместе с тем, в пункте 2 Технического задания указано, что оборудование должно соответствовать требованиям, предусмотренным в технических условиях на оборудование, а также действующим и распространяющимся на него нормам и стандартам Российской Федерации, вместе с тем, в документации об аукцион не конкретизированы нормативные документы, которым должно соответствовать поставляемое оборудование, что может привести к ненадлежащему исполнению контракта в ходе приемки товара.
2. Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2, 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника размещения заказа должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В извещении о закупке отсутствуют конкретные требования о соответствии участника такого аукциона пункту 1 части 1 статьи 31 и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника указанному требованию в нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
При этом, в разделе 1 документации об аукционе требования к участнику закупки и требования к составу второй части заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлены, однако в извещении о закупке данная информация не конкретизирована.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 21 раздела 1 документации об аукционе установлены требования к составу первой части заявки при условии указания в документации об аукционе товарного знака приобретаемого товара, что не соответствует объекту закупки, в описании которого в техническом задании отсутствуют товарные знаки и другие идентификационные характеристики, указывающие на конкретного производителя товара.
3. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 11.1 проекта контакта установлено, что контракт считается заключенным с момента подписания его обеими Сторонами и действует до "31" декабря 2016 года включительно, а в части оплаты и гарантийных обязательств - до полного их исполнения.
Вместе с тем, гарантийные обязательства и обязательства по оплате товара также охватываются действием контракта, что фактически означает срок его действия - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Таким образом, отсутствие в проекте контракта конкретной даты, обуславливающей срок действия контракта, является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет определить срок действия банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия контракта.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалоб ООО "Спектр 16" на действия заказчика обоснованными в части размещения разъяснений документации об аукционе, в части установления порядка приемки товара, срока возврата обеспечения исполнения контракта с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 4 статьи 65, частей 13, 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 статьи 42, пунктов 1,2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, подпункта "а" пункта 3 части 3 статьи 66, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.А. Васянина
А.А. Никитин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 апреля 2016 г. N 216,217,218-ж/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2016