Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 22 декабря 2015 г. N 2430/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 2430/03, возбужденное по информации, поступившей в Ростовское УФАС России из Седьмого следственного управления Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации о нарушении Заказчиком требований Федерального Закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении запроса котировок N 0858300002213000005 "Выполнение работ по содержанию мест захоронения города Ростова-на-Дону (вывоз и утилизация отходов на Северном городском кладбище)" (далее - запрос котировок), при проведении открытого аукциона в электронной форме N0858300002213000001 "Выполнение работ по содержанию мест захоронения города Ростова-на-Дону", открытого аукциона в электронной форме N0858300002213000004 "Размещение заказа на выполнение работ по содержанию мест захоронения города Ростова-на-Дону в 2014 году", в присутствии представителей Заказчика (Шальцевой Е.В., Говорухиной О.Н.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России 03.12.2015 года из Седьмого следственного управления Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации поступила информация о нарушениях Заказчиком Закона при проведении названных аукционов и запроса котировок.
Заказчиком 18.12.2015 года в Ростовское УФАС России представлены копии документов относительно закупок.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона, п.3.32 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", утвержденного Приказом ФАС РФ от 24.07.2012 года N 498 (далее - Регламент), по информации о нарушении законодательства РФ о размещении заказов проведена внеплановая проверка размещения названного заказа, в результате которой установлено следующее:
Заказчик в 2013 году провел аукцион N0858300002213000001 "Выполнение работ по содержанию мест захоронения города Ростова-на-Дону".
Согласно Извещению о проведении аукциона N0858300002213000001 от 13.08.2013 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 9 460 608,67 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 03.09.2013 года в 09 часов 00 минут.
- муниципальный контракт заключен 16.09.2013 года.
В ходе внеплановой проверки установлено нарушение Заказчиком ч.3 ст.18 Закона.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.18 Закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляет ведение реестра муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования.
В реестре контрактов должны содержаться, в том числе, сведения об изменениях контракта с указанием измененных условий контракта.
В силу ч.3 ст.18 Закона в случае, если в соответствии с настоящим Законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений направляют в указанный орган сведения, которые предусмотрены частью 2 настоящей статьи и в отношении которых были внесены изменения в условия контракта. Сведения, указанные в пунктах 9 и 10 части 2 настоящей статьи, направляются заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней со дня соответственно исполнения или расторжения контракта. Сведения, указанные в пункте 11 части 2 настоящей статьи, направляются заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Дополнительное соглашение N1 к муниципальному контракту заключено 26.12.2013 года. Заказчику в соответствии с ч.3 ст.18 Закона надлежало не позднее трех рабочих дней направить предусмотренные ч.2 ст.18 Закона сведения об изменении условий контракта.
Однако фактически Заказчик данные сведения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не направил, чем нарушил ч.3 ст.18 Закона.
Факт совершения данного нарушения Закона подтверждается сведениями об аукционе N0858300002213000001 "Выполнение работ по содержанию мест захоронения города Ростова-на-Дону", размещенными на официальном сайте www.zakupki.gov.ru по рассматриваемому аукциону.
В ходе внеплановой проверки установлено, что Заказчик в 2013 году провел аукцион N0858300002213000004 "Выполнение работ по содержанию мест захоронения города Ростова-на-Дону в 2014 году".
Согласно Извещению о проведении аукциона N0858300002213000004 от 21.11.2013 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 24 671 741,93 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 12.12.2013 года в 09 часов 00 минут.
- муниципальный контракт заключен 29.12.2013г.
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона, в том числе сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.
В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме N0858300002213000004 от 21.11.2013 года Заказчик указал:
Обеспечение исполнения контракта
Размер обеспечения: |
7 401 522,57 Российский рубль |
Однако из представленных Заказчиком документов усматривается, что в п.13 Информационной карты документации об аукционе установлен иной размер обеспечения исполнения контракта 7 401 522,58 рублей.
Тем самым, сведения, содержащиеся в документации об аукционе, не соответствуют сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона. Таким образом, Заказчик нарушил ч.1 ст. 41.6 Закона.
В соответствии с ч.19 ст.41.12 Закона в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В п.13 Информационной карты аукциона Заказчик, в том числе, установил:
"обязательным приложением к банковской гарантии являются: копия лицензии банка или иного кредитного учреждения, выдавшего банковскую гарантию, на право осуществления данного вида деятельности; документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего такую гарантию".
Закон не предусматривает обязанность участника представить в качестве приложения к банковской гарантии копию лицензии банка, а также документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего такую гарантию. Кроме того, информация о выданных кредитным организациям (банкам) лицензиях является публичной и доступна на официальном сайте ЦБ РФ.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.19 ст.41.12 Закона.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении ФАС Московского округа от 18.10.2012 года по делу N А40-121083/11-84-779.
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона.
В силу ч.2 ст.34 Закона документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В п.6 "Требования к качеству и техническим характеристикам работ" раздела 4 "Техническая часть" Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика.
Согласно позиции 1 Заказчику требуется "песок природный для строительных работ средний" со следующими показателями:
должен быть неорганическим сыпучим материалом, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке песчаных и песчано-гравийных месторождений без использования или с использованием специального обогатительного оборудования;
- В зависимости от зернового состава песок должен быть: I или II класса;
- Модуль крупности Мк: свыше 2,0, до 2,6;
- Полный остаток песка на сите с сеткой N 063 должен быть: более 30, до 45;
- Содержание зерен крупностью, в процентах по массе: свыше 10мм (неизменный показатель) - до 6; свыше 5 мм(неизменный показатель) - 15; менее 0,15 мм(неизменный показатель) - до20;
- Содержание пылевидных и глинистых частиц в процентах по массе, не более: 3;
- Содержание глины в комках в процентах по массе, не более: 0,5.
Согласно п.4.3.4 "ГОСТ 8736-93. Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия" (введен в действие Постановлением Минстроя РФ от 28.11.1994 N 18-29) содержание зерен крупностью св. 10,5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений, указанных в таблице 3:
Таблица 3
В процентах по массе, не более
/----------------------------------------------------------------\ | Класс и группа песка | Содержание зерен крупностью | | |-----------------------------------| | |Св. 10 мм |Св. 5 мм |Менее 0,16 мм | |----------------------------+----------+---------+--------------| |I класс | | | | |Повышенной крупности, | | | | |крупный и средний | 0,5 | 5 | 5 | |Мелкий | 0,5 | 5 | 10 | |----------------------------+----------+---------+--------------| |II класс | | | | |Повышенной крупности | | | | |Крупный и средний | 5 | 15 | 15 | |Мелкий и очень мелкий | 0,5 | 10 | 20 | |Тонкий и очень тонкий | Не допускается |Не нормируется| \----------------------------------------------------------------/
Требование Заказчика "Содержание зерен крупностью, в процентах по массе: свыше 5 мм(неизменный показатель) - 15" не позволяет участникам предложить к поставке песок I класса, что противоречит иным требованиям Заказчика - Техническая часть документации об аукционе допускает поставку песка I класса.
Согласно 4.3.3 ГОСТ 8736-93 полный остаток песка на сите с сеткой N 063 измеряется в процентах по массе. Заказчик, описывая данное требование к товару "песок природный для строительных работ средний", не установил единицы измерения.
Таким образом, в документации об аукционе отсутствуют требования, к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, позволяющие определить соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика. Следовательно, Заказчик нарушил ч.1 ст.41.6 Закона.
В соответствии с ч.2 ст.41.12 Закона Заказчик в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
Внеплановой проверкой установлено, что муниципальный контракт N231649 от 29.12.2013 года, включая приложения, не содержит сведений о товарах, предложенных к поставке участником аукциона Белоусовым С.И., с которым заключен указанный контракт.
В частности, в муниципальном контракте отсутствуют сведения о следующих товарах "песок природный для строительных работ средний", "инсектоакарицидное средство (концентрат)".
Таким образом, Заказчик нарушил требования ч.2 ст.41.12 Закона.
В ходе внеплановой проверки установлено, что Заказчик в 2013 году провел запрос котировок N0858300002213000005 "Выполнение работ по содержанию мест захоронения города Ростова-на-Дону (вывоз и утилизация отходов на Северном городском кладбище)".
Согласно Извещению о проведении запроса котировок N0858300002213000005 от 22.11.2013 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 499 962,52 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи котировочных заявок - 04.12.2013 года в 09 часов 00 минут.
- муниципальный контракт заключен 12.12.2013г.
В ходе внеплановой проверки установлено нарушение Заказчиком ч.5 ст.9 Закона.
12.12.2013 года между Заказчиком и ИП Белоусовым С.И. заключено дополнительное соглашение N1 к муниципальному контракту N31 от 12.12.2013 года. Указанным дополнительным соглашением стороны изменили раздел 5 контракта "ответственность сторон" путем дополнения его пунктами 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8 - установили иные, отличные от указанных в контракте, условия и порядок привлечения к ответственности Заказчика и подрядчика.
Частью 5 статьи 9 Закона установлено требование, что при заключении и исполнении муниципального контракта изменение условий контракта по соглашению сторон или в одностороннем порядке не допускается.
Кроме того, ч.ч. 6-6.6 и 8.1 ст. 9 Закона установлен закрытый перечень случаев, когда возможно изменить условия контракта по соглашению сторон или в одностороннем порядке.
Изменение порядка привлечения к ответственности и условий ответственности сторон в ходе исполнения муниципального контракта муниципальным Заказчиком по согласованию с подрядчиком в вышеуказанный перечень случаев не входит.
Таким образом, заключая дополнительное соглашение N1 от 12.12.2013 года, Заказчик нарушил ч.5 ст. 9 Закона.
Правовая позиция по данному вопросу высказана в письме ФАС России от 19 декабря 2008 года N АЦ/34487.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.18 Закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляет ведение реестра муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования.
В реестре контрактов должны содержаться, в том числе, сведения об изменениях контракта с указанием измененных условий контракта.
В силу ч.3 ст.18 Закона в случае, если в соответствии с настоящим Законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений направляют в указанный орган сведения, которые предусмотрены частью 2 настоящей статьи и в отношении которых были внесены изменения в условия контракта. Сведения, указанные в пунктах 9 и 10 части 2 настоящей статьи, направляются заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней со дня соответственно исполнения или расторжения контракта. Сведения, указанные в пункте 11 части 2 настоящей статьи, направляются заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Поскольку дополнительное соглашение N1 к контракту заключено 12.12.2013 года, Заказчику в соответствии с ч.3 ст.18 Закона надлежало не позднее трех рабочих дней направить предусмотренные ч.2 ст.18 Закона сведения об изменении условий контракта.
Однако фактически Заказчик данные сведения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не направил, чем нарушил ч.3 ст.18 Закона.
Факт совершения данного нарушения Закона подтверждается сведениями о запросе котировок N0858300002213000005 "Выполнение работ по содержанию мест захоронения города Ростова-на-Дону (вывоз и утилизация отходов на Северном городском кладбище)", размещенными на официальном сайте www.zakupki.gov.ru по рассматриваемой котировке.
На основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006г. N94, в соответствии со ст.17 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим ч.5 ст.9, ч.3 ст.18, ч.1 ст.41.6, ч.2, ч.19 ст.41.12 Закона.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов не выдавать ввиду исполнения контрактов.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
В силу ч.9 ст.60 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Исп. Моргунов В.В.; тел: (863) 240-86-88.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 22 декабря 2015 г. N 2430/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2016