Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 13 апреля 2016 г. N 05-05-06/67-16
Резолютивная часть решения объявлена 08.04.2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 13.04.2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Коржавина О.А. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Оюн С.С. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
от государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования "Тувинский государственный университет":
"___"., действующий на основании доверенности б/н от 08.04.2016 г.
"___", действующая на основании доверенности б/н от 24.08.2015 г.
В отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Молот".
Рассмотрев жалобу (вх. N 1317 от 04.04.2016 года) Общества с ограниченной ответственностью "ЛИЛИТ" (121087, г. Москва, ул. Заречная, д. 2/1, офис 24) на положения аукционной документации электронного аукциона N 0312100006316000008 на "Выполнение капитального ремонта здания учебного корпуса по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, д. 5" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Лилит" документация электронного аукциона N 0312100006316000008 не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
1. Документация электронного аукциона в нарушение части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе содержит требования к размеру обеспечения заявки на участие в аукционе свыше 2 %.
2. В "Описании материалов" документации аукциона в электронной форме N 0312100006316000008 содержатся требования к товарам, по которым невозможно определить потребности заказчика.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы по основаниям, указанным в письменном возражении и пояснили, что документация электронного аукциона N 0312100006316000008 соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку аукциона в электронной форме N 0312100006316000008, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Заказчиком - Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Тувинский государственный университет" на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 12.03.2016 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312100006316000008 на "Капитальный ремонт здания учебного корпуса по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, 5". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 50 000 000,00 рублей.
Аукционная документация на "Капитальный ремонт здания учебного корпуса по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, 5", утверждена ректором Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тувинский государственный университет".
1. В силу пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (часть 3 статьи 30 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе).
При этом в силу пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок
В силу части 14 статьи 44 Закона о контрактной системе размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта (часть 15 статьи 44 Закона о контрактной системе).
Из системного толкования частей 1, 3, 5, 6 статьи 30 Закона о контрактной системе во взаимосвязи с пунктом 7 части 5 статьи 66, части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе, следует что преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям в рамках части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе и части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе различны. В первом случая все заявки участников закупок, не являющихся субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, что подтверждается предоставлением во второй части заявки соответствующей декларации, подлежат отклонению. Во втором же случае устанавливаются требования не к участникам закупки, а к порядку исполнения контракта. Соответственно участником закупки при установлении требований, предусмотренных частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе может быть любое лицо, без необходимости подтверждения наличия преимуществ, установленных частью 3 статьей 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, при отсутствии в извещении о проведении закупки ограничений и преимуществ, предусмотренных частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе размер обеспечения заявок на участие в аукционе должен устанавливаться заказчиком на общих основаниях в соответствии с частью 14 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312100006316000008 не содержит информации об ограничениях и преимуществах, предусмотренных частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного довод подателя жалобы об неправомерном установлении заказчиком в документации электронного аукциона N 0312100006316000008 требования к размеру обеспечения заявки на участие в аукционе свыше 2 % является необоснованным.
2. Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок закрепляет, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
Из системного толкования приведенных норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Требования к функциональным и качественным характеристикам товаров, используемым при выполнении работ, их минимальным и максимальным значениям и значениям, которые не могут изменяться установлены в аукционной документации в разделе "Описание материалов".
Порядок заполнения заявки определен в Информационной карте документации об аукционе в электронной форме N 0312100006316000008, в силу которой в описании товара Заказчиком используется следующие показатели:
1) показатели, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения.
2) показатели, значения которых не могут меняться.
3) показатели, для которых установлен диапазон значений.
4) показатели, для которых указаны вариантные значения.
Устанавливается следующий порядок описания характеристик товара, предлагаемого к поставке участникам электронного аукциона:
- по первому виду показателей участник электронного аукциона указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения;
- по второму виду показателей участник электронного аукциона указывает значение, установленное Заказчиком;
- по третьему виду показателей участник электронного аукциона указывает диапазон значений либо не хуже диапазона, указанного Заказчиком, или не шире диапазона, указанного Заказчиком.
- по четвертому виду показателей участник электронного аукциона указывает конкретную характеристику в отношении которой представлены варианты на выбор в соответствии с характеристиками товара(ов), предлагаемых участником электронного аукциона к поставке товаров.
Данные характеристики используется Заказчиком для определения соответствия, предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным в Части III настоящей документации об электронном аукционе "Техническое задание".
При указании конкретных показателей товаров участником размещения заказа в первой части заявки не должны использоваться слова/словосочетания/союзы (и их производные): "или эквивалент", "менее", "не менее", "не более", "более", "и", "и/или", "или", "либо", "следует", "должно", "должен быть", "может быть", "не уже чем", "требуемое", "до", "от", а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, указанным в Техническом задании документации об аукционе. Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований.
- При установлении заказчиком диапазона возможных значений характеристик (знаки "-", "",слова "от", "до", "менее/не менее", "более/не более", "ниже/не ниже", "выше/свыше/не выше", "не хуже", "лучше" и т.д.) участнику размещения заказа необходимо представить конкретное значение характеристики из установленного интервала.
- Если в требованиях указано "диапазон", то следует указывать интервал значений, входящие в заданный диапазон значений. Если в требованиях указано "фракция", то необходимо указывать интервал значений, входящие в заданный диапазон значений.
- Знак "," разделяющий характеристики товара (материала) свидетельствует о том, что необходимо перечислить все указанные типы или виды, или марок и т.п. товаров (материалов), и в отношении каждого из которых необходимо предоставить сведения о показателях качества.
- Знак "/", ";" "_" разделяющий товары (материалы) свидетельствует о том, что необходимо выбрать один из указанных типов или видов, или марок и т.п. товаров (материалов), и предоставить для данного товара (материала) сведения о показателях качества.
- Знак "" означает "более или равно", т.е. участник может указать значение показателя товара равное или более указанного значения, знак "
" означает "менее или равно", т.е. участник может указать значение показателя товара равное или менее указанного значения. Знак ">" и "<" означают, соответственно, более и менее требуемого значения показателя, не включая указанное значение.
- В случае, если в требуемых параметрах и/или требуемых значениях представлено несколько вариантов составляющих (компонентов) материала, то при выборе одного из составляющих (компонентов) необходимо указать только те характеристики, которые соответствуют выбранному составляющему (компоненту).
- Если в соответствии с ГОСТом и др. нормативными документами параметр не нормируется, участник должен указать в столбце значения, предлагаемое участником, как "не нормируется".
- Округление необходимо осуществлять до сотых или более точно.
На основании изложенного, довод подателя жалобы о том, что исходя из содержания документации аукциона в электронной форме N 0312100006316000008 не возможно определить параметры товаров, удовлетворяющих потребность заказчика является не обоснованным.
Кроме того, как было указано выше функциональные, технические и качественные характеристики товаров (материалов) используемых при выполнении работ установлены в аукционной документации, согласно которой заказчиком установлены значения показателей в отношении материалов и оборудования, используемых при выполнении работ.
При этом, участник электронного аукциона должен подготовить заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями, установленными в частях 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, и инструкцией по ее заполнению, а не требованиям ГОСТ.
3. По результатам проведённой внеплановой камеральной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее:
Как было указано выше в силу требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В свою очередь заказчиком при описании в пунктах 46, 67, 72, 79, 86, 87, 99, 101, 103, 105, 106 и тд. технического задания "Описание материалов" документации аукциона в электронной форме N 0312100006316000008 товаров, используемых при выполнении работ не указаны единицы измерения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров, установленным заказчиком требованиям, что прямо противоречит требованиям пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и свидетельствует об необъективности описания объекта закупки.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛИЛИТ" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях заказчика - Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования "Тувинский государственный университет" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части описания объекта закупки N 0312100006316000008 носящего необъективны й характер.
3. В связи с выдачей заказчику - Федеральному государственному бюджетному общеобразовательному учреждению высшего профессионального образования "Тувинский государственный университет" и оператору электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" предписание по делу N 05-05-06/65-16 об устранении нарушений о контрактной системе, предписание по делу 05-05-06/67-16 не выдавать.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии О.А. Коржавина
С.С. Оюн
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 13 апреля 2016 г. N 05-05-06/67-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2016