Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 ноября 2016 г. N 332
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, начальника отдела контроля закупок <_>.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя начальника отдела контроля закупок <_>.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок <_>.
с участием представителей заказчика - ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет" <_>по доверенности N 1-16/133 от 29.08.2016, Тельновой Е.С. по доверенности N 1-16/28 от 12.01.2016 (далее - Заказчик);
от заявителя: ООО "ЧОО "Центурион" (далее - заявитель, участник закупки) представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу заявителя на действия единой комиссии Заказчика при проведении открытого конкурса N 05К-15 на оказание услуг по охране объектов Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиала) ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет" (реестровый номер закупки - 0367100008916000080) (далее также - открытый конкурс, конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 07.11.2016 г. поступила жалоба ООО "ЧОО "Центурион" на действия единой комиссии заказчика при проведении открытого конкурса N 05К-15.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя и заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 11.11.2016 г. N 424 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий единой комиссии, заказчика при проведении обозначенного конкурса.
Заявитель в жалобе указал, что 24.10.2016 в 18:38 в информационной системе размещен "Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 21.10.2016 NПВК1" для закупки N0367100008916000080. Согласно указанного протокола в заявке ООО "ЧОО "Центурион" количество учтенного персонала по показателю "Наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" составило 76 (Семьдесят шесть) частных охранников. Информация об одном из охранников была отклонена. 25.10.2016 в 13:35 там же размещены исправления к документу: "Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 21.10.2016 NПВК2" для закупки N0367100008916000080. Количество учтенного персонала по показателю "Наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" для ООО "ЧОО "Центурион" было изменено и составило О (Ноль) частных охранников. В качестве основания такого решения указано: "В составе заявки участника отсутствуют свидетельства о присвоении квалификации частного охранника на весь перечень персонала участника". Из-за отклонения информации о персонале заявке ООО "ЧОО "Центурион" протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.10.2016 NПР01 (размещен 25.10.2016 в 16:01) заявке ООО "ЧОО "Центурион" присвоен второй номер.
Заявитель с решением конкурсной комиссии не согласен по следующим основаниям:
1.Требование о предоставлении в составе заявки копий свидетельств о присвоении квалификации частного охранника (п. 1.2 Приложения N2 к Техническому заданию) является излишним, поскольку согласно ст. 11.1 Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. В составе заявки ООО "ЧОО "Центурион" представлены копии удостоверений частных охранников, в том числе разворот страниц 5-6, где содержится информация о присвоении квалификационного разряда и о профессиональной подготовке частного охранника с указанием наименования учреждения профессионального образования, номер и дата выдачи свидетельства о профессиональном образовании. Указанные сведения заверены подписью уполномоченного сотрудника лицензионно-разрешительной системы и печатью органа по лицензионно-разрешительной работе.
2. Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не предусмотрено право заказчика (организатора проведения торгов) вносить изменения в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе после его размещения в ЕИС.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласился, считает жалобу необоснованной, представил письменные возражения (исх. N б/н от 11.11.2016).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Как следует из части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 48 Закона контрактной системе установлено понятие открытого конкурса, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки).
Согласно п.4 указанных Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки (в том числе, цена контракта);
б) нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с положениями п.8 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть "цена контракта".
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, п. 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В свою очередь в п.3 Правил содержится определение "оценки", под которым понимается процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены;
На основании вышеприведенных норм законодательства следует, что в целях выявления лучших условий исполнения контракта, конкурсная документация должна содержать предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией, и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
Как усматривается из материалов дела, информация об открытом конкурсе N 05К-15 (с конкурсной документацией) 30.09.2016 г. была размещена на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru), с реестровым номером закупки 0367100008916000080.
Согласно документации Заказчиком были установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
- Цена договора - 60%
- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 40%.
Первый довод заявителя Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям: В Приложении N 2 к техническому заданию конкурсной документации установлены следующие подкритерии критерия 1.2 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации": При этом по Показателю N 3 "Наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценивалось предложение участника в отношении количества лицензированных охранников, имеющих 4 разряд и выше, а также состоящих в штате участника закупки.
При этом наличие специалистов должно было подтверждаться следующими копиями документов, которые участник представляет в составе заявки на участие в открытом конкурсе:
1) действующее удостоверение частного охранника;
2) свидетельство о присвоении квалификации частного охранника;
3) заполненная таблица "Сведения о персонале участника".
В заявке ООО "ЧОО "Центурион" копии свидетельств о присвоении квалификации частного охранника отсутствовали, что свидетельствует о предоставлении не полного пакета документов, определенного в конкурсной документации, которые были необходимы единой комиссии для объективной оценки данного показателя. В соответствии с конкурсной документацией показатели, по которым отсутствуют предложения, оцениваются нулевым количеством баллов в связи с чем конкурсная комиссия правомерно по данному показателю оценила заявку заявителя нулевым значением, посчитав наличие в пакете документов, приложенных к заявке только удостоверений частного охранника недостаточным.
До окончания срока подачи заявок "21" октября 2016 г. в 11 часов 00 минут запросы на разъяснения условий Конкурсной документации от участников конкурса не поступали.
2. По второму доводу Заявителя Заказчиком в ходе заседания было озвучено мнение о том, что Закон о контрактной системе не предусматривает запрет на внесение изменений в протокол вскрытия конвертов, а портал закупок предоставляет такую возможность с оговорками: по решению Заказчика, по решению контролирующего органа. Кроме того, Заказчик не имеет иного выхода как изменение протокола вскрытия конвертов в случае выявления несоответствия требованиям документации об открытом конкурсе документов участника.
Тем не менее, Комиссия считает обоснованным второй довод заявителя по тем основаниям, что в соответствии с п. 7. ст. 52 Закона о контрактной системе протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе.
Как установлено Комиссией протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 21.10.2016 в первоначальном виде размещен 24.10.2016, 25.10.2016 в данный протокол были внесены изменения, соответственно достоверной будет являться информация, опубликованная в ЕИС - 25.10.2016 из чего следует, что обязанность по опубликованию протокола вскрытия в ЕИС исполнена Заказчиком только 25.10.2016, т.е. с нарушением сроков, установленных п. 7 ст. 52 Закона о контрактной системе.
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЧОО "Центурион" на действия ТюмГУ и его конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 05К-15 на оказание услуг по охране объектов Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиала) ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет" (реестровый номер закупки - 0367100008916000080) частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 7 ст. 52 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, поскольку допущенное нарушение повлияло на результат конкурса.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 ноября 2016 г. N 332
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2016