Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 апреля 2016 г. N 73
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, Руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя руководителя Поткиной И.В.,
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
специалиста-эксперта Худяковой О.А.,
с участием представителей сторон:
- от Федерального бюджетного учреждения науки "Тюменский научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии" федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее также - заказчик, ФБУН ТНИИКИП Роспотребнадзора) Семенихиной С.Л., Бакштановской И.В. - по доверенности;
- от ООО "Стиль" (далее - Общество, заявитель) не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Стиль" на действия заказчика - ФБУН ТНИИКИП Роспотребнадзора при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0367100003016000050) на поставку микроскопа инвертированного флуоресцентного (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 01.04.2016 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. ст.105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 29.03.2016 г. N 73 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона N 0367100003016000050.
Согласно жалобе, документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и содержит положения ограничивающие круг его участников.
В частности в п. 9 раздела 3 документации электронного аукциона установлено требование о предоставлении Регистрационного удостоверения Министерства здравоохранения или Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - копия должна предоставляться в составе второй части заявки, при этом как полагает заявитель, микроскоп инвертированный флуоресцентный, поставка которого является объектом закупки не может быть отнесен к медицинским изделиям и государственной регистрации не подлежит.
Кроме того, заявитель указывает, что заказчиком в проекте контракта, являющего неотъемлемой частью документации неправомерно установлено требование о предоставлении вместе с товаром сертификата соответствия Госстандарта России или декларации о соответствии, поскольку микроскопы не относятся к товарам, подлежащим обязательной сертификации, а также не подлежат декларированию.
Заказчик не согласился с доводами жалобы, по основаниям изложенным в письменном пояснении от 01.04.2016 исх N 254.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ФБУН ТНИИКИП Роспотребнадзора объявило о проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0367100003016000050) на поставку микроскопа инвертированного флуоресцентного.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 24.03.2016 г. была размещена на официальном Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100003016000050.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона должен быть указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Согласно документации электронного аукциона Объектом спорной закупки является поставка микроскопа инвертированного флуоресцентного.
Подпунктом 3.1. п. 3 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации о проведении электронного аукциона N 0367100003016000050 установлено условие о предоставлении поставщиком заказчику одновременно с поставкой оборудования Регистрационного удостоверения Министерства здравоохранения или Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Сертификата Соответствия Госстандарта России или Декларации о соответствии.
1. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N233-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Таким образом, для признания устройства медицинским изделием необходимо установить факт потенциальной возможности использования данного устройства в соответствующих лечебных процедурах.
Как пояснил представитель заказчика, закупаемый товар - инвертированный микроскоп планируется применять для медицинских исследований и диагностики в соответствии с имеющейся у заказчика лицензией на медицинскую деятельность (N ФС-72-01-001082 от 22.01.2016), в частности работы (услуги) по вирусологии, бактериологии, клинической лабораторной диагностике (копия лицензии в материалах дела).
Таким образом, учитывая, что микроскоп инвертированный флуоресцентный, являющийся объектом закупки будет использоваться заказчиком в медицинских целях, в связи с чем его следует отнести к медицинскому изделию.
Согласно ч. 3 ст. 38 Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 38 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, пунктом 3 которых установлено, что государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (пункт 6 указанного постановления).
Таким образом, требование заказчика о предоставлении Регистрационного удостоверения на товар являющийся объектом закупки - микроскоп инвертированный флуоресцентный, является обоснованным.
Согласно ч.1. ст.105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Анализ положений ч.1 ст.105 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что для наличия права на обжалование действий заказчика в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, необходимо наличие двух условий в совокупности: - оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному акту в сфере закупок; - оспариваемые действия нарушают права и законные интересы участника закупки.
В этой связи, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении жалоб, входят как проверка соответствия оспариваемых действий законодательству о контрактной системе, так и установление факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов участника закупки, обратившегося с соответствующей жалобой в контрольный орган.
При этом, в силу ч.9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Как установлено в заседании комиссии сведения в отношении ООО "Стиль" находятся в Реестре недобросовестных поставщиков (запись NРНП.58985-16), что соответственно исключает возможность участия данного Общества в спорной закупке, а также возможное нарушения его прав и законный интересов при проведении данной закупки, поскольку в документации электронного аукциона установлено требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки и заявка ООО "Стиль" (в случае подачи) была бы признана аукционной комиссией не соответствующей требованием, установленным документацией об аукционе в случае несоответствия ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, и отклонена.
Таким образом, в обжалуемых действиях заказчика при проведении электронного аукциона N0367100003016000050 на поставку микроскопа инвертированного флуоресцентного отсутствуют нарушения прав и законных интересов ООО "Стиль".
В этой связи Комиссией принято решение о признании жалобы заявителя необоснованной.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией Тюменского УФАС России в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в следующем.
В соответствии со ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе, а также к участнику закупки определенный в ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Аналогичные требования предусмотрены в п. 3.2.3 раздела 2 документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, в пункте 9 раздела 3 документации об электронном аукционе "Информационная карта" установлены требования к участникам закупки следующим образом:
Необходимые документы указаны в пункте 1 раздела II "Общие условия проведения электронного аукциона" настоящей документации.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об Участнике закупки.
Перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации: Регистрационное удостоверение Министерства здравоохранения или Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - копия должна предоставляться в составе второй части заявки.
Иных требований к участникам закупки в информационной карте аукциона не установлено.
В п. 1 раздела 2 Документации электронного аукциона содержаться общие нормы Закона о контрактной системе как к участникам закупки так и к содержанию и составу двух частей заявок, при этом указаний на обращение к информационной карте документации не содержится.
Таким образом, заказчиком в информационной карте установлены требования только к участнику закупки, в том числе и о наличии регистрационного удостоверения, что нарушает требования ст. 64 Закона о контрактной, поскольку требования о наличии регистрационного удостоверения предъявляются к товару, соответственно указанное требование необходимо установить к составу заявки, а не к участнику закупки.
Таким образом, в аукционной документации содержатся противоречивые требования относительно условия порядка подачи заявки, и может привести к заблуждению потенциальных участников относительно требований к содержанию и составу заявки, а также требований к участникам.
В соответствии с ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Стиль" на действия заказчика - ФБУН ТНИИКИП Роспотребнадзора при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0367100003016000050) необоснованной.
2. Признать заказчика- ФБУН ТНИИКИП Роспотребнадзора нарушившим требования ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушении положений ст. 64 Закона о контрактной системе, путем отмены протоколов составленных при проведении электронного аукциона, внесения изменений в аукционную документацию и проведения процедуры определения поставщика с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Тюменского УФАС России: И.В. Веретенников
Члены Комиссии И.В. Поткина
Тюменского УФАС России: Ю.Д. Верзун
О.А. Худякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 апреля 2016 г. N 73
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016