Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 4 апреля 2016 г. N 07-24-2285эп/16
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Медпром" на действия Государственного учреждения - Московское областное региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона: "Поставка слуховых аппаратов для инвалидов в 2016 году" (номер извещения 0348100085016000069 на официальном сайте Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе не в соответствии с Законом о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 14.03.2016;
2) начальная максимальная цена контракта - 19 557 999,80 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 30.03.2016;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 заявки участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 04.04.2016;
7) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подали 3 участник закупки;
1. Согласно доводу жалобы Заказчиком в документации об Аукционе не установлена необходимость предоставления документа, подтверждающего страну происхождения товара (сертификата о происхождении товара).
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные ограничения устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В пункте 6 извещения о проведении Аукциона и в пункте 1.7 пп.1.7.6.6 "Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе, пункт 18 II.ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Закона контрактной системе, или копии этих документов".
Из установленного требования можно сделать однозначный вывод о необходимости предоставления документа, подтверждающего страну происхождения товара (сертификата о происхождении товара).
Таким образом, доводы заявителя о нарушении положений документации об Аукционе в данной части являются необоснованными.
2. Согласно доводу Заявителя документация об Аукционе содержит требование к содержанию второй части заявки не предусмотренное Законом о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 28, части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частью 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Однако, в пункте 5 извещения о проведении Аукциона, в пункте 1.7 пп.1.7.6.5 "Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе" аукционной документации, пункт 18 II.ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ установлено необходимость предоставления во вторых частях заявок на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих право участника аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28, 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Вместе с тем, согласно пункту 9 извещения о проведении Аукциона, пункту 27 II.ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ преимущества, предоставляемые учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы не установлены.
Также, извещение о проведении электронного аукциона не содержит информацию о предоставляемых преимуществах участникам электронного аукциона в соответствии со статьями 28-29 Закона о контрактной системе.
Следовательно, Установление в документации об электронном аукционе требования о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок вышеуказанных документов и деклараций, не соответствует Закону о контрактной системе.
Таким образом, в действиях государственного заказчика содержатся нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в связи с тем, что государственным заказчиком установлены излишние требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе.
В связи с чем, доводы заявителя о нарушении положений аукционной документации в данной части являются обоснованными.
3. Согласно доводу жалобы Заказчиком объединены в один лот лицензируемые и не лицензируемые виды деятельности, что ограничивает количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В разделе III.ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ в пункте 1.2.1. Заказчиком установлено требование, а именно: "осуществлять поставку при наличии соответствующей медицинской лицензии у Поставщика (представителей Поставщика), осуществляющего (-щих) подбор, настройку слуховых аппаратов, является обязательным условием (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ)".
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит обязательному лицензированию медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящим в частную систему здравоохранения на территории инновационного цента "Сколково").
При этом, поставка слуховых аппаратов не подлежит лицензированию, а услуги лицензируются (слухопротезирование) в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" определяет сурдологию - оториноларингологию в качестве медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.
Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология - оториноларингология", утверждённого приказом Минздрава России от 09.04.2015 N 178н, медицинская помощь по профилю "сурдология - оториноларингология" включает в себя, в том числе профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг") подбор и настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой.
Законом установлено общее правило, запрещающее включать в документацию о закупках требования, которые ограничивают количество участников. При этом, закон не регламентирует порядок объединения товаров, работ, услуг в один лот.
В соответствии с документацией об Аукционе услуга по настройке слуховых аппаратов включена в условия контракта. Следовательно, в соответствии с условиями контракта Поставщик передает настроенный слуховой аппарат.
Аукционной документацией не предусмотрено предоставления в составе второй части заявки лицензии на соответствующий вид деятельности. Кроме того, в документации об Аукционе также отсутствует запрет на привлечение соисполнителей.
Заявителем на заседании Комиссии не представлены доказательства объединение Заказчиком в один лот функционально и технологически не связанных между собой работ, а также ограничения количества участников закупки.
Таким образом, доводы заявителя о нарушении положений аукционной документации в данной части являются необоснованными.
4. Согласно доводу Заявителя, при размещении запроса Заказчик указывает участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заявителем 18.03.2016 года направлен в адрес Заказчика запрос на разъяснение положений документации об Аукционе.
21.03.2016 года Заказчиком размещен в единой информационной системе ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, доводы заявителя в данной части являются необоснованными.
4. Согласно доводу Заявителя, совокупность установленных в техническом задании требований к товару по позиции 1 (пп.1.1, пп. 1.2, пп. 1.3, пп. 1.4, п. 1.5), по позиции 2 (пп.2.1, пп. 2.2, пп. 2.3), по позиции 3 (пп.3.1, пп. 3.2, пп. 3.3) соответствует только товару одного производителя ОАО "ИСТОК-АУДИО ИНТЕРНЭШНЛ".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик в сведениях, представленных на заседании Комиссии, указал, что характеристикам слуховых аппаратов цифровых по позиции 1 (пп.1.1, пп. 1.2, пп. 1.3, пп. 1.4, п. 1.5), по позиции 2 (пп.2.1, пп. 2.2, пп. 2.3) технического задания документации об Аукционе соответствует товар двух производителей - ОАО "ИСТОК-АУДИО ИНТЕРНЭШНЛ" - Россия, "Oticon" - Дания.
Согласно Государственному реестру медицинских изделий и организаций (далее - Реестр), на территории Российской Федерации зарегистрировано множество различных производителей слуховых аппаратов.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о соответствии характеристик слуховых аппаратов по позиции 1 (пп.1.1, пп. 1.2, пп. 1.3, пп. 1.4, п. 1.5), по позиции 2 (пп.2.1, пп. 2.2, пп. 2.3) только товару одного производителя ОАО "ИСТОК-АУДИО ИНТЕРНЭШНЛ".
Таким образом, доводы заявителя в данной части являются необоснованными.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медпром" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении допущенного правонарушения.
4. Передать материалы дела от 04.04.2016 N 04-24-2285эп/16 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 4 апреля 2016 г. N 07-24-2285эп/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016