Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 ноября 2016 г. N 06-966/16т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н.-старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия"(далее -ООО "Стройиндустрия", заявитель):уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "Город Якутск"(далее по тексту решения - МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск", заказчик):Антонова С.Д., Скрыбыкин Г.Ю., Пан-Си-Хэ О.В.(представители по доверенностям);
от уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация, уполномоченный орган): Антонова С.Д. (представитель по доверенности),
рассмотревжалобуООО "Стройиндустрия" на действия уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска, заказчикаМКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск"при проведении электронного аукциона на завершение работ по установке свай школы N35 по ул. Тургенева в г. Якутске (изв. N 0116300000116001154),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупоктоваров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
15 ноября2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалобаООО "Стройиндустрия" на действия уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска, заказчикаМКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск"при проведении электронного аукциона на завершение работ по установке свай школы N35 по ул. Тургенева в г. Якутске (изв. N 0116300000116001154).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 10 часов 00 минут22ноября 2016 года.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из текста жалобы ООО "Стройиндустрия" следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации в части отсутствия требования о наличии у участников закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.
В ходе рассмотрения представитель Окружной администрации города Якутска пояснила, что установленное в аукционной документации требованиео наличии у участников закупкисвидетельства о допуске к работампо организации строительства, реконструкции и капитального ремонта или к конкретным видам работ соответствует требования законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения представители МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск"поддержали позицию представителя уполномоченного органа.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.10.2016 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 957 699,64 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционедопущенывсе участники закупки;
6) дата проведения электронного аукциона21.11.2016 года;
7) в период проведения электронного аукциона предложения о цене контракта подавали все участникиэлектронного аукциона;
8) победителем электронного аукциона признано ООО СК "ВЭС" с минимальным предложением о цене контракта 7 196 431,50 рублей;
9) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "Стройиндустрия"обоснованной по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В рассматриваемом случае объектом закупки является завершение работ по установке свай школы N35 по ул. Тургенева в г. Якутске, в связи с чем при определении единых требований к участникам закупки необходимо учитывать положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами 22 деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
На основании части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам (часть 6 статьи 55.8 Градостроительного кодекса).
Частью 4 этой же статьи определено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время применяется Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень N 624).
Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В свою очередь, частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса предусмотрено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
На основании части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В целях применения приведенных положений статей 52 и 55.8 Градостроительного кодекса необходимо учитывать раздел III Перечня N 624, которым определены виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Среди таких работ Перечень N 624 выделяет в отдельную группу работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (пункт 33).
В пункте 33 Информационной карты аукционной документацииустановлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом:
4. Устройство скважин
4.2. Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин)
4.3. Крепление скважин трубами, извлечение труб, свободный спуск или подъем труб из скважин
5. Свайные работы. Закрепление грунтов
5.2. Свайные работы, выполняемые в мерзлых и вечномерзлых грунтах
5.5. Термическое укрепление грунтов
5.9. Погружение и подъем стальных и шпунтованных свай
33.Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком);
33.3 Жилищно-гражданское строительство.
При этом согласно разъяснениям положений аукционной документации, опубликованным в ЕИС 15.11.2016 года, участник закупки должен обладать свидетельством саморегулируемой организации о допуске к конкретным видам работ или в качестве генерального подрядчика.
По мнению Комиссии,рассматриваемое разъяснение положений аукционной документации носит уточняющий характер положений аукционной документации, в частности требований к участникам закупки, является ее неотъемлемой частью, и не изменяет сути положений документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
При этом в пункте 28 Информационной карты аукционной документации установлено следующее:"Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% от цены контракта".
В проекте контракта также аналогичное требование: "17.1. Генподрядчик обязан привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Совокупный объем работ, выполняемых субподрядчиками из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, должен составлять 15 % от Цены Контракта".
Исходя из приведенных выше положений Градостроительного кодекса, Перечня N 624 в отсутствие свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (пункт 33 раздела III Перечня N 624) исполнение контрактных обязательств, а также требований пункта 23 Информационной карты электронного аукциона невозможно.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом нарушеныпункт 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При этом допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки, поскольку все участники закупки в составе второй части заявки представили свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 24 Информационной карты аукционной документации установлены следующие даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации:дата начала приема разъяснений - 28 октября 2016 года, дата окончания предоставления разъяснений -14 ноября 2016 года.
Между тем, упомянутые выше разъяснения положения аукционной документации опубликованы в ЕИС 15 ноября 2016 года, то есть в нарушение срока, установленного аукционной документацией.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом нарушеначасть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Поскольку сведения о том, что размещение разъяснений положений аукционной документации с нарушением установленных сроковповлекло нарушение прав и законных интересов участника закупки отсутствуют, данное нарушение, по мнению Комиссии,не повлияло на результаты закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1.Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска, заказчика МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск" при проведении электронного аукциона на завершение работ по установке свай школы N35 по ул. Тургенева в г. Якутске (изв. N 0116300000116001154)обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Окружную администрацию города Якутска, заказчика МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск" нарушившими пункт 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64, часть 4 статьи 65, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки, предписание об их устранении не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 ноября 2016 г. N 06-966/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2016