Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 4 апреля 2016 г. N 1050/2
Резолютивная часть решения оглашена 30.03.2016 г. Белгород
Решение в полном объеме изготовлено 04.04.2016
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 25.03.2016 N 83 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Стройинвест" (далее - Комиссия), в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
при участии представителей заказчика - МКУ "Управление социального строительства Яковлевского района Белгородской области" К (распоряжение от 31.03.2015 N 18-к), уполномоченного органа - Управления экономического развития администрации Яковлевского района М (доверенность от 29.03.2016 б/н), в отсутствие представителя заявителя - ООО "Стройинвест" (надлежаще уведомленного о месте и времени рассмотрения дела), рассмотрев материалы дела N 116-16-Т по жалобе ООО "Стройинвест" на положения документации при проведении электронного аукциона по выбору генерального подрядчика на право заключения с МКУ "Управление социального строительства Яковлевского района Белгородской области" муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд Яковлевского района "Строительство жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в г. Строитель Яковлевского района Белгородской области" (закупка N 0126300030516000019), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" на положения документации при проведении электронного аукциона по выбору генерального подрядчика на право заключения с МКУ "Управление социального строительства Яковлевского района Белгородской области" муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд Яковлевского района "Строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в г. Строитель Яковлевского района Белгородской области" (закупка N 0126300021516000050) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) проект контракта не содержит информацию о всевозможных значениях размеров штрафов, уплачиваемых за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств по контракту и зависимости от цены контракта, что не соответствует требованиям законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;
2) в нарушение пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик не установил требование к участникам закупки - участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил возражение, в котором указывает, что положения документации об Электронном аукционе основаны на нормах Закона о контрактной системе.
Представители заказчика и уполномоченного органа поддержали доводы, указанные в возражениях заказчика.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 09.03.2016 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение работ для муниципальных нужд Яковлевского района "Строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в г. Строитель Яковлевского района Белгородской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 764 000, 00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Из пункта 4 Правил следует, что размер штрафа, уплачиваемого за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, составляет:
- в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей - 10 процентов цены контракта;
- в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей - 5 процентов цены контракта.
Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа составляет:
- в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей - 2,5 процента цены контракта;
- в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей - 2 процента цены контракта.
В соответствии с пунктом 10.7 проекта контракта документации об Электронном аукционе штрафы уплачиваются за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, указанных в пункте 9.5 настоящего раздела в виде фиксированной суммы в размере 5% от стоимости Контракта ______________ (______________) рублей __ копеек.
Согласно пункту 10.14 проекта контракта документации об Электронном аукционе Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом и обязанностей Заказчика, предусмотренных пунктом 10.12 настоящего раздела, в размере 2% от стоимости Контракта __________ (___________) рублей __ копеек за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Заказчиком.
В данных пунктах контракта указан конкретный размер штрафа в процентах исходя из расчета суммы начальной (максимальной) цены закупки (10 764 000, 00 рублей).
Указаний на предусмотренный Правилами размер штрафа, который подлежит уплате сторонами по контракту, в случае если цена контракта по результатам аукциона составит менее 3 млн. рублей, проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об Электронном аукционе, не содержит, что является нарушением частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в пункте 9.5 проекта контракта, ссылка на который имеется в п. 10.7 проекта контракта, указанно, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом Заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить Заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику;
5) срок действия банковской гарантии, превышающий срок действия Контракта не менее чем на один месяц;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из Контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения Контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых Заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
8) условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
В пункте 10.12, ссылка на который имеется в п. 10.14 проекта контракта, указанно, что заказчик не позднее 30 дней с момента, когда ему стало известно о наличии оснований для предъявления требования об оплате неустойки (штрафа, пени) от Подрядчика, обязан направить Подрядчику претензионное письмо с требованием оплаты в течение 30 дней с даты получения претензионного письма неустойки (штрафа, пени), рассчитанной в соответствии с положениями законодательства и условиями Контракта. При неоплате Подрядчиком неустойки (штрафа, пени) в течение 10 дней с даты истечения срока для оплаты неустойки (штрафа, пени), указанного в претензионном письме, Заказчик обязан отправить в суд исковое заявление с требованием оплаты неустойки (штрафа, пени), рассчитанной в соответствии с положениями законодательства и условиями Контракта.
Таким образом, ссылка в пунктах 10.7 и 10.14 контракта на пункты соответственно 9.5 и 10.12 так же не соответствует требованиям частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик при осуществлении закупки устанавливает требование, согласно которому участник закупки не являться офшорной компанией.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Электронном аукционе не содержит вышеуказанное требование, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки выявлены следующие нарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из части 6 Раздела 2 "Информационная карта" документации об Электронном аукционе объектом закупки является строительство жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в г. Строитель Яковлевского района Белгородской области.
При этом, согласно Приложению N 2 документации об Электронном аукционе "Описание объекта закупки" подрядчику в ходе выполнения работ необходимо подготовить проектную документацию и выполнить строительные работы в соответствии с утвержденной заказчиком проектной документацией.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Из пункта 1 части 16 Раздела 2 "Информационная карта" документации об Электронном аукционе первая часть заявки на участие в Электронном аукционе должна содержать:
1.1) согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;
1.2) конкретные показатели используемых материалов, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения предлагаемого для использования товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией не ухудшающие общую характеристику строительства объекта (технические характеристики материалов (товаров) в соответствии Приложением N1 "Описание объекта закупки" к настоящей документации об электронном аукционе).
При этом сведения о материалах, содержащиеся в предоставляемой участником аукциона заявке на участие в аукционе, должны быть полными, то есть должны в обязательном порядке включать в себя: конкретное наименование материалов, описание функциональных, технических и качественных характеристик материалов, а также товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения (Приложение N 7 "Образец к I части заявки с указанием технических характеристик материалов, используемых при выполнении работ" к настоящей документации об электронном аукционе).
Между тем, участнику Электронного аукциона не представляется возможным в отсутствие проектно-сметной документации дать согласие на выполнение работ и указать в первой части заявки конкретные наименования материалов, описание функциональных, технических и качественных характеристик материалов, а также товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения.
Таким образом, отсутствие проектно-сметной документации в составе документации об Электронном аукционе означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника закупки сформировать первую часть заявки на участие в Электронном аукционе.
Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.
Так, контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Контракт на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Из вышеизложенного следует, что заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки работы по подготовке проектной документации и по строительству объекта, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - МКУ "Управление социального строительства Яковлевского района Белгородской области" нарушения пункта 10 части 1 статьи 31, частей 5 и 8 статьи 34, пункта 2 части 1 ст. 64, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 4 апреля 2016 г. N 1050/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016