Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 3 марта 2016 г. N 04-50/43-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
в присутствии:
представителя общества с ограниченной ответственностью "БУРЯТЖИЛСТРОЙ" (далее - Заявитель, Общество) - <_> (доверенность от 25.02.2016 исх. N 24/2),
представителя Муниципального бюджетного учреждения "Инфраструктурный центр - служба заказчика" (далее - Заказчик) - <_> (доверенность от 01.03.2016),
рассмотрев в жалобу ООО "БУРЯТЖИЛСТРОЙ" на действия Заказчика при проведении конкурса на оказание услуги по отлову, транспортировке, содержанию безнадзорных домашних животных, реестровый номер - 0302300050716000003 (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель считает, что установление нестоимостных критериев: обеспеченность участника закупки земельным участком на территории Заиграевского района (п. 2.4 Таблицы критериев (показателей), их значимость Приложения 7 конкурсной документации), обеспеченность участника закупки скотомогильником на территории Заиграевского района (п. 2.5 Таблицы критериев (показателей), их значимость Приложения 7 конкурсной документации) ограничивает количество участников открытого конкурса.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) не допускает ограничивать участников определения поставщика по месту нахождения "материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании". В данном Конкурсе установлены ограничения в виде показателей критериев: обеспеченность участника земельным участком и скотомогильником на территории Заиграевского района.
Заказчик создает участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественные условия участия в торгах, соответственно, нарушает ч. 1 ст. 17 Закона N 135-Ф3 "О защите конкуренции" и п. 4 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе, в части запрета на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса.
На основании изложенного просит выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Представитель Заказчика, не согласившись с доводами Заявителя, поясняет следующее.
Включение в состав КД показателей: обеспеченность участника закупки земельным участком на территории Заиграевского района и обеспеченность участника закупки скотомогильником на территории Заиграевского района соответствует требованиям Закона о контрактной системе и Правил. Применение критерия "обеспеченность участника закупки земельным участком на территории Заиграевского района" обусловлено реализацией прав граждан, проживающих в районе, на возврат ошибочно отловленных животных. Критерий "обеспеченность участника закупки скотомогильником на территории Заиграевского района" позволит Заказчику отслеживать количество усыпленных животных, привезенных на утилизацию в скотомогильник, выезд специалистов заказчика на скотомогильники в других районах (регионах) будет затруднительно.
Ссылаясь на пункт 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, представитель Заказчика указывает: непредоставление участником конкурса документов, подтверждающих квалификацию участника открытого конкурса по оспариваемым показателям, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, обжалуемые показатели не влекут за собой ограничение количества участников открытого конкурса, и просит признать жалобу ООО "Бурятжилстрой" необоснованной
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение номер 0302300050716000003 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Сайт) 05.02.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 654 200,00 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе состоялось 26.02.2016 (протокол размещен на Сайте 29.02.2016 в соответствии с частью 7 статьи 52 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктами 4, 9 части 1 статьи 50 конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении подрядчика критерии и их величины значимости.
При этом количество используемых при определении подрядчика критериев, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки.
Подпунктом б) пункта 4 Правил содержит нестоимостной критерий оценки заявки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", в том числе могут быть: а) качество товаров (качество работ, качество услуг); б) функциональные, потребительские свойства товара; в) соответствие экологическим нормам.
Пункт 27 Правил устанавливает, что показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг.
На заседании Комиссии выявлено, что Разделом 12 КД Заказчиком предусмотрено: "Заявка на участие в конкурсе должна содержать всю указанную в конкурсной документации информацию и документы, согласно приложению N 2 к конкурсной документации".
Пунктом 12 Приложения N 2 к конкурсной документации "Перечень информации и документов, представляемых для участия в открытом конкурсе" Заказчиком определены "Документы, подтверждающие квалификацию, согласно порядку оценки заявок (Приложение N 7 к конкурсной документации)".
В состав Приложения N 7 к конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе" включена "Таблица критериев (показателей), их значимость", которая содержит показатели критерия "2. Квалификация участника закупки":
- 2.4 Показатель: обеспеченность участника закупки земельным участком на территории Заиграевского района;
- 2.5 Показатель: обеспеченность участника закупки скотомогильником на территории Заиграевского района
Наименование критериев |
Предмет оценки |
Количество присваиваемых баллов |
Коэффициент значимости |
Коэффициент значимости показателя в квалификации участника закупки |
1. Цена контракта (руб.) |
|
|
60 |
|
2. Квалификация участника закупки |
|
|
40 |
|
2.4 Показатель: обеспеченность участника закупки земельным участком на территории Заиграевского района |
при отсутствии земельного участка |
0 |
|
20 |
при наличии земельного участка |
100 |
|||
2.5 Показатель: обеспеченность участника закупки скотомогильником на территории Заиграевского района |
при отсутствии скотомогильника |
0 |
|
20 |
при наличии скотомогильника |
100 |
Участнику закупки, располагающему земельным участком на территории Заиграевского района, будет присвоено 100 баллов, а участнику закупки, не имеющему земельный участок в границах Заиграевского района, но обладающему земельным участком в иных административных территориях (например: Тарбагатайском, Хоринском, г. Улан-Удэ и др.) - 0 баллов, аналогично, по показателю, связанному с наличием скотомогильника на территории Заиграевского района.
Указанное свидетельствует о стремлении Заказчика замкнуть границами Заиграевского района рынок оказания услуги по отлову, транспортировке, содержанию безнадзорных домашних животных. Желание Заказчика определить победителем конкурса участника, имеющего материальные ресурсы на территории только Заиграевского района, соответственно, снижает вероятность признания победителем участника, располагающего материальными ресурсами за пределами Заиграевского района, что ограничивает количество участников Конкурса и подтверждается протоколом вскрытия конвертов на участие в Конкурсе от 26.02.2016.
Вместе с тем, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является обеспечение максимально широкого круга участников закупок, выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Таким образом, Комиссия усматривает нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Бурятжилстрой" обоснованной.
2. Признать Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Инфраструктурный центр - служба заказчика" нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Муниципальному бюджетному учреждению "Инфраструктурный центр - служба заказчика" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 3 марта 2016 г. N 04-50/43-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2016