Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 февраля 2016 г. N 07-21-16
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР N09 от 25 января 2016г. "О проведении внеплановой проверки", N22 от 05 февраля 2016г. и N53 от 15 февраля 2016г. "О внесении изменений в приказ N09 от 25.01.2016г." Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) муниципальных заказчиков: Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация "Детский сад N1" г.п. Нарткала Урванского муниципального района; Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация "Детский сад N2" г.п. Нарткала Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики; Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация "Детский сад N3" г.п. Нарткала Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики; Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация "Детский сад N4" г.п. Нарткала Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики; Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация "Детский сад N5" г.п. Нарткала Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N2" г.п. Нарткала Урванского муниципального района КБР; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N3" г.п. Нарткала Урванского муниципального района КБР; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N4" г.п. Нарткала Урванского муниципального района КБР; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N6" г.п. Нарткала Урванского муниципального района КБР; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N1" с.п. Кахун Урванского муниципального района КБР; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа имени В.Х. Кагазежева" с.п. Псынабо Урванского муниципального района КБР; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с.п. Псыкод" Урванского муниципального района КБР; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" с.п. Нижний Черек Урванского муниципального района КБР; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N1" с.п. Старый Черек Урванского муниципального района КБР; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N2" с.п. Старый Черек Урванского муниципального района КБР; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N1 с.п. Псыгансу" Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" с.п. Урвань Урванского муниципального района; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" с.п. Герменчик Урванского муниципального района КБР; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" с.п. Черная Речка Урванского муниципального района КБР (далее - заказчики), уполномоченного органа - Местной администрации Урванского муниципального района КБР (далее - уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона N0104300002515000027 "Поставка продуктов питания для нужд образовательных учреждений Урванского муниципального района КБР (совместный аукцион)",
УСТАНОВИЛА
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Семенова А.В. о допущенных заказчиком нарушениях Закона о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0104300002515000027 "Поставка продуктов питания для нужд образовательных учреждений Урванского муниципального района КБР (совместный аукцион)". Решением по делу 07-10/16 жалоба ИП Семенова А.В. была оставлена без рассмотрения.
На имя руководителя была написана докладная записка с предложением о проведении внеплановой проверки в отношении действий (бездействий) заказчиков, уполномоченного органа и аукционной комиссии уполномоченного органа (далее - аукционная комиссия), так как в ходе предварительной подготовки к рассмотрению жалобы и изучения материалов закупки N0104300002515000027 "Поставка продуктов питания для нужд образовательных учреждений Урванского муниципального района КБР (совместный аукцион)", в действиях заказчиков, уполномоченного органа, аукционной комиссии усматривались признаки нарушения Закона о контрактной системе, а именно: установление требований к характеристикам товаров в соответствии с недействующими ГОСТами по позициям 1, 13, 15, 29, 32, 33, а также незаконный допуск участников к аукциону, тогда как заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 6, 7, 10 и 12 не соответствуют требованиям, установленным в документации об аукционе.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99, части 26 статьи 99 Закона о контрактной системе, для детального анализа осуществления закупки N0104300002515000027 было назначено заседание Инспекции и в адрес заказчиков и уполномоченного органа был направлены уведомления о проведении внеплановой проверки.
На заседании Инспекции, состоявшемся 05.02.2016г., представители уполномоченного органа пояснили, что требования, установленные в соответствии с недействующими ГОСТами не противоречат действующим ГОСТам, по позиции N16 "Лук" участники были допущены к аукциону , так как ими были указаны характеристики товара, соответствующие требованиям аукционной документации, а по позиции N29 "Яйцо куриное" участником аукциона были указаны характеристики, соответствующие ГОСТу Р 52121-2003, кроме веса яйца, который вообще не указана в заявке, в связи с чем, аукционная комиссия посчитала возможным допустить участника к участию в аукционе, а его заявку признать соответствующей требованиям аукционной документации.
Приказом УФАС по КБР N 22 от 05.02.2016г. срок проведения внеплановой проверки был продлен до 15 февраля 2016г. В адрес заказчиков и уполномоченного органа был направлен запрос о представлении письменных пояснений:
- по факту установления требований к характеристикам товаров в соответствии с недействующими ГОСТами по позициям 1, 13, 15, 29, 32, 33;
- по факту допуска участников закупки с номерами заявок на участие в аукционе: заявка N1 - по позиции 16 "Лук" и позиции 29 "Яйцо куриное диетическое" (в заявке N15 и N29); заявки NN2,3,4,6,7,10 и 12 по позиции 16 "Лук".
В установленный срок от заказчиков поступили пояснения о том, что при формировании заявки для направления в уполномоченный орган, в технической части могли быть допущены технические ошибки.
От уполномоченного органа поступили письменные пояснения, согласно которым требования, установленные в соответствии с недействующими ГОСТами не противоречат действующим ГОСТам, по позиции N16 "Лук" участники были допущены к аукциону , так как ими были указаны характеристики товара, соответствующие требованиям аукционной документации, а по позиции N29 "Яйцо куриное" участником аукциона были указаны характеристики, соответствующие ГОСТу Р 52121-2003 и что в связи с большим объемом работ по своду информации для совместного аукциона, получаемые от заказчиков в различных форматах, а также на бумажных носителях, в аукционной документации могли произойти технические ошибки.
Так, 28.12.2015г. в 16:08ч. на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru была размещена закупка N0104300002515000027 "Поставка продуктов питания для нужд образовательных учреждений Урванского муниципального района КБР (совместный аукцион)". Начальная (максимальная) цена контракта 23 266 996 рублей.
На участие в электронном аукционе было подано десять заявок, впоследствии все заявки были признаны соответствующими требованиям, установленным в документации об аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 12 января 2016г.).
По итогам проведения электронного аукциона победителем признан ИП Гузоев Р.М. - заявка на участие в аукционе N5, (протокол подведения итогов электронного аукциона от 15 января 2016г.).
В ходе проведения внеплановой проверки и изучения материалов дела было установлено:
1) в нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в технической части документации об аукционе установлены требования о соответствии предлагаемого к поставке товара недействующим ГОСТам по позициям:
- N1 "Хлеб пшеничный" установлен ГОСТ Р52462-2005 "Изделия хлебобулочные из пшеничной муки. Общие технические условия", тогда как данный ГОСТ прекратил свое действие 15.02.2015г.;
-N13 "Картофель" установлен ГОСТ Р 51808-2001 "Картофель свежий продовольственный, реализуемый в розничной торговой сети. Технические условия", тогда как данный ГОСТ прекратил свое действие 01.07.2014г.;
- N15 "Свекла столовая" установлен ГОСТ Р 51811-2001 "Свекла столовая свежая, реализуемая в розничной торговой сети. Технические условия", тогда как данный ГОСТ прекратил свое действие 15.02.2015г.;
- N29 "Мясо-говядина 1 категории" установлен ГОСТ 799-55, который не существует;
- N32 "Рыба Минтай свежемороженая" установлен ГОСТ 1168-86 "Рыба мороженая. Технические условия (с Изменениями N 1-4)" тогда как данный ГОСТ прекратил свое действие 01.01.2015г.;
- N33 "Чай черный" установлен ГОСТ 1938-90 "Чай черный байховый фасованный. Технические условия" тогда как данный ГОСТ прекратил свое действие 01.07.2015г.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Установление в технической части требования о соответствии предлагаемых к поставке товаров недействующим ГОСТам по позициям 1, 13, 15, 29, 32, 33, противоречит законодательству о контрактной системе и далее установленным в технической части требованиям, а именно: "_указать наименование страны происхождения товара. Требования к упаковке, маркировке (этикеткам), подтверждению соответствия, процессам и методам производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий_" и нарушает вышеуказанные нормы Закона о контрактной системе. Данные требования к товарам являются незаконными, так как требуют о соответствии товаров стандартам, установленным, по сути, в несуществующих на момент проведения закупки ГОСТах и создают условие, не позволяющее участникам закупки подготовить заявку на участие в аукционе надлежащим образом, поскольку, будучи добросовестными участниками закупки и отдав предпочтение характеристикам товаров, согласно действующим ГОСТам и указав в заявках о соответствии товара действующему ГОСТу и ссылку на действующий ГОСТ, участники подготовят заявки, которые не будут соответствовать требованиями, установленными в документации об аукционе в части соответствия ГОСТам, установленным в техничкой части, что в последствии могло привести к отклонению заявок от участия в аукционе.
Документация об аукционе утверждена уполномоченным органом, следовательно, в действиях должностного лица уполномоченного органа усматриваются признаки нарушения части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
2) в нарушение частей 1,3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия незаконно допустила на участие в аукционе заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 6, 7, 10 и 12, которые не соответствуют требованиям, установленным в документации об аукционе.
Так в заявках с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 6, 7, 10 и 12 по позиции "Лук" указано: "Лук репчатый_урожай 2015 года_", что несоответствует требованиям, установленным в документации об аукционе, так как в технической части установлено требование: "Лук репчатый_урожай 2013года_".
В заявке с порядковым номером 1 по позиции "Яйцо куриное диетическое" предложено к поставке: "Яйцо куриное диетическое. Яйца куриные пищевые, 1 категории. Скорлупа яиц чистая, без пятен крови и помета и неповрежденная. ГОСТ Р 52121-2003 - Яйца куриные пищевые. Технические условия Количество 143410,0 шт Производитель Россия", тогда как в технической части установлено: "Яйцо куриное диетическое. Яйца куриные пищевые, 1 категории. Скорлупа яиц должна быть чистой, без пятен крови и помета и неповрежденной. Вес одного яйца не менее 50 грамм. ГОСТ Р 52121-2003- Яйца куриные пищевые. Технические условия", то есть участник закупки в своей заявке не сделал предложения по весу яйца, а следовательно, незаконно допущен к участию в аукционе.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. Данные нарушения носят формальный характер, однако при оценке формальных составов последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание правоприменителем при выборе конкретной меры ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, содержащему формальный состав. Однако сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижения ее целей.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Проверив законность допуска к участию в аукционе заявок с порядковыми номерами 5 и 9, Инспекция приходит к выводу, что аукционная комиссия действовала правомерно.
Исходя из вышеизложенного, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа усматриваются признаки нарушения части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
Инспекция на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказа,
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях уполномоченного органа - Местной администрации Урванского муниципального района КБР нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона N0104300002515000027 "Поставка продуктов питания для нужд образовательных учреждений Урванского муниципального района КБР (совместный аукцион)".
2.Признать в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - нарушение частей 1,3 и 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона N0104300002515000027 "Поставка продуктов питания для нужд образовательных учреждений Урванского муниципального района КБР (совместный аукцион)".
3. В связи с тем, что по результатам проведения электронного аукциона N0104300002515000027 "Поставка продуктов питания для нужд образовательных учреждений Урванского муниципального района КБР (совместный аукцион)" контракты заключены, предписание об устранении нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 февраля 2016 г. N 07-21-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2016