Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 12 апреля 2016 г. N 05-05-06/64-16
Резолютивная часть решения объявлена 07.04.2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 12.04.2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Представитель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Коржавина О.А. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Оюн С.С. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок":
- "__", действующий на основании доверенности N УС - 37 от 27.01.2016 г.;
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ":
- "__" действующий на основании доверенности б/н от 19.02.2016 г.
В отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест".
Рассмотрев жалобу (вх. N 1295 от 01.04.2016 года) Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" ("__") на положения аукционной документации электронного аукциона N 0112200000816001218 на "Выполнение работ по завершению строительства объекта "Детский сад на 140 мест, с. Кундустуг" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам подателя жалобы аукционная документация не соответствует Закону о контрактной системе по следующим основаниям:
1. В проекте государственного контракта, являющегося приложением к документации электронного аукциона N 0112200000816001218 не указана возможность обеспечения исполнения контракта в случае если предложенная в заявке участником закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта.
2. Заказчик не указал в документации электронного аукциона N 0112200000816001218 пункты и подпункты работ, на которые необходимо предоставить допуски СРО.
3. В разъяснениях, размещенных на официальном сайте 20.03.2016 г. заказчик не дает разъяснений по существу запроса, не приводит текст самого запроса, тем самым не отражает предмет запроса.
Представитель заказчика не согласился с доводами жалобы и полностью поддержал, представленные ранее в материалы дела письменные возражения.
Представитель уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок пояснил, что запросы на разъяснения положений документации аукциона в электронной форме N 0112200000816001218 в адрес уполномоченного органа не поступали, с целью разъяснения отдельных положений документации электронного форме N 0112200000816001218, в части размера обеспечения заявки на участие в аукционе, уполномоченным органом самостоятельно размещены соответствующие разъяснения, в связи с чем в них отсутствует предмет запроса.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку аукциона в электронной форме N 0112200000816001218, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 19.03.2016 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000816001218 на "Выполнение работ по завершению строительства объекта "Детский сад на 140 мест, с. Кундустуг". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 29 683 790,00 рублей.
Аукционная документация на "Выполнение работ по завершению строительства объекта "Детский сад на 140 мест, с. Кундустуг", утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок N 491/1 от 11.03.2016 года.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки электронного аукциона N 0112200000816001218 от 04.04.2016 г. на момент окончания срока подачи заявок поступила единственная заявка, которая признана соответствующей требованиям документации об аукционе N 0112200000816001218 и Закона о контрактной системе.
На основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион N 0112200000816001218 признан не состоявшимся.
1. В силу частей 1, 2 стать 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола (часть 6 статьи 37 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 29 Информационной карты документации аукциона в электронной форме N 0112200000816001218 установлено, что в случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25 % и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе и разделом 6 части 1 настоящей документации.
Разделом 6 части 1 документации об аукционе N 0112200000816001218 установлены антидемпинговые меры при проведении электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Более того, в пункте 12.2 проекта государственного контракта, являющегося приложением к документации об аукционе в электронной форме N 0112200000816001218 предусмотрено, что обеспечение исполнения контракта может быть увеличено заказчиком по основаниям, предусмотренным положениями статьи 37 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, довод подателя жалобы об отсутствии в проекте государственного контракта, являющегося приложением к документация электронного аукциона N 0112200000816001218 указания на возможность обеспечения исполнения контракта, в случае если предложенная в заявке участником закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта является не обоснованным.
2. Единые требования к участникам закупки предусмотрены статьей 31 Закона о контрактной системе.
В частности, в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 15 информационной карты документации электронного аукциона N 0112200000816001218 установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о предоставлении во второй части заявки свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией с максимально разрешенной суммой по одного договору не менее 60 миллионов рублей.
Объектом закупки N 0112200000816001218 является "Выполнение работ по завершению строительства объекта "Детский сад на 140 мест, с. Кундустуг".
Правоотношения в области строительства регулируются, в том числе, Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
При этом, согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
При этом, требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ.
Таким образом, требование к участникам закупки о предоставлении копии свидетельства СРО о допуске с функцией генерального подрядчика в строительстве, выданного саморегулируемой организацией соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, следовательно, довод ООО "Стройинвест" о неправомерном не указании пунктов и подпунктов работ, на которые необходимо предоставить допуски СРО не нашел своего подтверждения.
3. В силу требований части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику (часть 3 статьи 65 Закона о контрактной системе).
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе).
В силу части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 20.03.2016 года размещено разъяснение документации аукциона в электронной форме N 0112200000816001218, согласно которому "Указанный размер обеспечения заявки в пункте п.21 информационной карты аукционной документации читать как: Размер обеспечения заявки составляет 5% начальной (максимальной) цены контракта".
В свою очередь согласно пункту 21 информационной карты документации аукциона в электронной форме N 0112200000816001218 - размер обеспечения заявки составляет 0,5% начальной (максимальной) цены контракта.
На основании изложенного, размещенное уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок 20.03.2016 г. разъяснение в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе изменяет суть документации электронного аукциона, в части размера обеспечения заявки на участие в аукционе в электронной форме.
Согласно пункта 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
В силу требований части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информация, указанная в извещении о проведении закупки, в том числе о размере обеспечения заявки на участие в закупки, включается так же в документацию об электронном аукционе.
В соответствии с извещением о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000816001218 размере обеспечения заявки составляет 1484189,50 рублей, то есть 5 процентов от начальной (максимальной) цены государственного контракта.
В свою очередь, как было указано выше, пункт 21 информационной карты документации аукциона электронной форме N 0112200000816001218 содержит требования к размеру обеспечения заявки 0,5% начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация аукциона в электронной форме N 0112200000816001218 содержит требования к размеру обеспечения заявки на участие в аукционе не соответствующие извещению о проведении закупки.
В свою очередь довод подателя жалобы об отсутствии в разъяснениях заказчика ответа по существу запроса, текста самого запроса, предмета запроса не нашел своего подтверждения по обстоятельствам, указанным выше.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение:
2.1. части 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части размещения на общероссийском официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru разъяснения положений документации электронного аукциона N 0112200000816001218 изменяющего ее суть;
2.2. части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в документации аукциона в электронной форме N 0112200000816001218 требования к размеру обеспечения заявки не соответствующего извещению о проведении закупки.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и оператору электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений о контрактной системе.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии О.А. Коржавина
С.С. Оюн
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 12 апреля 2016 г. N 05-05-06/64-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2016