Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 29 ноября 2016 г. N 244
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии:
<__> - должностное лицо;
Членов Комиссии:
<__>,
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы представителя заявителя ООО "СТРОЙИНВЕСТ", а также представителя заказчика администрация Почепского района;
рассмотрев жалобу участника закупки ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика администрация Почепского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных работ по ул. Садовой и ул. Гагарина в г. Почепе Брянской области за N 0127300011116000083, установила:
1. 07.11.2016 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных работ по ул. Садовой и ул. Гагарина в г. Почепе Брянской области за N 0127300011116000083, (далее - электронного аукциона).
2. Контракт по итогам проведения электронного аукциона на момент рассмотрения жалобы не заключен.
3. Согласно представленному протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе за N 0127300011116000083 - 1 от 25.10.2016 г. электронный аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 316 356 рублей 96 копеек.
Заявитель ООО "СТРОЙИНВЕСТ" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, сформировавшего документацию об электронном аукционе с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), а именно:
1. Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки наименования производителя товара, что нарушает требования п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе;
2. Заказчиком в п. 8.3 проекта контракта установлены размеры штрафа только для одного значения цены контракта;
Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком администрация Почепского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которому документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, а также требования пп. а п.1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, согласно которому первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать в одном из подпунктов согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, поскольку заказчиком необоснованно установлено требование об указании участником закупки в содержании первой части заявки на наименование производителя предлагаемого к поставке товара.
Так, при обозрении документации об электронном аукционе за N 0127300011116000083 установлено, что в п. 21 документации об электронном аукционе содержится, в частности, требование о предоставлении в первой части заявки на участие в электронном аукционе информации о наименовании места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование, в то время как в пп. а п.1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в частности, содержится указание на предоставление в первой части заявки на участие в электронном аукционе информации только о наименовании страны происхождения товара.
Комиссией Брянского УФАС России принято решение признать вышеуказанное нарушение неповлиявшим на результаты проведения электронного аукциона, поскольку единственный участник электронного аукциона в первой части заявки представил информацию о стране происхождения предлагаемого к поставке товара. Ему не отказано в допуске к участию в аукционе по причине неуказания производителя товара.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчиком администрация Почепского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и положения п.5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", согласно которым за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей,
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей, поскольку:
- в пункте 8.3 проекта контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог ул. Садовой и ул. Гагарина в г. Почепе Брянской области за N 0127300011116000083 заказчиком установлен следующий штраф: "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, начисляется штраф в размере 10% цены настоящего контакта". Однако учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 316 356 рублей 96 копеек, то заказчику необходимо было в проекте контракта в соответствии с п.а ч.5 Правил установить размер штрафа 5% цены контракта, а не 10 % от цены контракта;
- в пункте 8.4 проекта контракта заказчиком установлен следующий штраф: "За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, начисляется штраф в размере 10 % цены настоящего контракта". Однако учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 316 356 рублей 96 копеек, то заказчику необходимо было в проекте контракта в соответствии с п.а ч.5 Правил установить размер штрафа 2% цены контракта, а не 10 % от цены контракта.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком администрация Почепского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения части 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и п.п.4,5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, согласно которым за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей, а за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей,
поскольку заказчиком в пункте 8.3 проекта контракта, являющегося приложением к документации о проводимой закупке, предусмотрен только один размер штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, и в пункте 8.4 проекта контракта предусмотрен только один размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, в то время как подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Постановления Правительства от 25.11.2013 года N1063 содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.
В проекте контракта заказчику надлежало установить различные размеры штрафа, поскольку заказчику и участнику закупки до проведения процедуры снижения цены контракта при проведении электронного аукциона и до заключения контракта не известно, будет ли снижена первоначальная начальная цена контракта ниже 3 млн. рублей.
Таким образом, учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчик должен установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Постановлением Правительства от 25.11.2013 года N 1063 для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Заказчиком администрация Почепского района при осуществлении нарушены требования ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которым пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и п.6,7,8 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 ", согласно которого пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, поскольку в п. 8.2 проекта контракта отсутствует формула и порядок расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил.
Кроме того, заказчиком в п. 8.2 проекта контракта условие о размере пени в отношении поставщика установлено в конкретном размере "одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта" без сопровождения слов "не менее".
Однако конкретный размер пени в качестве меры ответственности поставщика установлен быть не может, поскольку в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N 1063 он определяется по вышеуказанной формуле.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Заказчиком администрация Почепского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствие с которыми в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При обозрении документации об электронном аукционе за N 0127300011116000083, установлено что п. 9.5 проекта контракта предусматривает, что обеспечение исполнения контракта возвращается Поставщику в течение десяти рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования подрядчика по исполнению Поставщиком своих обязательств в полном объеме.
Однако, законодательством РФ о контрактной системе не предоставлено право заказчику при определении срока и порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, возлагать на участника закупки обязанности по направлению в адрес заказчика письменного уведомления о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта, напротив у заказчика возникает обязанность вернуть денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта после исполнения Подрядчиком всех своих обязательств, указных в контракте на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог ул. Садовой и ул. Гагарина в г. Почепе Брянской области.
Вышеуказанные признаки нарушений Закона о контрактной системе свидетельствуют, об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Заказчиком администрация Почепского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), поскольку заказчиком в п. 4.2.1 проекта контракта установлено требование о выполнении подрядчиком дорожных работ с обязательным соблюдением требований соответствующих СНИП, ГОСТ, однако, ни в проекте контракта, ни в документации об электронном аукционе не указано на их наименование и иные реквизиты, позволяющие участникам закупки их идентифицировать.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Заказчиком администрация Почепского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе согласно которой, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, поскольку в проекте контракта отсутствую условия применения антидемпинговых мер при проведении электронного аукциона.
Однако, поскольку предложенная победителем электронного аукциона цена контракта не была снижена на 25% и более, и как следствие антидемпинговые меры не применялись, комиссией Брянского УФАС России принято решение признать вышеуказанное нарушение неповлиявшим на результаты проведения электронного аукциона.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика администрации Почепского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог по ул. Садовой и ул. Гагарина в г. Почепе Брянской области за N 0127300011116000083 обоснованной.
2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика администрации Почепского района нарушение ч. 5,7,8,27 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст.64, пп. а п.1 ч. 3 ст.66, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе, а также п. 6,7,8 Постановления Правительства РФ N1063 от 25.11.2013 года.
3. Признать нарушение п. 2 ч. 1 ст.64, пп. а п.1 ч. 3 ст.66, ч.6 ст. 96 Закона о контрактной системе не повлиявшим на итоги закупки.
4. Выдать заказчику администрация Почепского района предписание об устранении выявленных нарушений ч. 5,7,8,27 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе, а также п. 6,7,8 Постановления Правительства РФ N1063 от 25.11.2013 года.
5. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 29 ноября 2016 г. N 244
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2016