Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 февраля 2016 г. N 16-16
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от 10.02.2016 N 25-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - руководителя Управления Н.С. Меркулова; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления А.С. Мухамбаевой на основании поступившего в Астраханское УФАС России обращения территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области (исх. N 25-06-07-82/2250 от 30.12.2015; вх. N 13581 от 30.12.2015) (далее - ТУ Финнадзор в Астраханской области), и статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела 19.02.2016 внеплановую камеральную выборочную проверку государственного заказчика - ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" (юридический адрес: 414000, г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47; ИНН 3015043348) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля на объекте: "Реконструкция насосной станции орошаемого участка "Гремучий", Харабалинский район, Астраханская область" (реестровый номер: 0325100002414000011), по результатам которой
УСТАНОВИЛА:
30.06.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" открытого конкурса по объекту закупки: "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля на объекте: "Реконструкция насосной станции орошаемого участка "Гремучий", Харабалинский район, Астраханская область" (реестровый номер: 0325100002414000011) (далее - Открытый конкурс).
По итогам Открытого конкурса был заключен государственный контракт от 18.08.2014 N 9 (далее - Контракт), который предусматривает этапы исполнения данного контракта (Приложение к Контракту "Календарный график"): декабрь 2014 г., декабрь 2015 г., сентябрь 2016 г.
Статьей 94 Закона о контрактной системе определены следующие особенности исполнения контракта. Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта; о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением; об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения (часть 9). Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе указанного отчета, его форма определяются Правительством Российской Федерации (часть 11).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 утверждено Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение), согласно подпункту "а" пункта 3 которого отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта (далее - Отчет) и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.
В рассматриваемом случае Заказчиком приведенная правовая норма соблюдена, результаты исполнения отдельных этапов контракта (декабрь 2014 г., декабрь 2015 г.) на официальном сайте размещены в пределах срока, предусмотренного Положением.
Кроме того, в своем акте выездной проверки от 29.12.2015, приложенном к письму N25-06-07-82/2250 от 30.12.2015, ТУ Финнадзор в Астраханской области указывает на нарушение Заказчиком норм действующего законодательства в части непроведения экспертизы отдельного этапа исполнения Контракта и с последующим ее неразмещением на официальном сайте.
Однако Инспекция приходит к обратному выводу по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом необходимо отметить, что заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем частью 4.1 статьи 94 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом.
В случае если Законом о контрактной системе и актами Правительства Российской Федерации не установлена обязанность заказчика проводить экспертизу путем привлечения к ее проведению экспертов, экспертных организаций, то заказчик вправе проводить экспертизу своими силами путем привлечения должностных лиц заказчика в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о труде.
При этом решение о порядке проведения экспертизы силами заказчика принимается заказчиком самостоятельно. Проведение экспертизы силами заказчика осуществляется в соответствии с частью 10 статьи 94 Закона о контрактной системе без оформления и приложения к отчету об исполнении контракта заключения по результатам проведения экспертизы.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком).
Таким образом, в случае осуществления силами заказчика экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, согласно положениям законодательства о контрактной системе соответствие результатов условиям контракта подтверждается документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком).
Кроме того, Инспекция установила следующее.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Как следует из положений частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком (в том числе неисполнение) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в отношении подрядчика - в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в указанных случаях в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Таким образом, системное толкование положений статьи 34 Закона о контрактной системе и пунктов 4 и 5 Правил позволяет сделать вывод о том, что положения контракта должны содержать фиксированную сумму штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, и порядок его определения.
Однако Контракт не содержит размер штрафа, налагаемого на заказчика и подрядчика.
При таких условиях, отсутствие в Контракте размера штрафа в виде фиксированной суммы за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, противоречит части 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку положения статьи 34 Закона о контрактной системе, определяющие обязательность включения в контракт не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, но и закрепление размера штрафа (пени) в фиксированной сумме, являются императивными нормами и не предполагают возможности для Заказчика по своему усмотрению подменять такие условия ссылкой на определение размера штрафа в соответствии с Правилами.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика - ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" нарушившим части 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункты 4 и 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
2. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Руководитель инспекции Н.С. Меркулов
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.С. Мухамбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 февраля 2016 г. N 16-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.02.2016