Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 22 ноября 2016 г. N 318-РЗ-04-16
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Управления;
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Умеровой Р.Р.- ведущего специалиста-эксперта отдела в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии представителя заявителя - ООО "Реал Медикл Сервис" Манаковской Н.В. (доверенность от 21.10.2015 б/н), а также в присутствии представителя государственного заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной центр крови" (далее - ГБУЗ АО "Областной центр крови") Гарькавого А.О (доверенность от 02.02.2016 N9), рассмотрев жалобу ООО " Реал Медикл Сервис" (адрес: 414041, г.Астрахань, ул.Сун-Ят-Сена/ул.Куликова, д.75/69, стр.3) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областной центр крови" при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по проведению предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 N835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" (реестровый N0325200014016000093), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 17.11.2016 поступила жалоба ООО " Реал Медикл Сервис" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областной центр крови" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по проведению предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 N835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" (реестровый N0325200014016000093) (далее - аукцион), в которой сообщалось, что положения аукционной документации не соответствуют Закону о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Представитель Заказчика считает действия Заказчика законными и просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении аукциона и документации о нем, включая проверку законности положений этих извещения и документации.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения аукциона, заслушав позицию представителей Заказчика, установила, что 11.11.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При этом, как следует из буквального толкования ст. 13 Закона о контрактной системе, одной из целей проведения закупки является, среди прочего, выполнение функций и полномочий заказчика, осуществляющего такую закупку, возложенных на него в соответствии со спецификой его деятельности, а, следовательно, и удовлетворение потребностей, вытекающих из этой специфики.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Установление указанного объекта закупки обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего.
Кроме того, согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчик в п.17.1 аукционной документации и в п.4.2 проекта государственного контракта установил, что оказание услуг по проведению предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей должно проводится в радиусе не более 1 (одного) км от места нахождения ГБУЗ АО "Областной центр крови".
Заявитель полагает, что такое условие ограничивает доступ к участию в закупке.
Вместе с тем, достаточных доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки путем установления требований к месту оказания услуг с учетом установления радиуса оказания услуг, заявителем при рассмотрении жалобы не представлено.
Кроме того, на участие в электронном аукционе были поданы 2 аукционные заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки и исключает выдачу предписания контролирующим органом.
Таким образом, довод заявителя о том, что заказчик ограничил количество участников закупки путем установления требований к месту оказания услуг с учетом радиуса оказания услуг, признается несостоятельным ввиду несоответствия действительности.
Комиссия соглашается с доводом Заказчика о том, что увеличение радиуса оказания услуг приведет к существенному увеличению времени готовности водителей к обеспечению реализации возложенных на Заказчика функций.
Комиссия полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с указанной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики запрещено" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики запрещено.
Согласно п. 5 Перечня отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики запрещено.
Из вышеизложенного следует, что ГБУЗ АО "Областной центр крови" в извещении аукционной документации на право заключить государственный контракт на оказание услуг по проведению предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 N835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" (реестровый N0325200014016000093) следовало установить запрет на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей Астраханской таможни в г. Волгограде организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, однако, Заказчиком данный запрет установлен не был, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Реал Медикл Сервис" (адрес: 414041, г.Астрахань, ул.Сун-Ят-Сена/ул.Куликова, д.75/69, стр.3) не обоснованной.
2. Признать государственного заказчика государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Областной центр крови" нарушившим п.7 ч.5 ст.63 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 22 ноября 2016 г. N 318-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2016