Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 ноября 2016 г. N 834-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно - монтажных работ по объекту "Строительство сетей газоснабжения Парка индустриальных инновации в пос. Малая Сосновка (восточный планировочный район Челябинской области" в том числе проектно-изыскательские работы (извещение N 0169200001116000032) (далее - Аукцион), в присутствии представителей Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее - Заказчик), действующих на основании доверенностей от 11.12.2015 N 106-Д, от 02.02.2016 N 24-Д, в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 17.11.2016 поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного Заказчиком путем размещения в Единой информационной системе 31.10.2016 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 26 912 000 рублей 00 копеек.
По состоянию на 23.11.2016 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Заявитель в жалобе приводит следующие доводы.
1. В нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит условия о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение обязанности привлекать к исполнению государственного контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Заказчиком в нарушение не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Представители Заказчика, на заседании Комиссии Челябинского УФАС России с доводами жалобы не согласились, пояснили, следующее.
1. В пункте 8.5 проекта контракта содержится условие о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение обязанности привлекать к исполнению государственного контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, из чего следует, что действия Заказчика не нарушают требования законодательства о контрактной системе.
2. Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления N 99 вследствие технической ошибки, однако, по мнению Заказчика, данное нарушение не повлекло ограничения конкуренции и не нарушило прав участников закупки.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ", пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В извещении о проведении Аукциона, пункте 17 документации об Аукционе и в пункте 4.3.16 проекта контракта содержится обязанность подрядчика, не являющегося субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций в размере 15% от цены Контракта.
Согласно пункту 8.5 проекта контракта за неисполнение условия о привлечении к исполнению государственного контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций генеральный подрядчик несет ответственность в соответствии с пунктом 8.5. государственного контракта.
Из изложенного следует, что в действиях Заказчика отсутствует нарушение законодательства о контрактной системе в части установления условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе
Постановлением N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления N 99 указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N 99.
В Приложении N 1 к Постановлению N 99 установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки данным требованиям, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.
Таким образом, при наличии одновременно трех условий, заказчик обязан установить дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки данным требованиям, а именно:
- закупка осуществляется одним из способов, указанных в Приложении N 1 к Постановлению N 99;
- объектом закупки должно быть выполнение работ строительных, включенных в код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014;
- начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок превышает 10 млн. рублей.
Как следует из извещения и аукционной документации предметом закупки является выполнение строительно- монтажных работ по объекту "Строительство сетей газоснабжения Парка индустриальных инновации в пос. Малая Сосновка (восточный планировочный район Челябинской области" в том числе проектно-изыскательские работы, которые в соответствии с извещением отнесены к коду ОКПД 2 - 42.21.21.000 "работы строительные по прокладке магистральных трубопроводов" (группа - 42 "сооружения и строительные работы в области гражданского строительства") с начальной (максимальной) ценой контракта - 26 912 000,00 рублей.
На основании изложенного, в нарушение частей 2, 4 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлены дополнительные требования к участнику закупки, а также требования о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям, в порядке, предусмотренном Приложением 1 к Постановлению N 99.
По мнению представителей Заказчика, дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления N 99 не установлены вследствие технической ошибки, однако, данное нарушение не повлекло ограничения конкуренции и не нарушило прав участников закупки.
Вместе с тем, требование антимонопольного органа о представлении документов, а именно заявок участников закупки в полном объеме Заказчиком не исполнено, II части заявок участников закупки не представлены, в связи с чем Комиссия Челябинского УФАС России не располагает документами, свидетельствующими о проверке аукционной комиссией заявок на участие в Аукционе и участников закупки на предмет соответствия требованиям частей 2 - 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления N 99.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Протокол подведения итогов электронного аукциона N0169200001116000032-3 от 22.11.2016 опубликован на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 22.11.2016.
Из изложенного следует, что контракт по результатам Аукциона может быть заключен не ранее 05.12.2016.
На основании пункта 3.1 проекта контракта работы должны быть выполнены до 20 декабря 2016 года.
Согласно пункту 4.3.1 проекта контракта генеральный подрядчик обязан: "До начала производства строительных работ обеспечить выполнение следующих мероприятий по оформлению разрешительных документов:
- оформить разрешение на строительство в Администрации Сосновского муниципального района;
- оформить, в соответствии с проектной документацией, установленную охранную зону (сервитут - 12080,08м2);
- получить разрешение на производство работ в охранной зоне в Челябинском ЛПУМГ филиал ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" с выполнением всех мероприятий, предусмотренных техническими условиями;
- согласовать мероприятия по охране водных объектов и биоресурсов (р. Серазак) с "Отделом государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области"".
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В части 4 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Исходя из пункта 3 части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Как следует из пояснений Заказчика, указанные документы практически готовы и будут выданы Подрядчику в максимально сжатые сроки, после заключения контракта. Однако указанная информация не нашла своего отражения в проекте контракта.
Согласно пункту 4.3.7 проекта контракта подрядчик обязан обеспечить выполнение работ по Государственному контракту и оформление исполнительной документации в полном соответствии с проектно-сметной документацией и строительными нормами и правилами.
Из заключения экспертизы проектной и рабочей документации от 20.12.2016 N 74-1-1-3-0203-16 (далее - Заключение экспертизы) следует, что рекомендованный срок выполнения работ составляет 1,5 месяца.
Таким образом, срок на выполнение работ, установленный в проекте контракта, не соответствует сроку, предусмотренному в Заключении экспертизы, что может повлечь нарушение сроков выполнения работ со стороны Подрядчика.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе описание объекта закупки не носит объективного характера.
4. Заказчиком в нарушение требований части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе, пункта 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) при обосновании начальной (максимальной) цены контракта не учтены положения Методических рекомендаций, а именно таблица расчета начальной (максимальной) цены контракта, а также сводный сметный расчет не содержат выполненный Заказчиком расчет.
Вместе с тем, расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта необходим для обеспечения возможности проверки соблюдения Заказчиком предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно - монтажных работ по объекту "Строительство сетей газоснабжения Парка индустриальных инновации в пос. Малая Сосновка (восточный планировочный район Челябинской области" в том числе проектно-изыскательские работы (извещение N 0169200001116000032) обоснованными в части отсутствия в документации об Аукционе дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления N 99.
2. По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика признать в действиях Заказчика нарушение части 20 статьи 22, частей 2, 4 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 ноября 2016 г. N 834-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2016