Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 11 марта 2016 г. N 05/С-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.Г. - председателя Комиссии, заместителя руководителя управления; Малыгиной Т.Г. - начальника отдела контроля закупок; Парнищевой М.М. - главного специалиста -экспертаотдела контроля закупок,
в присутствии представителя государственного заказчика - Министерство образования и науки Амурской областиПисменчук Н.С., действующей на основании доверенности от 11.02.2016 N 02-836 и Чернова Евгения Викторовича, действующего на основании доверенности от 09.03.206 N 02-1132,
рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России от Федеральной антимонопольной службы информацию о нарушении государственным заказчиком -Министерство образования и науки Амурской области,положений Федерального закона от 21.03.2005N94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при размещении заказа по поставке спортивного оборудования (тренажер многофункциональный), объявленного извещением N 0123200000312002205 от 10.08.2012.
Представителям заказчика разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России.
Из поступившей в Амурское УФАС России информации от ФАС России следует, Министерством образования и науки Амурской области при размещении заказа, объявленного извещением N0123200000312002205на поставку спортивного оборудования (многофункциональный тренажер) при размещении на сайте протокола отказа от заключения контракта с победителем аукциона сведения о таком лице, уклонившимся от заключения контракта не направлены в антимонопольный орган для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель заказчика поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях, представленных в Амурское УФАС России до проведения внеплановой проверки, дополнительно пояснила Комиссии Амурского УФАС России, что победителем аукциона - ООО "Кисельные берега" проект контракта не был подписан в регламентированный срок, в связи с чем, заказчиком было принято решение об отказе от заключения контракта с данным обществом. Заказчиком было принято решение об отказе от заключения контракта так же с лицом, предложение о цене которого было наименьшим, после победителя аукциона.
Представитель заказчика считает, что прямой обязанности у заказчика по направлению сведений об уклонившимся от заключения контракта лице в антимонопольный орган для включения его в реестр недобросовестных поставщиков отсутствовала в силу положений части 4 статьи 19 Закона о размещении заказов.
Комиссия Амурского УФАС России, заслушав представителя государственного заказчика, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку размещения закупки, установила следующее:
отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд регламентируются Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
До вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд регламентировались Федеральным законом от 21.03.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
10.08.2012государственным заказчиком - Министерство образования и науки Амурской области на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услугwww.zakupki.gov.ruбыло размещено извещение N 0123200000312002205 по поставке спортивного оборудования (тренажер многофункциональный).Открыты аукцион в электронной форме проводился на электронной площадке в сети Интернет по адресу: www.rts-tender.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 923 200 рублей.
До окончания срока подачи заявок на участие в аукционе было подано 6 заявок.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 24.08.2012 N 0123200000312002205 к участию в аукционе было допущено 5 участников заказа, с порядковыми номерами заявок 1. 2, 3, 5 и 6.
В соответствии с имеющейся на сайте оператора электронной площадки информации заявка с порядковым номером 2 было отозвана участником размещения заказа.
Заявка с порядковым номером 4 аукционной комиссией отклонена на основании п. 2 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов - несоответствие сведений, предусмотренных требованиями документации об открытом аукционе в электронной форме (в заявке участник размещения заказа участник размещения заказа предложил гарантийный срок поставщика на товар - 12 месяцев с даты подписания сторонами акта приема-передачи товара, что не соответствует требованиям документации обаукционе в электронной форме (не менее 36 месяцев).
В соответствии с протоколом от 27.08.2012 подведения итогов на участие в открытом аукционе в электронной форме победителем аукциона признано ООО "Кисельные берега" предложение о цене контракта которого составило 2 150 000 рублей.
05.09.2012 ООО "Кисельные берега" направило протокол разногласий, в котором просило указать в контракте сумму НДС (327 966,11 рублей), что подтверждается материалами дела.
Информация из личного кабинета государственного заказчика по переписке с победителем аукциона о заключении контракта в материалы дела не представлена.
Из пояснений представителя заказчика следует, что после направления заказчиком победителю аукциона проекта контракта с внесенными изменениями, с учетом протокола разногласий, контракт победителем аукциона в регламентированный срок подписан не был.
17.09.2012 Заказчиком принято решениеоб отказе от заключения государственного контракта и признании победителя аукциона - ООО "Кисельные берега" уклонившимся от заключения контракта, что подтверждается соответствующим протоколом.
Из материалов внеплановой проверки и сведений, имеющихся на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru следует, что в нарушение требований вышеназванный протокол размещен на официальном сайте 04.04.2013.
В соответствии с частью 13 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в случае, если победитель открытого аукциона в электронной форме признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя открытого аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником открытого аукциона в электронной форме, который предложил такую же, как и победитель открытого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем открытого аукциона условий.
Из смысла указанной нормы следует, что заказчик вправе выбрать один из вариантов дальнейших действий после признания победителя заказа уклонившимся от заключения контракта, а именно: обратиться в суд с требованием о понуждении победителя аукциона заключить контракт, либо заключить контракт в данном случае с Денисовым Евгением Евгеньевичем, предложение о цене контракта которого являлось наилучшим после победителя аукциона и составляло - 2 165 000 рублей.
В соответствии с частью 14 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в случае, если участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт при уклонении победителя открытого аукциона в электронной форме от заключения контракта, признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении указанного участника открытого аукциона заключить контракт и о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником открытого аукциона, который предложил такую же, как и указанный участник открытого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных указанным участником открытого аукциона условий.
В нарушение ч. 13 и ч. 14 ст. 41.12 Закона о размещении заказов государственным заказчиком было принято решение об отказе от заключения контракта с Денисовым Е.Е., а также следующим участником аукциона, предложение о цене контракта которого являлось наилучшим после победителя аукциона - ООО "Кисельные берега" и Денисова Е.Е. - ООО "Акватория-ОПТ", предложение о цене контракта которого составило 2 339 384,00 рублей. Сведений о направлении в адрес указанных участников размещения заказа проекта контракта для заключения не представлено.
Государственным заказчиком процедура заключения контракта по результатам размещения заказа в форме открытого аукциона в электронной форме не соблюдена.
В случае соблюдения требований частей 13 и 14 статьи 41.12 Закона о контрактной системе у заказчика, в соответствии с частью 4 статьи 19 этого же Закона, возникает обязанность о направлении в антимонопольный орган сведений о лице, уклонившемся от заключения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона о размещении заказов в случае, если контракт заключен с участником размещения заказа, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении победителя торгов, участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта с указанным участником размещения заказа направляет в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона либо протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок в части определения победителя торгов, участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, или победителя в проведении запроса котировок, уведомление победителя торгов, участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, или победителя в проведении запроса котировок об отказе от заключения контракта, решение суда о понуждении победителя торгов, участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, или победителя в проведении запроса котировок к заключению контракта (при его наличии) и иные свидетельствующие об отказе победителя торгов, участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта документы.
В действиях заказчика имеются нарушения частей 13 и 14 статьи 41.12; ч. 4 ст. 19 Закона о размещении заказов.
Так как устранение выявленных нарушений закона не представляется возможным в силу того, что Закон о размещении заказов прекратил свое действие и не распространяется на отношения, возникшие после принятия и введения в действие Федерального закона от 05.03.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссией Амурского УФАС России принято решение предписание не выдавать.
Изучив материалы дела, проведя внеплановую проверку действий государственным заказчиком - Министерство образования и науки Амурской областипри размещении заказа на поставку спортивного оборудования (тренажера многофункционального), объявленного извещением N 0123200000312002205 от 10.08.2012, руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 99, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
1. Признать государственного заказчика- Министерство образования и науки Амурской областипри размещениизаказа на поставку спортивного оборудования (тренажера многофункционального), объявленного извещением N 0123200000312002205 от 10.08.2012 нарушившим ч. 4 ст. 19; ч. 13, ч. 14 ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: Т.Г. Малыгина
М.М. Парнищева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 11 марта 2016 г. N 05/С-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2016