Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 февраля 2016 г. N ГЗ-90/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Весна" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, при осуществлении закупки N 0101200010515000220 Оказание услуг по организации лечебного питания стационарных больных в ГБУЗ РБ Городская клиническая больница N 13 г. Уфа.
Согласно жалобе заявителя уполномоченным органом в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей нарушен Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
ООО "Весна" в своей жалобе указывает, что конкурсная документация составлена с нарушениями норм Закона о контрактной системе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, уполномоченным органом была представлена информация по конкурсу с ограниченным участием N 0101200010515000220.
Комиссия Башкортостанского УФАС России изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее:
Уполномоченным органом в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием N 0101200010515000220 Оказание услуг по организации лечебного питания стационарных больных в ГБУЗ РБ Городская клиническая больница N 13 г. Уфа.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено:
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В конкурсной документации в качестве нестоимостных критериев оценки уполномоченным органом установлены следующие критерии:
Деловая репутация подтверждается:
- наличие дипломов и иные наград за участие в конкурсах связанных с питанием в социальной сфере (здравоохранения, образования, социального обслуживания населения) - 60 баллов;
- наличие благодарственных писем на имя Участника закупки от государственных органов исполнительной власти федерального, республиканского, муниципального уровня курирующих сферу здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, общественного питания - 30 баллов;
- наличие благодарственных писем от учреждений сферы здравоохранения, образования, социального обслуживания населения - 10 баллов;
- Отсутствие - 0 баллов
Подтверждается заверенными копиями таких документов.
Предметом данной закупки является оказание услуг по организации лечебного питания стационарных больных.
Комиссией УФАС России по РБ установлено, что установление данных критериев оценки заявок создает не равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок, так как предметом закупки является организация лечебного питания, а деловая репутация участников закупки оценивается по наличию дипломов и иных наград за участие в конкурсах связанных с питанием в социальной сфере и наличием благодарственных писем от государственных органов исполнительной власти федерального, республиканского, муниципального уровня курирующих сферу здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, общественного питания, не связанных с предметом данной закупки.
Кроме того, такой критерий как наличие в штате участника закупки специалистов по профилю оказываемой услуги оценивается следующим образом:
- Наличие поваров с 3 по 6 разряд - не менее 12 человек, в том числе поваров 5 и 6 разрядов - не менее 6 человек, пекарей или кондитеров 3 или 4 разряда - не менее 2 человек, имеющих требуемый опыт работы - 100 баллов. Отсутствие требуемого количества, квалификации и опыта - 0 баллов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 для оценки заявок по каждому критерию оценки должна использоваться формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений.
В данном случае, а так же в пунктах 1, "б" нестоимостных критериев оценки, для оценки заявок по данным критериям отсутствует шкала предельных величин значимости показателей оценки, а установлено лишь возможность получить либо 100 баллов, либо 0 баллов.
Кроме того, уполномоченным органом установлен такой критерий оценки как Наличие семидневного меню лечебных рационов питания, который оценивается следующим образом: Наличие - 100 баллов; Отсутствие - 0 баллов.
Комиссией УФАС России по РБ установлено, что в соответствии с Разделом 4 Техническое задание в Требованиях к услугам уполномоченным органом в п. 1.11 установлено: Осуществлять разработку сводного семидневного меню с учетом норм лечебного питания в соответствии с приказом Минздрава РФ от 21.06.13 г. N 395н "Об утверждении норм лечебного питания", назначение и применение диет должно производиться на основании номенклатуры стандартных диет, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации".
Установление данного критерия оценки является необъективным, так как требование осуществлять разработку сводного семидневного меню изначально установлено в Техническом задании.
Таким образом, данные доводы заявителя являются обоснованными.
В ходе внеплановой проверки было установлено, что уполномоченным органом установлен такой критерий оценки как Наличие сертификата на услуги общественного питания согласно кодов ОКУН 122100 или 122200.
Данная сертификация является добровольной и осуществляется органом по сертификации подтверждение соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Цель добровольной сертификации - документальное удостоверение соответствия продукции и услуг национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров; содействие приобретателям в компетентном выборе продукции и услуг; повышение конкурентоспособности продукции и услуг на российском рынке.
Добровольное подтверждение соответствия продукции и услуг осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Кроме того, код ОКУН 122100 это Услуги питания, код ОКУН 122200 это Услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий.
Наличие данных сертификатов создает не равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупки, так как не связанны с предметом данной закупки.
На основании изложенного, Комиссия УФАС России по РБ устанавливает в действиях уполномоченного органа нарушения ч. 8 ст. 32, ч. 2 ст. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Довод заявителя о том, что критерий оценки Наличие в штате участника закупки врача диетолога и (или) медицинской сестры диетической, который подтверждается предоставлением заверенных копий - штатного расписания Участника закупки, трудовых книжек данных работников, трудовых договоров, заключенных между Участником закупки и работниками, нарушает положения Федерального закона от 27.07.2006 г. N152-ФЗ, является необоснованным, так как установление данного критерия не нарушает положения Законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99 требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Весна" на действия уполномоченного органа в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей частично обоснованной.
2. Признать в действиях уполномоченного органа нарушение ч. 8 ст. 32, ч. 2 ст. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 50 Федерального закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Уполномоченному органу выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 февраля 2016 г. N ГЗ-90/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2016