Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 марта 2016 г. N 04-07-2455/16
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
рассмотрев обращение Головина А.П. (далее - Заявитель), перенаправленное ФАС России, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе сфере закупок в действиях Муниципального автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Раменского муниципального района Московской области" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов:
"на поставку мебели" (номер извещенияhttp://zakupki.gov.ru/epz/order/printForm/view.html?printFormId= 5731091 1048300015015000007 и на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Аукцион N 1);
"на поставку мебели" (номер извещенияhttp://zakupki.gov.ru/epz/order/printForm/view.html?printFormId= 5731091 1048300015015000005 на Официальном сайте) (далее - Аукцион N 2);
запроса котировок: "на поставку перегородки" (номер извещения 1048300015015000003) (далее - Запрос котировок);
на официальном сайте Единой информационной системы - zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукционы), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское областное УФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии извещением о проведении закупки, документацией об Аукционе N 1, протоколами рассмотрения заявок на участие в Аукционе N 1:
1) извещение о проведении Аукциона N 1 размещено на Официальном сайте - 06.11.2016;
2) начальная максимальная цена контракта - 2 987 636,88 рублей;
3) на участие в Аукционе N 1 подано 2 заявки от участников закупки;
4) заявки 2 участника закупки допущено до участия в Аукционе;
5) в период проведения Аукциона N 1 предложения о цене контракта подавал 1 участник закупки;
6) победителем Аукциона N 1 признано ООО "Фаворит" с предложением о цене контракта 2 972 698, 70 рублей;
7) контракт заключен 07.12.2015 с ООО "Фаворит".
В соответствии извещением о проведении закупки, документацией об Аукционе N 2, протоколами рассмотрения заявок на участие в Аукционе N 2:
1) извещение о проведении Аукциона N 2 размещено на Официальном сайте - 06.11.2016;
2) начальная максимальная цена контракта - 1 073 890,06 рублей;
3) на участие в Аукционе N 2 подано 2 заявки от участников закупки;
4) заявки 2 участника закупки допущено до участия в Аукционе;
5) в период проведения Аукциона N 2 предложения о цене контракта подавал 1 участник закупки;
6) победителем Аукциона N 2 признано ООО "Фаворит" с предложением о цене контракта 1 020 195,56 рублей;
7) контракт заключен 07.12.2015 с ООО "Фаворит".
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении Запроса котировок размещено на Официальном сайте - 29.10.2015;
2) начальная максимальная цена контракта - 129 000,00 рублей;
3) на участие в Запросе котировок подано 2 заявки от участников закупки;
4) заявки 2 участников закупки признаны соответствующим извещению и Закону о контрактной системе;
5) победителем Запроса котировок признано ООО "Фаворит" с предложением о цене контракта - 127 710, 00 рублей;
6) контракт заключен 21.11.2015 с ООО "Фаворит".
1. Согласно доводу обращения, Заказчиком в документации об Аукционах N 1 и N 2 установлено требование о предоставлении перед поставкой для согласования Заказчиком опытного образца поставляемого товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно документации об Аукционе, показатели товаров, соответствующие требованиям Заказчика, заполняются участником закупки в соответствии с Разделом ХII "Техническая часть документации об электронном аукционе" (далее - Техническое задание).
Изучив Техническое задание документации об Аукционах N 1 и N 2, Комиссия установила, что для ряда товаров, например, по Аукциону N 1 "кресло для посетителей", по Аукциону N 2 для товара "стол для сотрудников" установлено следующее требование "Перед доставкой поставщик обязан предоставить Заказчику для согласования опытный экземпляр в собранном виде".
При этом, требование о предоставлении опытного образца не является технической характеристикой товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование к составу первой части заявки с нарушением Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу обращения, по всем позициям технического задания документации об Аукционе установлено требование, о необходимости поддержания единого фирменного стиля по бренду.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Изучив документацию об Аукционе N 1, Комиссия установила, что для товаров по пунктам 6 и 7 технического задания "кресло оператора с высокой спинкой на колесах" установлено требование "подлокотники выполнены из глянцевого пластика, покрытые защитным составом, препятствующим изменение цвета подлокотника и его разрушения гарантированно на протяжении 12 лет", а также установлен гарантийный срок гарантийный срок на весь перечень поставляемого товара в течение 12 месяцев с момента поставки". Таким образом, установлен противоречивый гарантийный срок, что не соответствует части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Изучив документации об Аукционах N 1 и N 2, Комиссия установила, что для товаров, указанных в технических заданиях, установлено требование о необходимости поддержания единого стиля по бренду. Так, например, по Аукциону N 2 для товара "шкаф оператора для документов", установлено следующее требование: "Цвет пластика должен быть согласован с заказчиком и должен на 100% совпадать с уже имеющейся мебелью для поддержания единого фирменного стиля по бренду".
При этом, документация об Аукционе не содержит описания бренда, соответствия которому должен соответствовать товар.
Пунктом 9 технического задания документации об Аукционе для товара "кресла для посетителей" установлено требование к материалу обивки - "эко-кожа черного цвета. До поставки цвет согласовывается с Заказчиком".
Таким образом, описание объекта закупки носит необъективный характер, что не позволяет участникам закупки сформировать заявки на участие в Аукционах.
Кроме того, по ряду позиций технического задания документаций об Аукционах установлены требования о 100 % соответствии цвета товара с имеющимся у Заказчика. Так, например, по пункту 33 технического задания документации об Аукционе N 1 для товара "витрина мебельная - офисная со стеклами быстросъемная", установлено требование "цвет тонированного стекла должен согласовываться с заказчиком и не менее чем на 100 % подходить к уже установленным стеклянным панелям". Аналогичное требование установлено и к товару "рабочее место оператора": "Цвет пластика согласовывается с заказчиком и на 100% совпадает с уже имеющейся мебелью для поддержания единого фирменного стиля".
Также, для товара "витрина мебельная быстросъемная" установлено требование о необходимости возможности демонтажа (среднее время монтажа - демонтажа не должно превышать двух академических часов, что является излишним требованием к товару.
Кроме того, для товара "кресло высокое для посетителя, установлено требование к показателю "материал обивки" - "эко-кожа "Кордова" или "Империя"", при этом не указана возможность поставки эквивалента и не указаны параметры эквивалентности.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно доводу обращения Заявителя в пункте 29 технического задания документации об Аукционе N 1, для товара гардероб" установлены требования к зеркальным дверям "толщина зеркальных вставок не менее 5 мм, все зеркальные вставки должны быть оклеены бронированной пленкой, предотвращающей разрушение зеркальной вставки двери от прямого удара силой не менее 50 кг.". При этом, по мнению Заявителя, существуют требования к бронированным пленкам, установленные ГОСТами.
Изучив документации об Аукционах, Комиссия установила, что документация об Аукционе содержит максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, довод обращения не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу обращения, обеспечение исполнения контракта ограничивает количество участников закупки, так как в извещение о проведении закупки установлено преимущество для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
При этом, Законом о контрактной системе не установлено ограничений в части размера обеспечения исполнения контракта, в случаях, если участниками являются субъекта малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Таким образом, действия Заказчика в части установления размера обеспечения исполнения контракта не противоречат Закону о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения не нашел своего подтверждения.
Поскольку Комиссия Управления проводит рассмотрение обращения в рамках Закона о контрактной системе, довод Заявителя о нарушении Заказчиком положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Довод Заявителя о нарушениях Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не рассматривать.
3. Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, так как заключен контракт.
4. Передать материалы дела от 15.03.2016 N 04-07-2455/16 должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 марта 2016 г. N 04-07-2455/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2016