Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 марта 2016 г. N 06-151/16Т
изготовлено в полном объеме 23 марта 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссияантимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. -начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя КомиссииЯкутского УФАС России;
Нановой Т.А.-заместителя начальникаотдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена КомиссииЯкутского УФАС России;
Васильевой С.Н. -старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии Якутского УФАС России;
при участии:
от заявителя акционерного общества"Строительное управление 888" (далее также -АО "СУ-888", Общество, заявитель):Блинникова Е.Н. (представитель по доверенности),Формулевич А.Н. (в качестве слушателя),
от заказчика муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "Город Якутск"(далее также -МКУ "Главстрой", заказчик):Баль А. В., Егоров А.И. (представители по доверенностям),
от уполномоченного органа Окружной Администрации городского округа "Город Якутск" (далее по тексту -уполномоченный орган, Администрация): Антонова С.Д. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу АО "СУ-888" на действия заказчика МКУ "Главстрой" при проведении электронного аукциона на ремонт ул. Пояркова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова г. Якутска (извещение N 0116300000115001140), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
11 марта2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба АО "СУ-888" на действия заказчика МКУ "Главстрой" при проведении электронного аукциона на ремонт ул. Пояркова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова г. Якутска(извещение N 0116300000115001140).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 18 марта 2016 года в 16 часов 00 минут.
Входе рассмотрения дела представительАО "СУ-888"жалобу поддержала в полном объеме и огласиласледующее.
По результатам подведения итогов электронного аукциона от 08 февраля 2016 года N 0116300000115001140-3 победителем признано АО "СУ-888".
В установленный законом срок 29 февраля 2016 года в 14:43 (по московскому времени) победителем подписан проект муниципального контракта и представлено обеспечение исполнение контракта виде банковской гарантии (представляет скриншот с личного кабинета электронной торговой площадки).
Между тем, 01 марта 2016 года заказчик признал участника закупки, признанного победителем закупки АО "СУ-888" уклонившимся от заключения контракта в связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта в установленный законом срок, о чем составлен и размещен в единой информационной системе протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта N б/н.
Заявитель считает действия заказчика незаконными и неправомерными, поскольку заказчиком в нарушение статьи 45 Закона о контрактной системе не проведена процедура проверки исполнения обеспечения контракта (банковской гарантии). Общество не было проинформировано ни письменно, ни устно от заказчика о том, что представленная банковская гарантия не соответствует требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
Отмечает, что был установлен факт того, что направленная 29 февраля 2016 года банковская гарантия в формате "pdf"вместе с подписанным проектом муниципального контракта на электронной торговой площадке не подлежало открытию. После установления данного факта заявителем 03 марта 2016 года повторно была размещена на электронной торговой площадке банковская гарантия N 16/БГ - 2393 в корректном формате.
Также указывает, что 04 марта 2016 года Обществом заказчику письмом с исх. 317 от 04.03.2016 г. передана банковская гарантия N 16/БГ-2393 на сумму 12 612 505, 50 руб.Данная банковская гарантия также представлена в материалы дела заявителем.
Просит отменить протокол о признании победителя уклонившимся от заключения и обязать заказчика заключить контракт с АО "СУ-888", а жалобу Общества признатьобоснованной.
В ходе рассмотрения дела представителизаказчика с жалобой не согласились и пояснили следующее.
1. Сроки заключения контракта определены в п.25 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, или в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, в срок не более чем двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, или в случаях, предусмотренных частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, в сроки, установленные соответственно статьей 70 и частью 13 статьи 78 настоящего Федерального закона.
Таким образом, контракт должен был быть заключен не позднее 29 февраля 2016 года.
Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Между тем, банковская гарантия за N16/БГ-23936 от 03.03.2016 года выданная коммерческим банком "Центрально-Европейский банк" была размещена в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru только 03.03.2016 г. с нарушением сроков.
2. Для проведения проверки банковской гарантии необходимо наличие данного документа в реестре банковских гарантий в единой информационной системы.
Однако, в срок до 29 февраля 2016 года Заявитель не представил банковскую гарантию и сведения о выдаче такой банковской гарантии отсутствовали в реестре банковских гарантий. Представленная позже банковская гарантия датирована от 03.03.2016 года.
Согласно ч.12 ст.70 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.
Также ч.5 ст.96 Закона о контрактной системе предусматривает, что в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Также в пункте 12.1.2. проекта контракта предусмотрено следующее: "Обеспечение исполнения Контракта может быть предоставлено в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, передачи Муниципальному заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения Контракта на сумму указанную в п.5.1.1 Контракта".
3. В связи с уклонением от заключения контракта победителем АО "Строительное управление - 888" и на основании протокола подведения итогов электронного аукциона N13-ЭА-16 от 08.01.2016г., руководствуясь частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе муниципальным заказчиком МКУ "Главстрой" ГО "г. Якутск" принято правомерное решение о заключении контракта по ремонту ул. Пояркова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова г. Якутска с участником электронного аукциона - ООО "Сахатрасстрой", заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, на условиях, предусмотренных аукционной документацией по извещению N0116300000115001140, в объеме и по цене, которые предложены в такой заявке.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что файл, прикрепленный Обществом на электронной торговой площадке в качестве обеспечения исполнения контракта "Банковская гарантия СУ-888" в формате "pdf" не подлежал открытию и соответственно, отсутствовала возможность ее прочтения и визуального осмотра.
В настоящее время муниципальный контракт N2016.66422 заключен со вторым участником ООО "Сахатрасстрой".
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
23 ноября 2015 года уполномоченным органом Окружной Администрацией ГО "город Якутск" на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, а также на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер"опубликовано извещение N 0116300000115001140 о проведении электронного аукциона на ремонт ул. Пояркова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова г.Якутска (извещение N 0116300000115001140) и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 42 041 685 ,00 руб.
23 и 24 ноября 2015 года, 12 и 14 января 2016 года уполномоченным органом/заказчиком внесены изменения в положения аукционной документации, а также продлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
01 февраля 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N0116300000115001140-1-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 2 (две) заявки, с соответствующими порядковыми номерами 1, 2.
Аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
04 февраля 2016 года проведен электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116300000115001140-2-1.
Поступившие от участников электронного аукциона предложения о цене контракта выглядят следующим образом.
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
2 |
36 786 474, 25 |
04.02.2016 03:21:36.090 (по московскому времени) |
понижение |
1 |
36 996 682, 68 |
04.02.2016 03:21:26.180 (по московскому времени) |
понижение |
08 февраля 2016 года проведена процедура подведения итогов, о чем составлен протокол N 0116300000115001140-3-1.
Согласно указанному протоколу аукционнаякомиссия приняла решение признать заявки участниковс порядковыми номерами 1, 2,соответствующими требованиям аукционной документации.
Победителем электронного аукциона признаноАО "СУ-888".
1 марта 2016 года заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru опубликованорешение о признании победителя электронного аукциона АО "СУ-888" уклонившимся от заключения государственного контракта, связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта.
15 марта 2016 года муниципальный контракт заключен со вторым участником закупки ООО "Сахатрасстрой".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу АО "СУ-888"признала необоснованной на основании следующего.
Как следует из сути жалобы заявителем обжалуютсядействия заказчика о признании победителя электронного аукциона АО "СУ-888" уклонившимся от заключения контракта, в связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта.
Как отмечает представитель заявителя, Обществом в регламентированный Законом срок был подписан проект контракта, а также представлено обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии N 16/БГ-2393 от 03 марта 2016 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 13-ЭА-16 от 08 февраля 2016 года победителем электронного аукциона признан участник закупки АО "СУ-888".
Согласноч. 2, 4 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
18 февраля 2016 года заказчиком направлен проект контракта участнику закупки АО "СУ-888" через электронную торговую площадку ООО "РТС-тендер".
24 февраля 2016 года победителем направлен протокол разногласий по данному муниципальному контракту в части указания в проекте контракта неправильного указания организационно - правовой формы Общества (указано ОАО вместо АО).
Ч. 5 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
В тот же день (24 февраля 2016 года) заказчиком учтены замечания, изложенные победителем закупки в протоколе разногласий и повторно направлен измененный проект контракта (в части указания организационно - правовой формы Общества).
В соответствии с ч. 6 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
29 февраля 2016 года победителем закупки АО "СУ-888" на электронной торговой площадке размещен подписанный проект контракта, а также прикреплен файл с наименованием "Банковская гарантия СУ-888" в формате "pdf".
Как пояснили, в ходе рассмотрения дела представители заказчика файл, прикрепленный Обществом на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" в качестве обеспечения исполнения контракта с наименованием "Банковская гарантия СУ-888" в формате "pdf" не подлежал открытию и соответственно, отсутствовала возможность ее прочтения и визуального осмотра, а также, что представленная в качестве обеспечения исполнения контракта банковская гарантия отсутствовала в реестре банковских гарантий, в связи с чем заказчиком было принято решение о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта.
В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела антимонопольным органом был направлен запрос в адрес электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" (исх. N 06/1191 от 15 марта 2016 г.) о предоставлении информации и документов.
Согласно представленной ЭТП ООО "РТС-тендер" информации, а также документов установлено, что файл прикрепленный Обществом на электронной торговой площадке в качестве обеспечения исполнения контракта "Банковская гарантия СУ-888" в формате "pdf" не подлежит открытию и соответственно, отсутствует возможность ее визуального осмотра и прочтения.
Данный факт представителем заявителя не оспаривается.
Согласно ч. 13 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Одновременно чч. 4, 5 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Так, 01 марта 2016 года заказчиком принято решение о признании победителя закупки АО "СУ-888" уклонившимся от заключения контракта, в связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта, о чем составлено и размещено в единой информационной системе решение.
Вместе с тем, как установлено материалами дела, а также следует из пояснения представителя заявителя, 29 февраля 2016 года в качестве обеспечения исполнения контракта Обществом на электронной торговой площадке была размещена банковская гарантия N 16/БГ-2393.
Поскольку датой подписания муниципального контракта Обществом является 29 февраля 2016 года, то победитель закупки обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в срок не позднее, чем 29 февраля 2016 года.
В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела антимонопольным органом, а также принятия законного и обоснованного решения был направлен запрос в адрес общества с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Центрально - Европейский Банк" (далее также - банк) (исх. N 06/1198 от 15.03.2016 г.) о предоставлении информации.
Согласно ответу банка (исх. 02.1.14/307 от 15.03.2016 г., вх. N 1633э от 16.03.2016 г.) вышеуказанная банковская гарантия 16/БГ-2393выдана банком акционерному обществу "СУ-888" 03 марта 2016 года, общество обратилось в банк с заявлением о предоставлении банковской гарантии 25 февраля 2016 года, срок ее оформления составил 7 (семь) календарных дней.
Комиссия антимонопольного органа изучив материалы дела установила, что данная банковская гарантия N 16/БГ-2393 выдана 03 марта 2016 годав качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту на ремонт ул. Пояркова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова г. Якутска, заключаемому по итогамданной закупки, где по указанной банковской гарантией гарантом выступает общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Центрально - Европейский Банк"принципалом-Акционерное общество "СУ-888", бенефициаром - муниципальное казенное учреждение "Главстрой" городского округа "город Якутск"на сумму 12 612 505, 50 руб. со сроком действия до 29 августа 2016 года.
Как установлено материалами дела, информация о данной банковской гарантии банком размещена в реестре банковских гарантий также от 03 марта 2016 года, т.е. в день выдачи банком банковской гарантии.
Факт, что банковская гарантия 16/БГ-2393 выдана 03 марта 2016 года представителем заявителя не оспаривается.
О наличии иногообеспечения исполнения контракта по данной закупке в виде иных банковских гарантий либо внесения денежных средств на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта заявитель не заявил, атакже не представил в материалы дела.Кроме того, согласно реестра банковских гарантий информациио выданных иныхбанковских гарантияхАО "СУ-888" по обязательствам контракта, заключаемого по итогам данной закупки, отсутствует.
Таким образом, антимонопольный орган приходит к выводу, что заказчик правомерно признал участника закупки АО "СУ-888" уклонившимся от заключения контракта, в связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта, поскольку на дату подписания проекта контракта 29 февраля 2016 годапобедителем закупки у Общества отсутствовало обеспечение исполнения контракта, выданное в срок не позднее, чем 29 февраля 2016 года.
Жалоба АО "СУ-888" подлежит признанию необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 5 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
Частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий информацию для включения в закрытый реестр банковских гарантий.
Поскольку сроком размещения банком, выдавшим банковскую гарантию в реестре банковских гарантий является срок не позднее одного рабочего дня, следующего за датой выдачи банковской гарантии, следовательно, датой признания заказчиком победителя АО "СУ-888", уклонившимся от заключения контракта является 2 марта 2016 года, между тем, данное решение заказчиком принято 01 марта 2016 года.
Таким образом, заказчиком нарушено положение п. 1 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе в части признания победителя закупки АО "СУ-888" уклонившимся ранее срока, установленного Законом о контрактной системе
Вместе с тем, материалами дела установлено, что и на дату 02 марта 2016 года в реестре банковских гарантий отсутствовали сведения о выданной банковской гарантии Обществу, в силу чего, допущенное заказчиком нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты осуществления закупки и не влечет за собой выдачу предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу АО "СУ-888" на действия заказчика МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск"при проведении электронного аукциона на ремонт ул. Пояркова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова г. Якутска (извещение N 0116300000115001140) необоснованной.
2. Признать заказчика МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск" нарушившим п. 1 ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки, предписания об устранении допущенного нарушения не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 марта 2016 г. N 06-151/16Т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2016