Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 февраля 2016 г. N 11-057/16
В связи с поступившей от ООО "ЛабТест" информацией (вх. 2483/16 от 03.02.2016) в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
с участием представителей СПб ГБУЗ "Городская больница N 38 им. Н.А.Семашко" (далее - заказчик),
в отсутствии представителей ООО "ЛабТест" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Инспекции УФАС,
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на исполнение непрофильных функций в формате аутсорсинга по оказанию услуг комплексного лабораторного обеспечения диагностического процесса в СПб ГБУЗ "Городская больница N 38 им. Н.А.Семашко" в 2016 году (извещение N 0372200074115000152) (далее - конкурс, закупка).
Адрес проверяемой организации: Госпитальная ул., д. 7/2, лит. А, г. Пушкин, Санкт-Петербург, 196601.
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении конкурса размещено 24.11.2015 на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 35 997 565,00 руб.
1. Заявитель указывает на то, что показатели, раскрывающие содержание критериев оценки заявок, установленные в конкурсной документации, не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В ч. 11 "Критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок" специальной части конкурсной документации заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе: цена контракта со значимостью 50%, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участника закупки) со значимостью 40%, а также качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (далее - Качество) со значимостью 10%.
В отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" установлены следующие показатели:
п/н пок-ля |
Показатели оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Коэф. значимости показателя (КЗ), целые |
1. |
Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема в период с 01.01. 2010 по 31.12.2015 годы |
0,4 |
2. |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами: - Наличие у Исполнителя автоматических анализаторов для оказания услуг. |
0,4 |
3. |
Квалификация трудовых ресурсов: - Наличие в штате клинико-диагностической лаборатории специалистов, имеющих высшую категорию, не менее 3 (трех) врачей - Наличие в штате микробиологической лаборатории специалистов, имеющих высшую категорию, не менее 2 (двух) специалистов - Наличие в штате лаборатории специалистов, имеющих научную степень Кандидат наук, не мене 2 (двух) специалистов - Наличие в штате лаборатории специалистов, имеющих научную степень Доктор наук, не мене 1 (одного) специалиста - Наличие в штате лаборантов (медицинских лабораторных техников), имеющих высшую категорию не менее 8 (восьми) специалистов |
0,2 |
В отношении нестоимостного критерия оценки "Качество" установлен показатель "Качество услуг", выраженный в следующих требованиях:
Требование |
Значение, баллы |
Общий подход организации к оказанию медицинских услуг, механизм контроля за качеством оказываемых услуг: а) наличие сертификатов системы менеджмента качества; б) ФСВОК (свидетельство о регистрации лаборатории за 2015 г. в следующих разделах: биохимия крови, электрофорез белков сыворотки крови, гликозилированный гемоглобин, микроскопия крови с подсчетом лейкоцитарной формулы (контр. препараты крови), коагулогия, клиническая микробиология, выявление МБТ микроскопией по Цилю -Нильсену (контрольные препараты), ИФА ВГС, ИФА Ig G к C.trachomatis,ПЦР выявление ДНК ВПЧ, ПЦР определение концентрации ДНК ВГВ, ПЦР определение концентрации ДНК ВГС, ПЦР выявление ИППП, микроскопия осадка мочи (фотографии), микроскопия кала (фотографии), выявление патогенных грибов (фотографии), выявление трихомонад (фотографии), выявление гонококков (фотографии), микроскопия эякулята (фотографии), цитологическая диагностика заболеваний шейки матки (вирт. препарат). |
75 |
с) Бесперебойное выполнение срочных исследований, обладающих высокой клинической значимостью и не имеющих альтернативных методик. Выполнение исследований методами, обладающими высокой чувствительностью и специфичностью |
25 |
Для подтверждения предоставленных сведений по показателю "Качество услуг (НЦБ3)" участнику необходимо предоставить следующие документы:
- заверенная копия сертификата менеджмента качества, заверенная копия свидетельства ФСВОК (свидетельство о регистрации лаборатории за 2015 г. в следующих разделах: биохимия крови, электрофорез белков сыворотки крови, гликозилированный гемоглобин, микроскопия крови с подсчетом лейкоцитарной формулы (контр. препараты крови), коагулогия, клиническая микробиология, выявление МБТ микроскопией по Цилю -Нильсену (контрольные препараты), ИФА ВГС, ИФА Ig G к C.trachomatis,ПЦР выявление ДНК ВПЧ, ПЦР определение концентрации ДНК ВГВ, ПЦР определение концентрации ДНК ВГС, ПЦР выявление ИППП, микроскопия осадка мочи (фотографии), микроскопия кала (фотографии), выявление патогенных грибов (фотграфии), выявление трихомонад (фотографии), выявление гонококков (фотографии), микроскопия эякулята (фотографии), цитологическая диагностика заболеваний шейки матки (вирт. препарат).
- Возможность бесперебойного выполнения срочных исследований обладающих высокой клинической значимостью ("ТропонинI", "МВ-КФК", "NGAL", "Пресепсин", "Белок S 100B", "Д-Димер") подтверждается документами на приобретение Исполнителем реагентики для выполнения исследований в количестве указанном в спецификации.
При этом по всем показателям критериев оценки заявок установлено следующее: "Отсутствие какого-либо документа, указанного выше, несоответствие пунктам технического задания, либо наличие в представленных документах недостоверных сведений, дает право конкурсной комиссии не засчитывать баллы по соответствующим требованиям шкалы оценок". Вместе с тем, отсутствие указанных документов не влечет за собой отклонение заявки.
Таким образом, в рассмотренной части у Инспекции УФАС отсутствуют достаточные основания для признания порядка оценки и критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, несоответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
2. Заявитель указывает на неправомерное требование действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), включающую работы (услуги) по сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В п. 1.1.1 ч. 4 Инструкции участникам конкурсной документации установлено требование о наличии у участника закупки "действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), включающую работы (услуги) по лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике, лабораторной генетике, сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, бактериологии, лабораторной микологии".
Согласно п. 48 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, установлено, что сестринское дело и сестринское дело в педиатрии входят в состав медицинской деятельности.
В п. 9 ч. 8 технического задания конкурсной документации установлено, что "забор Образцов производится в контейнеры Исполнителя согласно заявкам Заказчика", в таблице, установленной в ч. 6 технического задания конкурсной документации предусмотрены следующие виды услуг: забор капиллярной крови (из пальца), забор крови из вены. Указанные виды услуг относятся к сестринскому делу. По вопросу наличия лицензии на "сестринское дело в педиатрии" представители заказчика сообщили, что пациентами заказчика являются, в том числе дети.
Таким образом, в рассмотренной части у Инспекции УФАС отсутствуют достаточные основания для установления в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заявитель указывает на то, что заказчик использует конкретные наименования оборудования без использования слов "или эквивалент".
Анализ конкурсной документации, в том числе наименований оборудования, требуемого к использованию при оказании услуг, и оборудования, подлежащего оценке по критерию "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг", показал наличие слов "или аналогичный".
Вместе с тем, Инспекция УФАС рассматривает наличие в конкурсной документации слов "или аналогичный" в отношении конкретных наименований оборудования как соответствующее исполнение требований п. 1 ч. 1 ст. 50 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Таким образом, в рассмотренной части в действиях заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
4. Заявитель указывает на то, что начальная (максимальная) цена контракта не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в части отсутствия указания цены за единицу услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 6 ст. 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В приложении N 1 к техническому заданию конкурсной документации установлено, что "расчет выполнен методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)".
Заказчик при обосновании начальной (максимальной) цены контракта использовал пять коммерческих предложений, реквизиты указанных предложений указаны в приложении N 1 к техническому заданию конкурсной документации.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
В ч. 6 технического задания конкурсной документации установлены виды исследований и их конкретное количество. В коммерческих предложениях, полученных заказчиком, указана стоимость услуг с учетом всего количества исследований.
Следовательно, в данном случае требования п. 2 ч. 42 Закона о контрактной системе не подлежат применению.
Таким образом, в рассмотренной части у Инспекции УФАС отсутствуют достаточные основания для установления в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 (ч. 3 ст. 33) Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В п. 2 ч. 8 технического задания конкурсной документации установлено требование о том, что "Для бесперебойного процесса оказания услуг Исполнитель обязан располагать персоналом:
Должность |
Кол-во |
Врач клинической лабораторной диагностики |
7 |
Врач клинической лабораторной диагностики, прошедший обучение (повышение квалификации) по изосерологии |
2 |
Врач клинической лабораторной диагностики со специализацией "Лабораторная генетика" |
1 |
Врач-бактериолог |
7 |
Медицинский лабораторный техник |
12 |
Санитарка |
2 |
Количество персонала указанно в минимальном значении.
Сотрудники должны иметь медицинское образование и обладать соответствующей квалификацией, опытом работы на аналитических системах. Сведения о персонале должны быть подтверждены заверенными копиями документов (трудовая книжка (копия первой и последней, содержащей записи, страниц), диплом, сертификат специалиста со сроком окончания не ранее 31.12.2016, удостоверение о присвоении квалификационной категории)".
В п. 4, 5 ч. 8 технического задания конкурсной документации установлено требование о том, что "В соответствии с порядком оказания плановой и неоложной медицинской помощи населению Российской Федерации (приказ МЗ РФ от 15 ноября 2012 г. N 918н), Исполнитель обязуется разместить на площадях Заказчика оборудование и обеспечить его расходными материалами, реагентами, обеспечивать работоспособность оборудования, в том числе путем организации технического обслуживания (ТО), согласно рекомендациям производителя оборудования, указанным в документации к нему (инструкция, паспорт, др.), для обеспечения работы и выполнения сроков исследований по аутсорсингу. ТО оборудование подтверждается документально (договор/ акты ТО) по требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней. Оборудование, размещенное на территории Заказчика, может быть использовано только для оказания услуг аутсорсинга в интересах Заказчика.
N п/п |
Наименование |
Кол-во |
1 |
биохимический анализатор OLYMPUS AU 480 или аналогичный |
1 |
2 |
анализатор электролитов EasyLyte Calcium или аналогичный |
1 |
3 |
гематологический анализатор SysmexXS-1000 i (не менее 18 пераметров с возможностью работы с капиллярной крови) 5DIFF или аналогичный |
1 |
4 |
анализатор мочи "Aution Max AX 4280" или аналогичный |
1 |
5 |
иммунохемилюминесцентный анализатор PATHFAST или аналогичный |
1 |
6 |
иммунохемилюминесцентный анализатор Access или аналогичный |
1 |
7 |
анализатор свертывания крови Sysmex CA-50 или аналогичный |
1 |
8 |
анализатор газов крови серии ABL80FLEX или аналогичный |
1 |
В целях обеспечения непрерывного процесса оказания услуг и соблюдения единства измерений Исполнитель обязан располагать дублирующим оборудованием с аналитической платформой равной аналитической платформе оборудования, установленного в экстренной лаборатории на территории Заказчика (наличие оборудования должно быть подтверждено договорами покупки/аренды, с указанием адреса размещения оборудования)".
В данном случае установлены требования именно к участникам закупки, и именно о наличии у них конкретных трудовых ресурсов и оборудования.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 50 (ч. 3 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к участникам закупки не в соответствии с Законом о контрактной системе.
6. Остальные доводы заявителя о возможном ограничении количества участников закупки и нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения обращения о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Инспекция УФАС
решила:
1. Признать в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 50 (ч. 3 ст. 33) Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
3. Передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 февраля 2016 г. N 11-057/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2016