Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 13 апреля 2016 г. N 29/01-52/16
Комиссия Чукотского УФАС России по контролюв сфере закупок для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Т.А. Омаев, руководительЧукотского УФАС России; члены Комиссии: В.В. Брусенцов, главный специалист-экспертЧукотского УФАС России; Т.Ш. Даудов, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России,
в отсутствии представителей Заявителя уведомленного надлежащим образом.
в присутствии представителей Заказчика:
- Водянина Н.О. по доверенности от 02.10.2015 N 05-36/25, Кирпичева Я.А. по доверенности от 11.04.2016 N 02-02-03-19/08, Литвинов А.А. по доверенности от 11.04.2016 N 02-02-03-19/09,
рассмотревжалобу ООО"Стройинвест" (далее - Заявитель)на действия Администрации городского округа Анадырь (далее - Заказчик)при проведении электронного аукциона, реестровый номер торгов 0188300005416000032 на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов N 22 по ул. Берзиня, N 3-15 по ул. Энергетиков в городском округе Анадырь"(далее - Аукцион).
В результате проведенной проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 08.04. 2016 года поступила жалоба от Заявителя.
Из содержания жалобы следует:
1. Требования, которые заказчик обязан установить, а также требования, которые он вправе установить в отдельных случаях, к участникам закупки, перечислены в ст. 31 Закона о контрактной системев частности, пункт 10 часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе закрепляет что, участник закупки не должен является офшорной компанией.В Аукционной документации Заказчика условие о том, что участник не должен являться офшорной компанией в соответствии с пунктом 10 части 1 в указанной статье, отсутствует.
2. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе закреплено обязательное условие о том, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В документации заказчика информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке отсутствует.
3. В соответствии с частью 2 статьи 31Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования,
Пологая что, статьей 31 Закона о контрактной системе предусмотрено право Правительства РФ устанавливать к участникам закупок дополнительных требований. При этом непосредственно определен исчерпывающий перечень таких возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям. Примером реализации указанных пунктов статьи 31 Закона о контрактной системе служит постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"(далее-постановление N99).
Учитывая, что частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрены такие виды аукциона, как аукцион в электронной форме и закрытый аукцион, дополнительные требования, согласно приложению N 1 к постановлению N 99, устанавливаются к участникам закупки, осуществляемой путем проведениякак закрытого аукциона, так и аукциона в электронной форме.
Таким образом, Постановлением установлено, что осуществлении закупки работ строительных, а именно "Выполнение работ строительных, включенных в коды41, 42, 43, 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей" необходимо устанавливать дополнительные требования согласно постановления N99.
Таким образом, Заказчик не установив дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства N 99 от 14 февраля 2015 года, допустил нарушения Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и пояснили, что, по первому пункту жалобы в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования, в том числе в соответствии с которыми участник закупки не должен являться офшорной компанией.
В извещениио проведенииэлектронного аукциона для закупкиN 018830000541600032 от 22.03.2016 в разделе "Преимущества и требования к участникам", в пункте 1 "Требования к участникам", указано следующие "Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31Закона о контрактной системе)", таким образом требование установлено.
Согласно части 8.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона вышеуказанному требованию при его аккредитации на электронной площадке.
Таким образом, оператор электронной площадки осуществляет проверку участника электронного аукциона на предмет соответствия требованию, установленному пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, требование о наличии в составе документации сведений и декларации информации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является необоснованным.
По второму пункту жалобы, согласно доводов Заявителя, по поводу, пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, о том, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, считаем что данное условие выполнено, так как порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о аукционе, указано в пункте 27 "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке" Раздела I. СВЕДЕНИЙ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ, в части 1.1. Общие сведения о проводимом электронном аукционе в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
По третьему пункту жалобы "В соответствии с частями 2, 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны предъявлять дополнительные требования, установленные Правительством РФ к участникам закупок отдельных видов товаров (работ, услуг), при проведении электронных аукционов. Такое требование предусмотрено в пункте 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. При этом работы, являющиеся объектом закупки, должны быть отнесены к 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано. Разрешение на ввод в эксплуатацию по выполнению работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов N 22 по улице Берзиня, N 3-15 по улице Энергетиков в городском округе Анадырь заказчиком не выдается.
В градостроительном законодательстве нет четкого определения данного термина, но сказано о том, что представляет собой разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Это документ, удостоверяющий (ст. 55 ГрК РФ):
- выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство;
- соответствие построенного, реконструированного объекта градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта - проекту планировки территории, проекту ее межевания и проектной документации.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а такжедокументов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
1. работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
2. работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Объектом закупки, а так же предметом контракта является "Выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов N 22 по ул. Берзиня, N 3-15 по ул. Энергетиков в городском округе Анадырь", а не строительство, реконструкция или капитальный ремонт, которые не входят в вышеуказанные группы работ, а значит не может быть установлено требование к участнику закупки о необходимом уровне квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, довод Заявителя о том, что его права и законные интересы нарушены действиями Администрации считаем необоснованными.
Рассмотрев материалы дела, выслушав возражения сторон, проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 22.03.2016 на официальном сайте Заказчиком было размещено извещение N 0188300005416000032о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе, с начальной (максимальной) ценой контракта 60 000 000,00рублей.
Предметом проводимой закупки является ремонт дворовых территорий многоквартирных домов N22 по улице Берзиня N 3-15 по улице Энергетиков.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31Закона контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является офшорной компанией.
Из содержания указанной нормы следует что заказчик должен установить такие требования, а не сослаться на соответствующую статью Закона о контрактной системе поэтому доводы заказчика Комиссией отклоняются и требования Заявителя по первому пункту признаются обоснованными.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Ссылка на часть 4 статьи 65 заказчика, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе не устанавливает даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Требование по второму пункту ЖалобыКомиссией признаются обоснованными.
По третьему пункту Жалобы, Комиссией были изучены виды работ, установленные техническим заданием рассматриваемого аукциона. По результату перечня видов работ Комиссия пришла к выводу, что в совокупности работы относятся к благоустройству территории в районе жилых домов.
Согласно пункта 1.1. СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий"от 25.09.1975 г. N 158, правила настоящей норм должны соблюдаться при производстве и приемке работ по благоустройству территории, включая подготовку их к застройке, работы с растительным грунтом, устройство внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, оград, открытых плоскостных спортивных сооружений, оборудование мест отдыха и озеленение.
Правила распространяются на работы по благоустройству территорий и участков размещения объектов жилищно-гражданского, культурно-бытового и промышленно-производственного назначения.
Согласно пункту 1.2.СНиП III-10-75, работы по благоустройству территорий должны выполняться в соответствии с рабочими чертежами при соблюдении технологических требований, предусмотренных правилами настоящей главы (СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий") и проектами производства работ, в связи с этим доводы жалобы Заявителя по третьему пункту, а также и возражения заказчика не могут быть взяты во внимание Комиссией в виду того, что в данном случае должны быть установлены иные требования к аукционной документации.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки Комиссия, руководствуясь частью 8 статьей 106, пунктом 2 части 22 статьи 99Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия Администрации городского округа Анадырь при проведении электронного аукциона, реестровый номер торгов 0188300005416000032 обоснованной.
2. Выдать Администрации городского округа Анадырь обязательное для исполнения Предписание о внесении изменений в документацию об электронном аукционе.
Председатель Комиссии _________________________ Т.А. Омаев
Члены Комиссии _________________________ В.В. Брусенцов
_________________________ Т.Ш. Даудов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 13 апреля 2016 г. N 29/01-52/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2016