Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 февраля 2016 г. N 2-17-721/77-16
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия):
Председатель Комиссии Управления:
В.О. Мурашов - начальник отдела проверок государственных закупок;
Заместитель председателя Комиссии Управления:
Н.А. Лысова - заместитель начальника отдела проверок государственных закупок;
Члены Комиссии Управления:
Г.С. Мартиросян - специалист-эксперт отдела проверок государственных закупок,
М.А. Гусев - специалист 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
при участии:
государственного заказчика - ГБНУ "РНЦХ имени академика Б.В. Петровского": Киселева Д.В. и Селютина М.Ю. (доверенность N б/н от 03.02.2016).
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлены все запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. МГ/3477 от 29.01.2016) документы и сведения, даны устные и письменные пояснения относительно доводов обращения.
Внеплановой проверкой установлено:
В Московское УФАС России поступило обращение ФАНО России (далее - Заявитель) о нарушениях допущенных ФГБНУ "РНЦХ имени академика Б.В. Петровского" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов реестровые NN 0373100072115000183, 0373100072115000196, 0373100072115000197, 0373100072115000199, 0373100072115000200 и запроса котировок реестровый N 0373100072115000193.
В своем обращении Заявитель указывает на следующие признаки нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при проведении вышеуказанных закупок, а именно:
- в аукционных документациях Аукциона 1, Аукциона 2, Аукциона 3, Аукциона 4, Аукциона 5 Заказчиком неправомерно установлены иные дополнительные требования к участникам закупок;
- срок подачи заявок на участие в Аукционе 4 и Аукционе 5 установлен с нарушением ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе, также по мнению Заявителя срок подачи заявок на участие в Аукционе 1 установлен с нарушением ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе;
- расчет начальной (максимальной) цены методом сопоставимых рыночных цен Аукциона 1 не соответствует требованиям ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе;
- по мнению Заявителя в технической части котировочной документации Закупки 6 содержатся указания на конкретные марки товаров;
- на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) отсутствует информация об исполнении государственных контрактов по результатам проведения Аукциона 1, Аукциона 2, Аукциона 3, Аукциона 4, Аукциона 5 и Закупки 6.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в извещениях Аукциона 1, Аукциона 2, Аукциона 3, Аукциона 4, Аукциона 5 иные дополнительные требования к участникам закупок отсутствуют. Таким образом, данный довод Заявителя не подтвердился.
2. Аукцион 1. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 13 991 409,00 рублей.
Аукцион 4. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 360 000,00 рублей.
Аукцион 5. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 602 227,50 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона 4 от 26.06.2015 Заказчиком установлена дата и время окончания подачи заявок - 03.07.2015 09:00.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона 5 от 01.07.2015 Заказчиком установлена дата и время окончания подачи заявок - 08.07.2015 09:00.
Согласно информации с Официального сайта, изменения в извещение о проведении Аукциона 1 внесены Заказчиком 08.06.2015, установлена дата и время окончания подачи заявок - 23.06.2015 09:00.
Согласно ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Следовательно, днем окончания срока подачи заявок на участие в электронных аукционах должен быть день, который наступает после истечения семи или пятнадцати дней после размещения извещения на официальном сайте.
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что сроки подачи заявок на участие в Аукционе 4, Аукционе 5 и Аукциона 1 нарушают положения ч. 2 ст. 63, ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно Приложению N 1 аукционной документации Аукциона 1, на основании ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе Заказчиком использован метод сопоставимых рыночных цен. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что расчет цены контракта составлен на основании трех коммерческих предложений компаний по предмету контракта (исх. N 15/31 от 15.05.2015, исх. N М-22/15 от 15.05.2015 и исх. N 16 от 18.05.2015).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документаци Аукциона 1 в силу ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе содержит обоснование НМЦК по Аукциону реестровый N 0373100072115000183.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок.
Таким образом, контроль в отношении обоснования НМЦК не относится к компетенции Московского УФАС России.
4. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе , описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В технической части котировочной документации Закупки 6 Заказчиком установлены требования к закупаемым товарам, в частности в п.1 "Ионообменная смола Марка LEWATIT(IONAC)NM 91 или аналоги", п.6 "Соль таблетированная" установлены технические требования - "Соль таблетированная марки Broxtten или ее аналоги в мешках по 25кг (упак)", а также п.10 "Фильтр обратного осмоса RO 75 AUTO" установлены технические требования - "Фильтр обратного осмоса RO 75 AUTO для установки по производству воды, или ее аналог".
На заседании Комиссии Управления установлено, что в технической части котировочной документации Закупки 6 содержится указание на товарные знаки с использованием слов "или аналог", что допускает возможность поставки эквивалентной продукции.
5. Согласно доводам обращения Заявителя, Заказчиком не размещена на Официальном сайте информация об исполнении контрактов по Аукциону 1, Аукциону 2, Аукциону 3, Аукциону 4, Аукциону 5 и Закупке 6.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе, результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктами 4, 5, 23 или 44 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки, представитель Заказчика согласился с доводом изложенным в обращении Заявителя, а также подтвердил отсутствие информации об исполненных контрактах по Аукционам 1, 2, 3, 4, 5 и Закупке 6 на Официальном сайте.
Таким образом Заказчик не разместил в единой информационной системе сведения об исполненных контрактах по Аукционам 1, 2, 3, 4, 5 и Закупке 6, что является нарушением п. 1 ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частью 15, частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ч. 2 ст. 63, ч. 6 ст. 65 и п. 1 ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе при проведении электронных аукционов (реестровые NN 0373100072115000183, 0373100072115000196, 0373100072115000197, 0373100072115000199, 0373100072115000200 и запроса котировок реестровый N 0373100072115000193.
2. Выдать государственному заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Управления: |
|
В.О. Мурашов |
Заместитель председателя Комиссии Управления: |
|
Н.А. Лысова |
Члены Комиссии Управления: |
|
Г.С. Мартиросян |
|
|
М.А. Гусев |
Исп. Мартиросян Г.С.
Тел. (495) 784-75-05 доб.160
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 февраля 2016 г. N 2-17-721/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2016