Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 8 февраля 2016 г. N 07-16/2016
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказа N11 от 26 января 2016 года "О проведении внеплановой проверки" (далее - Приказ) Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР, Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
,
провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Государственного казенного учреждения "Республиканский психоневрологический интернат" Министерства труда и занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики" (далее - заказчик) на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении закупки способом электронного аукциона N0304200009415000056 "Мясо крупного рогатого скота" (извещение о проведении электронного аукциона - 28.12.2015г. 22:14ч.). Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 202 000, 00 рублей (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от Общества с ограниченной ответственностью "ПРОД-ТОРГ" о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
В рамках внеплановой проверки было назначено заседание Инспекции на 05.02.2016г. в 14:00ч., в котором приняли участие от заказчика , действующей на основании доверенности N157 от 12.01.2016г., , действующей на основании доверенности Nб/н от 28.05.2015г. На заседание Инспекции представители заказчика пояснили, что заявки были отклонены от участия в аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в силу несоответствия заявок информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В ходе внеплановой проверки Инспекцией установлено, что электронный аукцион N0304200009415000056 "Мясо крупного рогатого скота" (извещение о проведении электронного аукциона - 28.12.2015г. 22:14ч.) был опубликован заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и документации об аукционе. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 202 000, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 28.12.2015г. 22:14ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 12.01.2016г. 09:00ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 15.01.2016г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 18.01.2016ч.
На участие в аукционе было подано 7 заявок, в результате рассмотрения первых частей заявок единой комиссией заказчика 6 заявок были отклонены от участия в аукционе, 1 заявка допущена на участие в аукционе.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 Закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Основанием для отклонения от участия в аукционе шести заявок послужили следующие пункты по позиции "Мясо крупного рогатого скота", в частности, "Вид крупного рогатого скота"; "Термическое состояние говядины"; "Способ выработки мяса крупного рогатого скота".
В техническом задании документации об аукционе предусмотрено по позиции "Мясо крупного рогатого скота должно быть из: молодняка крупного рогатого скота или взрослого крупного рогатого скота, телят или телят-молочников"; "По термическому состоянию говядина, телятина должна быть: парная или остывшая, подмороженная или замороженная"; "Для выработки говядины, телятины и молочной телятины должен быть использован крупный рогатый скот, выращенный и откормленный в специализированных, индивидуальных хозяйствах с соблюдением ветеринарных, агрономических и зоогигиенических требований".
В отклоненных шести заявках были сделаны следующие предложения по требованиям документации об аукционе, а именно, "Мясо взрослого крупного рогатого скота", "Остывшее", "Крупный рогатый скот, выращен и откормлен в специализированных, индивидуальных хозяйствах с соблюдением ветеринарных, агрономических и зоогигиенических требований".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе перечисление видов товара, их характеристик (показателей), являющихся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения товара, после знака двоеточия, и разделенные между собой запятой, означает, что Заказчику необходимо наличие в товаре всех видов и со всеми перечисленными характеристиками (показателями). При использовании союза "или", участник предлагает товар, сочетающий в себе только одну характеристику из разделенных данным союзом. Следовательно, участники закупки должны были предложить мясо двух видов, осуществив при этом выбор между теми, что соединены союзом "или". Соответствующий вывод непосредственно касается и пункта "Термическое состояние говядины" позиции "Мясо крупного рогатого скота" технического задания документации об аукционе.
В техническом задании документации об аукционе предусмотрено требование о соответствии положениям ГОСТа Р54315-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Крупный рогатый скот для убоя. Говядина и телятина в тушах, полутушах и четвертинах". В содержании ГОСТа Р54315-2011 указано, что для выработки говядины, телятины и молочной телятины используют крупный рогатый скот, выращенный и откормленный в специализированных или индивидуальных хозяйствах с соблюдением ветеринарных, агрономических и зоогигиенических требований. Способ выработки мяса крупного рогатого скота не является функциональной, технической или качественной характеристикой товара, так как при поставке мяса крупного рогатого скота заказчиком проверяется на соответствие требованиям ГОСТа Р 54315-2011 и как следствие не может явится причиной отклонения заявки от участия в аукционе как несоответствующая требования, предусмотренным пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Таким образом, единой комиссией заказчика отклонены незаконно и необоснованно заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 6, 7 в части способа выработки мяса крупного рогатого скота.
В техническом задании документации об аукционе предусмотрено требование "Весь поставляемый товар должен иметь остаточный срок хранения на момент поставки не менее 80% от общего срока годности", учитывая, что требования заказчика об остаточным сроке годности продуктов питания, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей продуктов питания, ограничение конкуренции и количества участников, остаточный срок годности таких товаров, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (в годах, месяцах, днях), в течение которого продукты питания сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой указанные товары сохраняют свою пригодность для исполнения по назначению, что также подтверждается письмом Министерства экономического развития Российской Федерации NОГ-Д28-11718 от 04 сентября 2015 года.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - ПП от 25.11.2013 N1063).
В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено, что в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системы в пункте 7.2.2 части 7 проекта государственного контракта установлен размер штрафа - 2,5% от цены государственного контракта, тогда как в соответствии с пунктом "б" части 5 ПП от 25.11.2013 N1063 за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде - 2 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 7.3.2 части 7 проекта государственного контракта предусмотрен размер штрафа - 10% цены государственного контракта. Однако, на основании пункта "б" части 4 ПП от 25.11.2013 N1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде - 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей. Следовательно, при формировании и утверждении документации об аукционе допущены нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Инспекция на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказа,
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Государственного казенного учреждения "Республиканский психоневрологический интернат" Министерства труда и занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики" нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, частей 5, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.В связи с тем, что по электронному аукциону N0304200009415000056 "Мясо крупного рогатого скота" (извещение о проведении электронного аукциона - 28.12.2015г. 22:14ч.) государственный контракт заключен, предписание об устранении нарушений не выдавать.
3.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции:
Члены инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 8 февраля 2016 г. N 07-16/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2016